Тайны волшебного ящика
09.01.2006 16:14
…обе мировые войны, атомная бомба и освоение космоса.

Причем обо всем этом, как и об остальном, что волновало человечество во второй половине ХХ века, люди получили полное представление благодаря именно телевизору. Потому что, как известно, лучше один раз увидеть и услышать, чем сто раз прочитать в газете…

Ничто так не изменило тысячелетний уклад жизни человека, как появление в его жилище этого светящегося «ящика». Как сказали бы многие – дьявольского. Не только потому, что телепередачи и фильмы в значительной степени формируют менталитет, знания и вкус человека, и зачастую они учат его отнюдь не хорошему. Дело в том, что телевидению удалось превратить человека – существо изначально коллективное – в нелюдимого индивидуума, вечерами напролет сидящего в кресле напротив экрана.

И уже даже не вспоминают, что в середине ХХ века телевидение было совершенно добрым чудом, и тогда у него даже появился свой небесный покровитель – святая монахиня Клара. По католической легенде, первый сеанс «телевизионной трансляции» праздничного богослужения в соборе, куда ее не взяла мать-настоятельница, сестре Кларе организовал сам Господь, превратив в экран стену ее кельи. В честь 700-летия этого чуда Ватикан и решил сделать святую Клару главным небесным телепродюсером. Но сейчас, понятно, святостью на телевидении и не пахнет.

Впрочем, виновата в этом не техника, а люди, которые ее используют. На ракете, к примеру, можно мирно летать на Луну, а можно начинить ее двенадцатью боеголовками и направить на вероятного противника. Поэтому никому и в голову не придет упрекнуть великого Циолковского в том, что из-за его неумной фантазии миру сегодня постоянно угрожает ядерная атака. Так же нелепо было бы попрекать трансляциями футбольных матчей (отбирающих на несколько часов у жен их мужей) или бразильскими сериалами (действующих с точностью до наоборот) изобретателей телевидения. Среди которых, кстати, были и наши «самоделкины».

Еще в 1880 году студент Порфирий Иванович Бахметьев (будущий физик и биолог) предложил теоретическую модель прибора для передачи изображения на расстоянии, названного им «телефотографом». И хотя Бахметьев не построил этот аппарат, а только намалевал его схему, все же ему принадлежит авторство идеи разложения изображения на отдельные элементы, которые затем и «летели» к телевизионному приемнику, где опять «складывались» в картинку.

Справедливости ради отметим, что рядом с именем Бахметьева называют и других подвижников, пришедших к этой же идее, пусть и своим путями - итальянца Адриана ди Пайва, французского инженера М. Санлекома, португальского физика А. де Пайва.

Правда, вначале телевидение пошло по двум разным дорогам. В 1884 году немецкий студент Пауль Непков запатентовал свой знаменитый вращающийся диск с отверстиями, который стал основой механического телевизора.

Попытки его усовершенствования не прекращались вплоть до начала 1930-х годов, и именно механическое телевидение впервые появилось в эфире. В Советском Союзе это случилось 1 октября 1931 года. В 1933 - 1936 годах наша промышленность даже выпустила 3,2 тысячи механических телевизоров «Б-2». Правда, размер их экрана был всего 3 на 4 сантиметра, так что тут уместней было бы говорить не «смотреть», а «подглядывать». А в Германии по телевидению транслировали Берлинскую олимпиаду и выступления Гитлера.

Однако верх взяла другая система – с электронно-лучевой трубкой, созданная в 1907 году преподавателем петербургского Технологического института Борисом Львовичем Розингом. Ее устройство наверняка известно всем – катодный луч заставляет светиться специальный слой на торцевой части этой трубки. Великий ученый долгие годы «пробивал» свое изобретение, борясь с механическим телевидением, за что и пострадал от наших бюрократов. Однако в 1931 году Семен Исидорович Катаев создал передающую электронную трубку, в том же году свой «иконоглаз» собирает в США русский эмигрант Владимир Зворыкин – и инженеры наглядно показывают преимущества электронного телевидения. Но бюрократов побороть было непросто – механическое телевидение транслировалось в Москве до 1940 года, а в Киеве – до начала Великой Отечественной.

Но все же электроника победила. Очевидно, в том числе и потому, что заглядывать в микроэкраны механических телевизоров было просто неудобно, к тому же они были одноканальными. Но главное – электронные системы были взяты на вооружение военными – в виде радаров. Именно ВПК и стал тем паровозом, который двигал дальнейшее развитие телевидения.

СССР в этом отношении отнюдь не отставал от «буржуев». Первый отечественный кинескоп массового производства был создан в 1947 году, правда, его диаметр был всего 18 см. Он использовался в первых моделях отечественных телевизоров: «Ленинград-l», «Москва-l» и самом знаменитом из них – «КВН-49». Кстати, в Европе телевизоры начали массово продаваться только в середине 1950-х годов, причем поначалу их покупали неохотно. Например, многие британцы купили свой первый телевизор токмо ради просмотра… трансляции коронации Елизаветы.

Чтобы разглядеть картинку, к телевизору прикупали еще и специальную огромную линзу, больше похожую на аквариум – она была полой, и в нее наливали дистиллированную воду. Но чтобы смотреть такой, с позволения сказать, «телевизор», всей семьей, приходилось садиться плотно друг к другу прямо перед этим чудом техники.

Рассмотреть все достижения советского строя через такой экран было нелегко, поэтому в течение 1948-52 гг. были разработаны и пущены в производство кинескопы с диаметрами 31 и 40 см. Правда, при простом увеличении диаметра колбы кинескопа в разы возрастала и ее длина. Поэтому в нее внесли ряд усовершенствований.

Во-первых, изменили саму форму колбы – она стала укорачиваться за счет увеличения угла отклонения электронного пучка. Если у трубок «КВН-49» он составлял 55 градусов, то в 1958 г. достиг уже 110, что позволило выпустить партию крупноэкранных телевизоров с привычными нам габаритами «коробки». Во-вторых, круглый экран решили «растянуть» в прямоугольный - первые такие кинескопы были выпущены в СССР в 1953 году. С тех пор ведущие мировые фирмы начали бешеную гонку на пути к максимальному размеру и абсолютной плоскости экрана.

Когда телевидение вплотную подошло к проблеме цветности, на арену снова ненадолго выпрыгнул механический телевизор – именно на нем в Москве в 1956 году была просмотрена экспериментальная цветная трансляция. Однако возвращаться к ним никто всерьез не собирался. Инженеры пошли другим путем: они создали кинескоп «три в одном» - с тремя катодами внутри колбы, отвечающие каждый за свой цвет. Собственно, поэтому цветные телевизоры и стоили чуть ли не в три раза дороже черно-белых…