Дипломатическая кадриль
24.04.2007 11:05
...тотальная кадровая перетасовка. Что, в общем-то, вполне предсказуемо, учитывая приход на Михайловскую площадь всесторонне «новой метлы» с обличьем Арсения Яценюка.

Во время своего презентационного выступления в Верховной Раде тогда еще кандидат на должность министра иностранных дел обещал обеспечить «новый толчок и творческую атмосферу» в МИДе.

И один из логичных первых шагов в этом направлении, конечно, «кадровый вопрос». То есть перетряхивание дипкорпуса в пользу его превращения из филиала Народного Руха, коим он стал благодаря трудам политически незаангажированного Тарасюка, в обыкновенное внешнеполитическое ведомство.

Ну а ввиду того, что делегирован был Арсений Яценюк в главы МИДа волей Президента Украины, то и созданием «творческой атмосферы», естественно, озаботился президентский Секретариат.

Этот доблестный орган в последнее время регулярно радует прогрессивную общественность появлением на белый свет бумаг, способных в один миг поставить на уши не только отечественную и мировую юриспруденцию, но и заодно всю Украину. В связи с чем были все основания ожидать, что и МИДовские проблемы будут решены столь же конструктивно.

И ожидания полностью оправдались. Не далее как 20 апреля в недрах президентской канцелярии родился замечательный в своем роде документ. А именно - Распоряжение Президента Украины №82/2007-рп «О рабочей группе по изучению состояния соблюдения законодательства по вопросам кадрового обеспечения дипломатической службы Украины».

Пунктов в этом распоряжении оказалось немного - всего три. Первый - утвердить персональный состав рабочей группы. Второй - данной группе в месячный срок отрапортовать о результатах своих трудов. Ну и третий - МИДу обеспечить товарищей из группы всеми необходимыми материалами и документами.

Словом, никакой поэзии, сплошная рутина, если бы… Если бы не перечень лиц, вошедших в состав группы. Которая сейчас, надо полагать, уже вовсю скрупулезно изучает состояние соблюдения законодательства по вопросам кадрового обеспечения украинской дипслужбы.

Собственно говоря, особый интерес вызывает всего одна персона, скромно завершающая список, - Александр Борисович Христенко, заместитель начальника департамента Службы внешней разведки Украины.

И вопрос тут не в его профессиональных качествах. Упаси Боже сомневаться в способности господина Христенко бдительно стоять на страже государственных интересов! Вопрос - в самом факте его официального появления в группе лиц, которым высочайшим повелением поручено шерстить дипломатическую братию. Поскольку тем самым Секретариат Президента подтверждает, что разведка имеет самое прямое отношение к принятию решений о назначении дипломатов.

Разумеется, дипломатия и внешняя разведка во все времена идут бок о бок. И то, что дипломатические представительства традиционно являются «крышей» для украинской СВР и ее мировых аналогов - тоже не откровение.

Но в какой стране это делают публично, Указом Главы государства? Словом, сдала Банковая дипслужбу. Теперь и к гадалке ходить не надо, чтоб понять, что за ней стоит разведка.

Родись такое решение в Лондоне или Париже – закончилось бы все большой шумихой в прессе, и не сносить бы тогда головы высоким госчиновникам. А у нас сей скромный факт остался едва ли замечен.

Во всем мире священный союз дипломатов и разведчиков традиционно не афишируется. Отчего некоторые подробности об их совместной деятельности всплывают разве что при объявлении персоной нон грата с оперативной высылкой из страны пребывания очередного торгового атташе. Не говоря уже о каком-нибудь из рук вон выходящем международном скандале.

Словом, есть в жизни такие вещи, о которых все знают, но не делают достоянием гласности. Не говоря уже о том, чтобы фиксировать их в таких легкодоступных для широкой публики документах, как президентские распоряжения.

Недаром же Лех Валенса буквально пару месяцев тому назад очень нехорошо обозвал польского президента и своего тезку Качинського за то, что тот, на пару с близнецом-премьером, в своем отчете о ликвидации спецслужб обнародовал фамилии руководителей военной разведки, их заместителей и сотен офицеров, а также представителей агентурной сети.

Но то, что понятно даже отставному электрику Валенсе, оказалось недоступным для видного в прошлом закарпатского товароведа Виктора Балоги, лично утвердившего состав вышеупомянутой рабочей группы по оптимизации МИДовского кадрового потенциала.

К сожалению, в далеких 80-х Львовский торгово-экономический институт, очевидно, не располагал необходимым преподавательским составом, способным вложить в студента Балогу азы дипломатической кухни. А потому охочий до знаний отрок был вынужден пополнять их багаж исключительно за счет просмотра многосерийных советских полит-боевиков вроде «ТАСС уполномочен заявить…». Где, в принципе, любой задрипанный сотрудник какого-нибудь торгово-экономического представительства мог в один миг обернуться рыцарем плаща и кинжала.

Эти бесхитростное восприятие мира и веру в собственные силы Виктор Иванович бережно пронес через всю свою жизнь - от прилавков мукачевской райпотребкооперации до министерских коридоров и секретариатских закоулков.

Как гласит Экклезиаст, «во многих знаниях многия печали». Видимо, поэтому нынешний глава Секретариата Президента всегда бодр и весел. В отличие от кислых лицом специалистов, которых разве что кондратий не хватает при изучении очередного продукта, произведенного балогинской рейхсканцелярией.

И что, в конце концов, такое кадровый разведчик, получивший документально оформленное благословение на пересортировку дипломатов в сравнении с тем же знаменитым президентским указом о роспуске парламента, едва не распустившим заодно всю страну? Так, мелочь жизни, обыкновенная чиновничья шалость.

Ну и разве что еще одно подтверждение проверенной временем истины: когда кухарка берется управлять государством, прием пищи становится небезопасным для здоровья.