Фашизм не пришел!
30.04.2007 01:45
…организаторы не дошли до Крещатика.

«Униженные» и... воскрешенные?

Прошло 63 года с тех пор, как последние «солдаты фюрера» были выбиты из Киева – и вот теперь они обещали вернуться.

Эта шокировавшая общественность (и не только украинскую) новость появилась 11 апреля, когда некая «Украинская национал-трудовая партия» объявила, что 28 апреля она намерена отметить «День создания украинской дивизии СС», устроив в самом центре столицы «марш с факелами».

Место сбора поклонников эсэсовских вояк было назначено в парке Шевченко, прямо под памятником Тарасу Григорьевичу. Оригинальное решение! Это все равно, если бы московские наци-скины собирались под памятником Толстому.

Вначале информацию приняли за недобрый розыгрыш. Однако затем оказалось, что соответствующая заявка на это мероприятие подана в киевскую мэрию (неким гражданином Антоном Жуком). Пошли слухи, говорили, что в Киев съедутся национал-радикалы из Западной Украины, что прибудут «живые мощи» настоящих ветеранов этой дивизии. Забегая вперед, отметим, что ветераны дивизии «Галичина» сочли заявленный марш провокацией.

Пока власть раздумывала, левые политики и граждане решили бороться с фашизмом своими силами. Коммунисты и ПСПУ подали заявки на проведение в том же месте и в то же время своих антифашистских акций протеста и призвали общественность присоединиться и не допустить фашистский шабаш. Появилась, в частности, информация, что в Киев приедут члены крымского «Прорыва», который, как известно, готов в случае чего применить и силу.

Чем могло закончиться такое противостояние, нетрудно было догадаться, вспомнив события октября 2005 и 2006 года, когда левые блокировали проведение в столице маршей «воинов УПА». Тогда только вмешательство милиции предотвратило появление новых жертв старой войны.

Поэтому власти поспешили отреагировать. Правда, первая реакция, со стороны Секретариата Президента, была весьма странной. Глава Секретариата Виктор Балога всего лишь призвал правоохранителей не допустить столкновений, нисколько не осудив саму идею проведения марша в честь эсэсовцев.

Затем отозвались киевские власти и через суд добились запретить проведение акции сторонников СС, а заодно и митинг протеста коммунистов. Опять же, это выглядело всего лишь как предотвращение столкновений сил с противоположными политическими взглядами – но никакого осуждения реабилитации фашизма не последовало. Более того, мэр Киева Леонид Черновецкий обмолвился, что… не видит ничего противозаконного в проведении марша, если его участники не будут нарушать общественный порядок и «бить морды».

Первое осуждение марша со стороны «оранжевых» появилось только в «день Х». Дело в том, что по странному стечению обстоятельств вечером 28 апреля на Европейской площади «оранжевые» проводили свой митинг с участием Президента. Появление рядом с собою людей с символикой СС, свастикой, выкрикивающих «хайль», они сочли нежелательным. И назвали марш… провокацией «сине-красных».

Заместитель главы исполкома «Нашей Украины» Игорь Жданов заявил: «К митингу, с целью его дискредитации, планируют присоединиться якобы бывшие воины СС "Галичина". Такими методами кое-кто хочет показать, что Президент и объединенная оппозиция поддерживаются профашистскими элементами». И добавил, что, «по данным источников», эта провокация «координируется с улицы Грушевского».

Впрочем, попытка изобразить событие как козни своих политических соперников оказалась неубедительной. Ведь сторонники «СС Галичина» заявили о намерении провести акцию еще 11 апреля, митинг же «оппозиции» (если ее так можно назвать после открытого присоединения к ней Президента) был запланирован гораздо позже.

Таким образом, возникает другой вопрос: почему «оранжевые» решили провести свой митинг в один день и почти в то же время вместе с «профашистскими элементами»? А потом уверяют, что это совпадение – следствие козней коалиции!

Получи, фашист, гранату!

К вечеру 28 апреля в Шевченковском парке собрались противники акции – прогрессивные социалисты, собравшиеся стать на пути «факельного марша» (сразу прозванного «фекальным»). Но услуги ПСПУ не потребовались. На этот раз фашистский реванш быстро и оперативно пресекла милиция. Любители СС не дошли до Крещатика и даже не успели зажечь свои факелы.

Уже в 17.00, согласно поступившей информации, на станции метро «Лесная» сотрудниками «Беркута» были задержаны около 40 человек, у которых при осмотре нашли боксерский спортинвентарь. В 19:00 в переулке Михайловский милиция задержала еще 37 человек «скинхедской наружности». В том же месте было обнаружено такси, в котором найдены факелы и бутылки с зажигательной смесью, а также фашистская символика».

Действия работников милиции так обрадовали прогрессивных социалистов, что Наталья Витренко ласково назвала их «беркутятами».

А по информации «Нового Региона», вместе с национал-радикалами на улице Большой Житомирской (рядом с музеем истории Украины) был задержан корреспондент газеты «Коммерсант-Украина» Артем Скоропадский. Он описал события так:

«Сначала загребли всех организаторов марша в честь дивизии "Галичина". У них забрали факелы и флаги. Сами задержанные рассказали мне, что им подкинули бутылку водки и газовые баллончики. Потом я подошел к милиционерам, начал спрашивать, на каких основаниях задержали участников шествия. В результате милиционеры посадили и меня в машину».

Порыв журналиста-правдолюбца быстро разъяснился: он оказался членом праворадикальной партии УНА-УНСО. Впрочем, его быстро отпустили. Как писало РИА «Новости», по словам журналиста, сотрудники милиции вели себя корректно и, в отличие от других задержанных, у него не брали отпечатки пальцев и не фотографировали.

Как писали потом участники несостоявшегося марша на одном из украинских неофашистских сайтов, им таки удалось провести акцию и даже заснять ее на видео. На записи видно 8-9 человек, которым удалось пройти несколько десятков метров по улице Красноармейской с тремя зажженными факелами, криками «Зиг! Хайль!» и характерным нацистским приветствием. Вот и весь «марш».

Праздник поклонников гитлеровских вояк и их малолетних поклонников с треском провалился. Их постигла та же участь, что и их кумиров, которые бахвалились дойти до Москвы, но были разбиты и рассеяны в первом же бою под Бродами.

Однако вопросы остались. Почему в Киеве стало возможным организовывать подобные мероприятия? Почему задержание неонацистов вызывает у некоторых людей вопрос, на каком основании оно проводится? И почему «тени СС» сейчас поднимают голову не только в Украине, но и в других постсоветских республиках?

Что-то с памятью моей стало…

Думается, что подобные события – следствие политики, которую вели пришедшие к власти «оранжевые» на протяжении последних двух лет. Собственно, они вели ее и раньше, но не так широко, поскольку именно этим людям была отдана на откуп гуманитарная сфера еще со времен президентства Леонида Кучмы.

О своем намерении предоставить бывшим членам УПА статус «ветеранов» Виктор Ющенко заявил уже в канун Дня Победы 2005 года. И даже, было, собрался усадить их вместе с ветеранами Красной Армии за один стол. Однако намерения Президента, явно питающего к «бандеровцам» более теплые чувства, чем к освободителям Украины от фашизма, пока так и не увенчались успехом.

Впрочем, за последние годы стараниями авторов выдержанных в «национальном духе» учебников истории уже непонятно, кто же именно освобождал Украину. Поскольку в рамках кампании по отмыванию УПА, создания ей имиджа «народной армии, воевавшей на два фронта», были созданы мифы о том, что немцев с Неньки прогнала не Красная, а «Украинская повстанческая» армия.

Так появились байки о городах и целых областях, освобожденных УПА в 1943 году. «Подробности» этих сражений превосходят по своему размаху даже фантазию голливудских сценаристов. На одного убитого атакующего (!) «воина УПА» в них приходится по 10 убитых немецких солдат! Терминатор Шварценеггер и «Крепкий орешек» Уиллис отдыхают.

Однако вместе с реабилитацией УПА под крики, что все воевавшие против СССР по умолчанию являются «героями борьбы за независимость Украины», началось и отмывание других формирований, в том числе тех, которые непосредственно служили гитлеровцам и даже входили в состав германских вооруженных сил. В том числе и 14-й дивизии СС «Галичина».

Так, несколько лет назад власти Ивано-Франковска предприняли было попытку присвоить бывшим эсэсовцам статус «участника боевых действий за свободу и независимость Украины». Но после всплеска общественного возмущения отказались от этой затеи. Тем не менее, улицы имени «Дивизии «Галичина» уже появились в Западной Украине. Например, в Тернополе.

Это казалось диким – ведь СС, в том числе и части «ваффен-СС», были осуждены и признаны преступными Нюрнбергским трибуналом. Однако спустя 60 лет после окончания самой кровавой в истории человечества войны эсэсовцы вдруг стали национальными героями, причем не в Германии или Австрии, а в некоторых постсоветских республиках. Воинов же Красной Армии они начали называть оккупантами.

Так, в Литве уже давно реабилитировали своих эсэсовцев и даже поставили им памятник с изображением до боли памятной старикам всей Европы фигуры в немецком мундире и автоматом в руках. Именно эти фигуры вели в концлагеря и расстреливали по оврагам сотни тысяч людей.

В Эстонии же политика, направленная на пересмотр итогов Второй мировой, привела к массовым уличным столкновениям, и уже есть первые жертвы. Речь о сносе мемориала воинам Красной Армии, который раздражал националистические власти прибалтийского государства.

Сначала памятник обезличили. Вместо памятной таблички на нем появилась надпись «павшим во Второй мировой». То есть, получалось, всем подряд: советским воинам, немецким карателям, американским пехотинцам, японским самураям. Был потушен Вечный Огонь – мол, экономически невыгодно жечь дорогой газ.

А теперь памятник решили и вовсе снести. Однако на этот раз протесты славянского населения Эстонии (не только русских, но и украинцев, беларусов), чтящего память погибших предков, вылилось в открытое силовое столкновение.

Гитлер жив?

Официальная власть Украины события в Эстонии решила пока что «не заметить». МИД назвало события вокруг памятника Воину-освободителю «внутренним делом Эстонии». Президент Ющенко вовсе промолчал. Свое возмущение или, как минимум, обеспокоенность высказали только представители коалиции и украинские правозащитники.

Впрочем, даже среди «оранжевых» есть политики, разделяющих озабоченность поднимающим голову неофашизмом. Так, депутат от БЮТ Александр Фельдман намерен подать в Верховную Раду следующего созыва законопроект, который сделает невозможным проведение публичных акций сторонниками фашизма.

Однако заметим – никто из «щирых украинцев» не высказал даже похожей идеи.

Как будто в освобождении Эстонии от фашизма не принимали участие красноармейцы-украинцы. Как будто не им тоже поставлен этот памятник и, возможно, останки украинцев тоже лежали под его плитами.

Однако Виктор Ющенко и его команда, в которой сильно лобби «национал-патриотов», предпочитают, видимо, не ссориться с дружественной для себя Эстонией по таким «пустякам». Тем более, что для них «гонимые в бой сталинскими заградотрядами» (мнение национал-патриотов) украинцы? Видимо, ничто. Это же не одухотворенные «национальной идеей» мясники из СБ ОУН или эсэсовцы 14-й дивизии.

Причина, видимо, в том, что эта «национальная идея» как украинских, так и прибалтийских национал-патриотов зиждется на примитивной русофобии. Все, что против Москвы – хорошо, все, кто воевал в Красной Армии – как минимум, несчастные жертвы сталинизма.

Поэтому происходит возвращение в 1941 год, когда национал-патриоты приветствовали Гитлера как «освободителя». Это очень четко перекликается с их современной идеей «НАТО – гарант независимости». Стремлением удержать существование своих полных противоречий государств за счет западных штыков.

Но это является громадной ошибкой. Вместо разрешения противоречий идет попытка навязывания интересов группы политиков всему обществу. А общество начинает оказывать этому сопротивление. События в Эстонии – это уже явный раскол тамошнего общества.

Такой же раскол уже существует в Украине. Пока что это раскол в головах людей. Но не исключено, что дело может дойти и до рукопашной. Если одна часть политиков будет усердно навязывать всей стране свои сомнительные «ценности».

Кроме того, наибольшие опасения вызывает именно реабилитация фашизма и связанных с ним страниц истории. Пока что Виктор Ющенко еще не додумался до открытого призыва к реабилитации эсэсовцев и полицаев. Однако он уже высказался за открытие «музея советской оккупации». До открытия музея тех, кто против этой «оккупации» воевал в рядах СС, остался один шаг.