Стартуем без отмашки!
15.05.2007 09:00
…готовятся к внеочередной схватке за депутатские мандаты.

Особенности национальных выборов

Одни мечтают набрать больше мест в парламенте, другие не потерять то, что имеют, третьи – просто попасть в него. Между тем политическая карта за последние два года не слишком изменилась. Украинский электорат остается расколотым на два лагеря: оранжевый и сине-красный. В соотношении примерно 50 на 50.

В такой ситуации конкурентная борьба за умы и души избирателей между оранжевыми и сине-красными не имеет никакого смысла. По сути, граждане уже давно определились в своих основных политических симпатиях. Сейчас они лишь размышляют над тем, какая же из оранжевых партий более оранжевая, а какая отошла от «принципов Майдана».

Равно как на второй половине электорального поля озадаченно чешут затылки, стараясь угадать, кто же является наиболее антиоранжевым – регионалы, коммунисты или Витренко.

Поэтому все громкие заявления, обещания и призывы политиков обращены к избирателям не противоположного, а своего лагеря. Все эти «долой коррумпированный парламент» или «Президент поставил страну на грань» предназначены для своих, оранжевых или сине-красных избирателей. Дабы заявить, что, мол, из всех «наших» я самый принципиальный (порядочный, дальновидный и т.п.).

Ну, разве что Виктор Янукович все еще пытается выглядеть всеукраинским политиком, ради чего, видимо, и выучил кое-как «рідну мову». Однако этим отнюдь не убавил общий рейтинг оранжевых в западных и центральных регионах – равно как и не прибавил там процентов к общему рейтингу бело-голубых и красных. Что еще раз доказывает тщетность таких попыток. Так что ловить голоса электората приходится все-таки в собственном пруду.

Это создает несколько специфических особенностей нынешней, пока еще официально не начавшейся, избирательной кампании. Во-первых, самая ожесточенная борьба разворачивается внутри оранжевого и сине-красного лагерей, а не между ними. И не только за голоса, но и за безусловное лидерство среди «своих».

Во-вторых, перевес оранжевых над сине-красными (или наоборот) будет зависеть во многом от того, не будут ли потеряны голоса «малых» партий, которые самостоятельно не могут пройти в парламент, набирая лишь от 1 до 2,9%. А единственный способ их не потерять – включить в состав избирательных блоков.

В-третьих, многие «малые» партии сами желают пойти на выборы в составе таких блоков, и они даже конкурируют между собою за возможность занять «первый вагон от паровоза». Однако на пути их формирования встает естественное препятствие – спор о квоте и порядковых номерах своих людей.

… + Юра = мегаблок

Из всех «малых» партий наибольший аппетит выказывает «Украинская правица», чей лидер Юрий Костенко запросил для своих соратников целых 30% мест в блоке «Наша Украина».

Правда, сколь-либо убедительных для «нашеукраинцев» доводов для подобного шага он привести не смог, мотивировав свое желание тем, что в таком блоке должны быть представлены партии «левой», «центристской» и «правой» политической ориентации, вроде как поровну.

Но о том, что партии «правицы» (Народный Рух, УНП и «Собор») в совокупности пока что не набирают и 3%, Костенко почему-то умолчал. Видимо, не верит «продажным» социологам. Вряд ли спасет положение и возможное присоединение к «Правице» КУНа, Христианско-демократической партии и скандальной «Свободы» Олега Тягнибока (эту идею высказал лидер «Собора» Анатолий Матвиенко).

Оригинально, не правда ли? «Правица» добавляет «Нашей Украине» около 2 процентов, а в обмен требует 30!

Не исключено, что амбициозный Костенко повторит свою прошлогоднюю ошибку – снова не умерит вовремя амбиции, не войдет в состав «Нашей Украины» и «пролетит» на выборах. Но вот будет ли таким же принципиальным лидер Руха Борис Тарасюк? Думается, вряд ли станет сенсацией новость о распаде «Правицы» в результате ухода из нее Народного Руха в блок НУ на минимальных условиях.

Не такой большой аппетит у другого Юрия – лидера «Народной Самообороны» Луценко. Экс-«терминатор» вообще заявлял, что готов согласиться на 226 место в списке «оранжевого мегаблока», но только если такой блок объединит «Нашу Украину» и БЮТ (фразы про туфельки, которыми прошлись по спинам побратимов, ввиду изменившейся политической ситуации легко забылись).

При этом рейтинг Луценко будет повыше, чем у «Правицы» – последние опросы, проведенные Институтом политического моделирования, дают ему до 5% рейтинга. Впрочем, это самый лучший результат. А есть и другие, по которым «Самооборона» не дотягивает до проходного барьера. К тому же, имей Луценко 5%, зачем ему активно проситься в «мегаблоки», если можно спокойно пройти в парламент самому? И почему его не приглашают с распростертыми объятиями? Ведь 5%, чай, лишними никогда не будут!

Но обоих Юриев «Наша Украина», похоже, отшила. «…Если "Самооборона" и "Правиця" будут руководствоваться государственными интересами, а не трудоустройством своих лидеров, то шансы очень высоки. Если титульная партия блока "Наша Украина", то не нужно диктовать какие-то требования», – заявил один из лидеров НУ Александр Третьяков.

В гордом одиночестве

Если многие «нашеукраинцы» не против создания «мегаблока» на условиях лидерства в нем НУ, то БЮТ демонстрирует категорическое желание идти на выборы в гордом одиночестве.

Действительно, зачем «Батьківщине», имеющей самый высокий из всех оранжевых партий рейтинг, соглашаться на участие в блоке, где она не будет играть первую скрипку? Амбиции Тимошенко хорошо известны. Они гораздо выше, чем у Костенко, но они подкреплены высоким рейтингом, позволяющим не проситься в блок к другим, а побороться за власть самостоятельно.

При этом нельзя не заметить некоторую антипатию Леди Ю. к своему бывшему соратнику по Майдану Юрию Луценко. Она основана, видимо, на том, что свои несколько процентов лидер «Самообороны» получил за счет БЮТ. Ведь свой политический имидж НаСа словно скопировала у Юлии Владимировны. Разница лишь в том, что Луценко мужчина и носит очки. Не исключено, что часть электората БЮТ вполне могла перебежать к этому свежему персонажу – «мужику», да к тому же еще и «интеллигенту». Понятно, что подобной «кражи» Тимошенко ему не простит. Но до поры до времени забудет...

Однако основная головная боль Юлии Владимировны не Луценко, а «любі друзі» Президента. Они снова могут кинуть ее с креслом премьера, на которое она очень рассчитывает и ради которого, собственно, стала вдохновителем досрочных выборов.

Оранжевая коалиция в будущей Верховной Раде все еще под вопросом. Даже несмотря на стопку подписанных договоренностей. Мало, что ли, наподписывали оранжевые зимой-весной 2006 года?

Далеко не все «нашеукраинцы» желают снова видеть Тимошенко премьером. Более того, они вообще не желают видеть ее в одной коалиции с НУ. Зато видят будущую коалицию в формате «Наша Украина» + Партия регионов.

Не зря вице-спикер, член БЮТ Николай Томенко на днях заявил о необходимостях неких гарантий того, что после выборов «…позиция Вячеслава Кириленко будет позицией партии, а не позицией Юрия Еханурова, который говорил о правительственной коалиции только с Партией регионов».

Интересно, что того же Томенко потребовал и от Юрия Луценко, поскольку «…лидер "Народной самообороны" несколько раз рвался выйти из правительства, а затем входил в правительство Януковича».

«Токмо ради стабильности страны»

Судя по всему, неожиданное перемирие между Януковичем и Ющенко, в ходе которого парламентская коалиция согласилась на перевыборы, несколько спутало карты «бьютовцев». Дело в том, что сразу после этого «мира» в кулуарах заговорили о том, что регионалы и «нашеукраинцы» якобы рассматривали создание в будущей Раде своей «широкой коалиции».

Интересно, что такую идею поддержал новоназначенный секретарь СНБО Иван Плющ:

«Я тогда и сейчас был пылким приверженцем такой позиции! Я считаю, что страны, в которых ни одна политическая сила не набрала на выборах 50%, обречены на широкие коалиции. Когда обсуждалось, как достигнуть компромисса в той рабочей группе, я обратился к Юлии Тимошенко и сказал, что это можно достигнуть только в том случае, если вы, Юлия Владимировна, скажете, что тезис "С «Регионами» никогда!" не только ошибочен, но и вреден!»

В принципе, особых политических разногласий между «верхушками» ПР и НУ нет. Спор идет только о разделе кресел и полномочий, но такой же спор возникает в подобных ситуациях и между близкими по «цвету» партиями. Достаточно вспомнить, как поссорились «Наша Украина» и БЮТ.

В целом же эти две бизнес-группы тяготеют к сближению, поскольку в политике бизнесмен бизнесмену «глаз не выклюет» – если речь не идет о борьбе за какой-нибудь свечной заводик. К ним вполне могут присоединиться и «малые» бизнес-партии – ПППУ и «Виче». К слову, и та и другая, лавируя между синими и оранжевыми, являются прекрасным примером того, что бизнесу малоинтересны политико-идеологические «заморочки».

«Широкая коалиция», при условии, что партии не только полюбовно распределят власть, но и договорятся о совместной эксплуатации экономических ресурсов, действительно могла бы положить конец ссоре «Нашей Украины» и бело-синих.

В публичном варианте это выражалось бы словами регионалов о достижении долгожданной «стабильности». Правда, непонятно, как бы это отвечало «выбору народа», который голосует все-таки за или против оранжевых (за или против синих), а не за их совместную коалицию? Однако такой сценарий никто не спешит назвать «ревизией результатов выборов». По всей видимости, «ревизия» – это только когда у оранжевых отбирают власть.

Но пока что сами регионалы о «широкой коалиции» помалкивают. Наверное, чтобы, во-первых, не сглазить, а во-вторых, не разочаровывать окончательно тех своих избирателей, которые голосуют за Януковича исключительно как лидера антиоранжевых сил. Во всяком случае, они его таким видят.

Разочарование избирателей грозит падением рейтинга регионалов, что нежелательно во всех отношениях, в том числе и в плане создания «широкой коалиции». Сейчас его достаточно, чтобы создать большинство только на основе ПР и НУ. Все остальные партии смогут, при желании, присоединиться к уже сформированной коалиции, но только не «качая» никаких прав. А точнее, на условиях регионалов и «нашеукраинцев».

В такой ситуации непримиримая Юлия Тимошенко действительно рискует остаться в гордом одиночестве, причем по-прежнему в оппозиционном. Единственным спасением для нее может стать срыв переговорного процесса по перевыборам, который приведет и к обострению отношений между ПР и НУ.

Левые левым – рознь

Следует отметить, что срыв переговоров в какой-то степени был бы в интересах и Социалистической партии. Дело в том, что в «широкой коалиции» может не найтись места социалистам. А если и найдется, то лишь в сессионном зале, а не в кресле спикера. Вряд ли они сохранят за собой и министерские посты, особенно кресло руководителя МВД.

Кроме того, рейтинг СПУ находится на грани проходного барьера. Поэтому питомцам Мороза было бы интересно пройти в парламент в составе единого блока с Партией регионов. Некоторые социалисты даже поспешили завить о таком блоке как о свершившемся факте. Однако не все так просто. Как и в оранжевом лагере, в сине-красном возникают проблемы при обсуждении вопроса формирования «мегаблока».

«Мы ничего исключить не можем, но настроение, насколько я знаю, у большинства партийцев – идти на выборы самостоятельно… Принцип у нас на последних выборах был: мы ни с кем блокироваться не будем. Что касается новых выборов, то будем рассматривать этот вопрос», – заявил регионал Владимир Рыбак.

С прагматической точки зрения, ПР нет никакого смысла заключать союз с Соцпартией. Зачем? Чтобы в обмен на 3-4% отдать Морозу кресло спикера? Но если будет создана «широкая коалиция» с «Нашей Украиной», услуги социалистов вообще не понадобятся. По той же причине еще более нежелательно создавать единый «мегаблок» с коммунистами. Ведь Компартию категорически не приемлет националистически настроенное крыло НУ.

А если «широкая коалиция» не вызреет, то можно будет попробовать восстановить сине-красную на основе трех независимо прошедших в парламент партий. Может быть даже четырех – если в ВР попадет Витренко.

Впрочем, Наталья Михайловна для регионалов – это все равно, что Луценко для Тимошенко. ПСПУ будет активно подбирать голоса ПР, оброненные Януковичем во время перемирия с Ющенко. За счет ПР подрос и рейтинг КПУ, которым дают уже до 5-6%.

Коммунисты, как и прогрессивные социалисты, блокироваться с ПР не собираются. Во-первых, регионалы их, по известным причинам, не приглашали (это помешает им создать «широкую коалицию»), а во-вторых, успех КПУ и ПСПУ во многом зависит от ошибок и неудач регионалов. Регионалы теряют голоса – они приобретают. При такой тенденции нет никакого смысла идти к ним в блок. Напротив, сейчас благоприятная ситуация проявлять принципиальность и индивидуализм.

Регионалам ничего не остается, как попытаться вернуть назад свои голоса, для чего им, видимо, придется еще раз пообещать избирателям заняться вопросом русского языка и «не пущать» Украину в НАТО.

Что же касается «левого блока», то о нем даже не заикаются. Слишком уж много противоречий на этом фланге. Вряд ли в одну пятерку согласятся воссесть Наталья Витренко и Александр Мороз. Даже если это возможно теоретически, то времени на подобное соглашение уже нет.

Однако в долгосрочной перспективе, в случае создания «широкой коалиции», объединения левых не исключены, поскольку регионалы могут тогда потерять столько голосов, что их хватит для создания довольно сильного «провосточного» блока или новой партии.

Но это вилами по воде писано. Пока что не только туманны перспективы будущих коалиций, но и неизвестны сроки перевыборов. Скажем больше – нельзя быть уверенным, состоятся ли они вообще.