Не стреляйте в олимпийца…
27.02.2006 10:37
И если Игры в Солт-Лейк Сити из-за откровенно хамского поведения хозяев-американцев, добывавших золото не только на спортивных аренах, но и сутяжничеством в комитетах и комиссиях, окрестили «дикой Олимпиадой на диком Западе», то Турин-2006 можно назвать «гемоглобиновой» Олимпиадой.

Не секрет, что спорт высоких результатов не предполагает допингового целомудрия. Употребляют препараты, стимулирующие физические кондиции спортсмена, все без исключения, только не все попадаются. Здесь многое зависит от качества спортивной медицины, которая старается хотя бы на полшага идти впереди антидопинговых лабораторий.

Советская «химия» всегда была на высоте. Не припомнишь, чтобы кто-то из спортсменов залетал по-крупному. А сейчас залеты стали постоянным спутником спортивной жизни. История с олимпийской чемпионкой Солт-Лейк Сити Пылёвой – образец неумения пользоваться запрещенными снадобьями. Попытки выгородить допинговую неудачницу выглядели по-школярски неумело.

Потому, страхуясь от антидопинговых преследований, спортивные наставники взяли невинное «гемоглобиновое» направление. Теперь перед решающими стартами спортсменов загоняют тренироваться на высокогорные базы, где в режиме кислородного голодания (гипоксии) организм атлета включает защитные резервы, вырабатывая излишки гемоглобина. Но и с этим явно переусердствовали. У ряда атлетов медики выявили в крови избыток красных кровяных телец. Справедливости ради надо отметить, что на гемоглобиновых шалостях погорели не только русские. Даже эфиопский спортсмен (ему-то на кой это было надо?) заполучил дисквалификацию.

Но самый заметный скандал все-таки устроили австрийцы, в лагере которых нарисовался тренер Вальтер Майер – персона нон грата. Ему категорически возбранялось появляться на Олимпиаде до 2010 года, так как сей подвижник стимуляторов сумел провезти на Игры в Солт-Лейк Сити препарат для… переливания крови. Итальянские карабинеры ночью нагрянули со «шмоном» в лагерь австрийцев. Австрийских лыжников взяли под микитки и увезли на допинг-контроль. Самого Майера не нашли – он успел сигануть в окно и дать деру. В результате образцовой облавы австрийцы на следующий день в эстафете даже не финишировали.

Позабавили фигуристы пандемией падений. А ведь фигурное катание, как остроумно (нарочно не придумаешь) заметил один из комментаторов: «…это же искусство, это ДАЖЕ НЕ ФУТБОЛ!». Но мужики, словно молотобойцы, беспощадно размахивали податливыми телами очаровательных партнерш, запуская их в свободный полет на второй космической скорости, что зачастую и приводило к болезненным падениям.

Запомнилось выступление эксцентричной итальянской танцевальной пары Барбары Фузар-Поли и Маурицио Маргальо. Перед заключительным «па» Маурицио нечаянно выронил на лед партнершу, и сам встал на четыре точки опоры. Добрую минуту после последнего аккорда Барбара испепеляла нерасторопного партнера взглядом обманутой супруги. И, очевидно, ужасно сожалела, что действо разворачивалось не на кухне, где можно было огреть обмишурившегося супер-Марио сковородой или чем еще поувесистей. А счастье было так близко!

Падение Ирины Слуцкой лишило ее законной золотой медали, более того: судьи в очередной раз продемонстрировали «объективность» и за художественное ползание по льду (два падения!) американки Коэн водворили ее на второе место.

Позабавил честной мир своими изысканными манерами французский горнолыжник Пьер-Эммануэль Дальсин. Француз лидировал в слаломе в тот момент, когда организаторы приняли решение отложить соревнования из-за плохой погоды. Все результаты были аннулированы. На следующий день, когда соревнования возобновились, Дальсин проехал мимо ворот и, спустившись вниз, гордо выпрастал из кулака вверх средний палец. Фигуру он адресовал судьям, за что из его кармана вывернули 3800 долларов – максимум, что можно было сделать за «фигуральное» отношение к судейской коллегии.

Потешили и комментаторы. Они старались не шибко отставать от признанных мастеров юмора. На открытии олимпиады российский телекомментатор не без гордости выдал в эфир: «Россия тоже приняла деятельное участие в подготовке этого открытия, одного российского газа сколько сожжено…»

Другой в разгар хоккейной баталии Россия - Швеция, когда на льду происходило очередное рукосуйство, плотоядно выпалил: «Ну, знаете, за это надо бить табло! Извините, лицо…»

Но всех перещеголяли наши мастера великой и могучей «мовы». На открытии Олимпиады прозвучал перл в стиле Михаила Жванецкого: «…раніше ви бачили президента Італії, йому 85 років, але якою шаною він користується! Хочеться вірити, що він також любить свій народ».

Отличилась Россия и на поприще нарушений международных конвенций о защите окружающей среды. Русские, и раньше не отличавшиеся скобарством, на этот раз притаранили на открытие «Русского дома» в Турине… центнер черной икры! И с широкого плеча всем гостям отвешивали ее половниками. Насытиться на всю оставшуюся жизнь рыбными яйцами мог практически любой зевака. Русским великодушно не стали инкриминировать контрабанду. После сытного фуршета с икоркой у властей рука не поднялась устраивать щедрым россиянам выволочку.

Всяко было. Однако скандалы с допинг-контролями канут в лету, а на скрижалях истории останутся имена чемпионов. Увы, среди них снова не будет украинцев. Это уже стало настолько привычно, что мы оцениваем выступление своих атлетов не по количеству медалей, а по количеству участвовавших в спортивных массовках. И велеречивые комментаторы вразумляют, что, например, лыжницей, прикатившей пятой на финиш, надо восхищаться. Результатами других олимпийцев, застрявших в конце второго-третьего десятка, тоже необходимо гордиться, т.к. четыре года назад они и из четвертого не вылезали. Есть надежда, что не пройдет и ста лет, как кто-то из украинцев взбежит на золотой пьедестал. А пока за последние три Олимпиады из более чем 700 разыгрываемых наград украинские отборные спортсмены отправили на родину одну серебряную и две бронзовые медальки.

С нынешними двумя «бронзами» Украина в командном зачете (25 место) оказалась выше на три строки скопища спортивных держав – прямо по алфавиту: Андорра... Бермуды… Кения. Прогресс, конечно, есть: на прошлой Олимпиаде мы были в одной компании с Сенегалом и Эфиопией, где живут, снега белого не видя.

Давно почили в бозе благодушные, всех примиряющие принципы отца-основателя олимпийского движения Пьера де Кубертена – главное, мол, не победа, а участие. Олимпийские игры стали удобнейшим поводом для мировых смотрин государств. Они дали возможность, не бряцая военными доспехами, в мирном соревновании доказать свое превосходство над другими, прославить страну. Но Украина по-прежнему движется жестко в русле доктрины Кубертена. Нас очень трудно заподозрить в победных амбициях, поскольку помыслы наших спортивных деятелей не замутнены суетой борьбы за первые места.

Психология неудачника, базирующаяся на мазохистской руководящей идее, что нас во все времена «пригноблювали», активно внедряемая в общественное сознание, дает свои всходы. Впрочем, судя по высказываниям официальных лиц Украины, мы обязаны удовлетвориться результатами Олимпиады. Говорят, прогресс налицо. Четыре года назад имели дырку от бублика, а сейчас – две «бронзы» оттяпали. Выступаем в меру сил, потому «не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет»…

Такое явно заниженное требование общества к самому себе, государственным институтам и руководителям, которое просматривается во всех сферах деятельности, является признаком упадка общества. Ведь только воспитывая в спортсменах (и не только в них) «комплекс победителя», можно рассчитывать в будущем на яркие успехи…