Карающий меч американской Фемиды
10.04.2006 18:14
...лиц и компаний, возможно, приведет к смене управления на Никопольском заводе ферросплавов. В исковом заявлении, поданном в окружной суд штата Массачусетс, США, описываются схемы, по которым Виктор Пинчук, Джерри Маргулис, Александр Новак, Виктор Вексельберг и Александр Абрамов через подконтрольные им фирмы и финансовые организации выводили миллионы долларов прибыли из Никопольского завода ферросплавов.

Если суд удовлетворит требования компаний-истцов, то это будет означать, что Виктору Пинчуку необходимо будет менять систему управления предприятием, делая финансовую картину более прозрачной. А распределение доходов предприятия станет более правильным по отношению к миноритарным акционерам и к государству, которому за этот период не доплачены десятки миллионов долларов налогов.

В 2002 году группа «Приват» была одним из конкурентов Виктора Пинчука по приватизации Никопольского завода ферросплавов. Предложенная ими Фонду государственного имущества цена за данное предприятие была на порядок выше той цены, которую заплатил за него Виктор Пинчук. Намного позже глава Фонда Михаил Чечетов признавал, что на него оказывалось давление президентом Кучмой с тем, чтобы победителем конкурса стал Виктор Пинчук. Соответственно были сформированы такие его условия, которым мог соответствовать лишь один участник – подконтрольный Пинчуку консорциум «Приднепровье». За группой «Приват» и некоторыми другими акционерами оставался небольшой пакет акций размером немногим больше 10%. Но его наличие давало возможность и дальше оказывать давление на менеджмент предприятия с целью выровнять и наладить работу предприятия.

Сегодня группа «Приват» заинтересована в расторжении договора купли-продажи предприятия государством Виктору Пинчуку и готова снова выкупить возвращенный государству пакет акций за сумму, в несколько раз большую, чем первоначально за нее заплатило «Приднепровье».

Эксперты с самого начала отмечали, что первоначальной и главной целью Виктора Пинчука на предприятии было именно выведение дохода НФЗ и его аккумулирование на своих счетах. Никаких других задач – как-то развитие предприятия, постройка современного производства – у него совершенно не было. Более того, суммы, уплаченные Виктором Пинчуком Фонду государственного имущества, были деньгами самого предприятия.

Купив в 2002 году небольшой пакет акций НЗФ и получив таким образом формальный повод, Виктор Пинчук через свою связь с дочерью Леонида Кучмы получил в управление государственный пакет акций. Именно с этого периода начинается снижение прибыли завода. Пинчук через подконтрольные ему компании контролирует более половины акций завода и таким образом начинает, не будучи собственником, полностью руководить предприятием. Попытки миноритарных акционеров восстановить свои права жестко пресекались во многом благодаря зависимости государственных чиновников от интересов семьи президента Леонида Кучмы. Миноритарные собственники не допускаются на собрания акционеров, от них утаивается финансовая отчетность предприятия. Пинчук навязывает НЗФ своих поставщиков руды и своих продавцов производимого ферросплава на мировом рынке. Первые продавали руду по завышенным ценам, а вторые по заниженным покупали продукцию. Практиковались Пинчуком и давальческие схемы, когда для НЗФ поставлялась руда и оплачивалась ее переработка. В дальнейшем продукция продавалась на мировом рынке почти на треть дороже.

В то же время до 2002 года, пока НЗФ самостоятельно без посредников покупал сырье и сбывал конечную продукцию на рынке по рыночным ценам, прибыль получал завод и все его акционеры.

Получив благодаря управлению государственным пакетом контроль над предприятием и его финансами, Виктор Пинчук в течение двух лет сумел заработать сумму, которая в несколько раз превышала заплаченную им впоследствии при приватизации.

По мнению истцов, которые в данном случае защищая собственные интересы миноритарных акционеров, фактически действуют в интересах государства, совокупные скрытые доходы предприятия начиная с 2002 года составили 265 млн. долларов.

Как утверждается в исковом заявлении, для того чтобы получить и удержать контроль над НЗФ и в течение нескольких лет осуществлять хищения и мошенничество, Пинчук широко использовал подкуп должностных лиц. Существенную поддержку ему в этом оказывали российские партнеры.

С наступлением времен новой власти после оранжевой революции Пинчук с российскими друзьями продолжили попытки оставить предприятие «под собой». Так как после ухода с поста президента Леонида Кучмы влияние Виктора Пинчука существенно ослабло, возник вопрос, что делать дальше. На основании информации в СМИ, прозвучавшей от ключевых фигур этой ситуации, можно сделать следующий вывод. Пока новое правительство старалось разобраться в обстоятельствах приватизации НЗФ, Пинчук, Вексельберг и Абрамов всячески блокировали его действия, вплоть до различных схем дискредитации его авторитета. С этой целью, как следует из распечаток телефонных разговоров, опубликованных в СМИ между участниками заговора, было запланировано выплатить 50 млн. долларов заинтересованным должностным лицам и украинским чиновникам. Из них на основании документов денежных переводов между Вексельбергом-Абрамовым и Пинчуком можно сделать вывод, что половина этой суммы таки дошла до адресатов. По крайней мере, до сегодняшнего дня Пинчук и компания продолжают распоряжаться имущественным комплексом НЗФ.

В то же время, по оценкам экспертов, затягивание процесса санации предприятия со стороны украинского государства приводит к тому, что вся деятельность компаний Пинчука сконцентрирована вокруг максимального выкачивания оборотных денег с работающего предприятия.

Иск был подан на территории США по нескольким причинам. Одна из них в том, что пока в Украине продолжаются политические перетягивания каната, связанные с выборами, формированием нового правительства, Виктор Пинчук продолжает управлять предприятием через доверенных лиц. Ничего не смогла добиться и Генеральная прокуратура, которая пытается отменить результаты приватизационного конкурса. В этой ситуации, когда большинство финансовых потоков, по которым с предприятия уходят деньги, завязаны на американские фирмы и на людей, которые проживают на территории США, было принято решение обратиться именно в американский суд. Истцы считают, что консорциум «Приднестровье», корпорация «Интерпайп» и ряд связанных с ними американских компаний в своих действиях кардинально нарушают «Закон о коррумпированных и связанных с рэкетом организациях».

Среди основных требований Игоря Коломойского, как одного из бенефециаров компаний - миноритарных акционеров, подавших иск, - прозрачность работы предприятия и блокирование работы схем финансовых махинаций. Одновременно необходимо точно определить сумму похищенных доходов НЗФ и компенсировать со стороны ответчиков в пользу истцов в размере, соответствующем их доле в акционерном капитале НЗФ.

В идеале, если дело будет таки доведено до нормально состояния, завод будет вторично продан по настоящей его стоимости, а потери акционеров предприятия и государства будут взысканы с Виктора Пинчука и его партнеров.

Конечно, завод может остаться в государственной собственности и таким образом он будет акционерным обществом со многими участниками, но в любом случае это будет нормально работающее предприятие, которое платит налоги в бюджет и имеет прозрачную отчетность. Но пока Виктор Пинчук остается последним живым динозавром уходящей эпохи расхищения государственного имущества в крупных размерах.