Винтик при власти
16.10.2007 16:00
...нового договора. Досадно лишь, что иногда некоторые министерские чиновники позволяют себе лично определять политику государства, решая, каким вопросам дать ход, а какие - задвинуть.

Государство или буферная зона?

История подготовки к этому документу длится уже давно, несколько лет. Одним из завершающих аккордов был 11-й саммит Украина - ЕС 14 сентября в Киеве. В принципе, прорыва в европейском направлении от него не ждали. Представители обеих сторон подчеркивали, что на нем не будут приняты какие-либо исторические решения, и акцентировали внимание на более прагматичном, техническом характере встречи в верхах. Главной темой саммита стало обсуждение деталей будущего усиленного соглашения между Украиной и Евросоюзом. Зафиксировать перспективу членства в ЕС в новом договоре Украине пока не удалось. Вместе с тем Киев продвинулся на пути к созданию зоны свободной торговли с ЕС.

Накануне обсуждения некоторого прогресса по переговорам относительно нового усиленного соглашения между Украиной и ЕС эксперты проанализировали ход выполнения Плана действий «Украина-ЕС» на 2005-07 годы. Аналитики Центра Разумкова в декабре 2006 года и апреле 2007 провели серию экспертных и социологических исследований в рамках проекта «Общественный мониторинг Плана действий Украина-ЕС». По мнению специалистов, нашей стране удалось достичь некоторых успехов на пути к демократизации и европейским стандартам.

Однако, отмечает обозреватель Сергей Пасюта, что касается борьбы с коррупцией, независимости судов и успехов в социально-экономической сфере, то тут специалисты намного более сдержанны в оценках. К этому добавляются и проблемы с соблюдением прав языковых меньшинств, о которых постоянно говорит народный депутат Украины Вадим Колесниченко. «К сожалению, пока демократические трансформации нивелируются медлительностью преобразований в экономике и социальной сфере», - заметили Валерий Чалый и Михаил Пашков из Центра Разумкова в статье, опубликованной в «Зеркале недели».

Также на протяжении года продолжались переговоры об упрощении визового режима и реадмиссии. В июле на сессии Европарламента, на которой обсуждался мандат на переговоры ЕС о новом усиленном соглашении с Украиной, евродепутаты высказали поддержку будущему присоединению Украины к Европейскому Союзу. Глава делегации Европарламента по связям с Украиной Адриан Северин заявил: «Мы должны решить, хотим ли мы видеть Украину слабой буферной зоной или, наоборот, сильной страной на границе между ЕС и Россией». При этом он добавил, что для вступления в ЕС Украина должна осуществить свои демократические реформы, а ЕС - свои реформы для возможности дальнейшего расширения.

Возможно, такой медленный путь Украины к ЕС, а скорее топтание на месте, является также следствием состава делегаций, которые ездят в Брюссель? К такому выводу приходим, когда узнаем историю, описанную ниже.

Эпистолярный обман

Заявления сторон - красивые слова. Однако для того, чтобы понять весь механизм подковерных бюрократических бульдожьих схваток, здесь целесообразно было бы привести одну характерную историю бюрократической переписки. Документы, с нею связанные, у редакции в наличии. Итак, начнем!

Народный депутат Вадим Колесниченко, получивший не так давно широкую известность после разработки отчета об исполнении положений нашумевшей «Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств», изъявил желание присоединиться к работе украинской делегации в Брюсселе. Сама встреча должна пройти в евростолице 16-18 октября. Переговорный процесс с заместителем министра иностранных дел Анатолием Веселовским начался еще в июле текущего года. 6 июля депутат выслал письмо ему как главе делегации Украины для участия в переговорах с ЕС относительно заключения нового базового договора между Украиной и Европейским Союзом.

Ответ был получен 16 июля. В письме сообщалось, когда состоится пятый раунд переговоров. Кроме того, сообщалось, что организационные вопросы, связанные с формированием состава делегации Украины, будут решаться в сентябре 2007 года, депутату предлагалось выбрать для работы одну из трех рабочих групп. На что 14 августа Колесниченко сообщил МИД о своем желании работать в рабочей группе по вопросам юстиции, свободы и безопасности, которую возглавляет заместитель министра юстиции Валентина Лутковская. Интересно, что получение письма было подтверждено ответом внешнеполитического ведомства 23 августа с подписью вышеупомянутого Веселовского, в котором еще раз отмечалась дата проведения переговоров и сообщалось о решении организационных деталей формирования делегации Украины в начале октября.

И депутат Колесниченко начал ждать деталей своей командировки. Учитывая то, что к началу октября к нему никто не обращался, о деталях подготовки делегации не сообщал и не просил выразить свои замечания к документам, которые готовятся на переговоры, Колесниченко в третий раз направил письмо на имя председателя украинской делегации с напоминанием о необходимости привлечения его к работе делегации. Однако уже 9 октября к нему поступил, как выразился сам народный избранник, «уникальный ответ» Анатолия Веселовского, в котором отмечалось, что формирование состава украинских частей рабочих групп в составе делегации Украины уже завершено, о чем поставлено в известность руководство ЕС. То есть Колесниченко просто целенаправленно водили за нос несколько месяцев.

За 3 месяца переписки и неоднократных напоминаний нардепа ни разу так и не пригласили на заседание рабочей группы и не была предоставлена возможность ознакомиться с документами, которые готовятся к переговорам, выразить свои замечания и предложения. Более того, в результате прямого обмана он не смог принять участие непосредственно в переговорах. Депутат считает, что это не может не отразиться на плодотворности диалога с Европейским Союзом, который всегда придерживался ценностей демократии, учета всех точек зрения и проведения открытой политики.

Коррупция как она есть

Как видим, выше описан яркий случай злоупотребления властью, казалось бы, незаметных винтиков глобальной государственной бюрократической машины. И этот «винтик» может просто затормозить отдельный аспект сотрудничества с Европой только из-за того, что ему не нравятся убеждения и работа нардепа, к примеру. И это притом, что точно неизвестно, какие мотивы двигали заместителем Яценюка, когда он лгал в официальных документах депутату. А ведь речь идет о диалоге Евросоюза и Украины - глобальных игроков на мировой шахматной доске. А потому в подобном контексте мелочей не бывает. Это своеобразное антилобби, задвигание опредленных идей можно объяснить по-разному. Иной наивный читатель такое поведение спишет на банальное раздолбайство. Однако на таком уровне принятия решений случайностей не бывает.

Вполне возможно, скажет читатель, все дело в том, что заявку на поездку подал депутат из Партии регионов, а руководит работой подчиненный министра - ставленнника Президента. Однако здесь встает встречный вопрос: почему же из-за собственных эмоций отбрасывается целый аспект двухсторонних отношений? Получается, формированием политики государства заняты чиновники, которые, без преувеличения, саботируют подготовку важнейшего для Украины международного документа пятилетки.

Подобные действия можно приравнять к коррупционным. Ведь налицо злоупотребление властью и преступный подлог фактов. А именно с коррупцией украинские коррупционеры и обещают европейцам бороться при каждой встрече. О чем еще можно говорить в подобных ситуациях, если подготовку делегации для разработки очередного антикоррупционного документа готовят люди, сами не очень добросовестные?

И данной проблемы нет быстрого решения. Остается ждать, взяв пример с Моисея, когда же наконец отойдет от дел последний чиновникус советикус, а учитывая тот факт, что существует такая штука, как преемственность поколений, и у каждого «спеца» существуют идейные потомки, то лет сорок родине придется ждать точно. К сожалению, дилемма упивания властью стоит дорогого всему народу.

А ведь народ долго терпеть такое не будет, ему нужно государство, а не буферная зона...