Украинская мамка русского царя
16.10.2007 15:38
…в «закройных тупичках» которой кроются фигуры куда более весомые, нежели нынешние весьма неоднозначные герои. Например, царица Елена Глинская.

Зри в корень...

О красавице Елене писали еще ее современники. Писали и восхищались. Теперь позвольте повосхищаться и нам.

Глинские действительно были известным и довольно знатным украинским родом. При этом их «украинство» имело, пардон, татарские корни. В 1430 году великий князь литовский Витовт подарил Полтаву и Глинск татарскому мурзе Лексаде Мансуркановичу, который принял православие и взял в крещении имя Александр. Лексада, по некоторым сведениям, был прямым родственником хана Мамая, того самого, которого разбил Дмитрий Донской на Куликовом поле.

Центром своих владений Сашко Глинский сделал город Бельск (ныне Котелевский район Полтавской области). Его наследники упрочили не только фамильную славу, но и свой политико-хозяйственный статус, став наместниками в Овруче и Путивле.

Но наиболее известным Глинским стал князь Михаил, великий искатель приключений и авантюрист, талантливый военачальник и дипломат, которого знала вся Европа. Михаил служил у германского императора Максимилиана, у Альберта Саксонского, был маршалом великокняжеского литовского двора.

Пользуясь авторитетом, он, вместе с братьями Василием и Иваном, поднял восстание украинской и белорусской шляхты против польского короля Сигизмунда Старого. Потерпев поражение, Михаил бежал в Москву, где был пригрет великим князем Василием III, пару раз отколошматил татар, за что получил чин боярина.

Однако и здесь амбициозный Михаил обрел врагов и по подозрению в сношениях с литовцами, с которыми шла война, был арестован. Но великий князь Василий обнаружил у Михаила, помимо его вины, красавицу-племянницу. Елена Васильевна не отличалась знатностью, но могла и умела нравиться.

Очарованный, околдованный

В это время у Василия III сложились серьезные проблемы на «лично-семейном фронте». Сын московского князя Ивана III и византийской принцессы Софии Палеолог был женат на Соломонии Сабуровой, дочери воеводы Юрия Константиновича Сабурова, в меру родовитого боярина, родственника Годуновых и Вельяминовых. Но в период серьезных политических решений князь имел «ахиллесову пяту» - брак оставался бездетным.

Встреча с Еленой Глинской радикально подействовала на московского правителя. Как указывает летопись, великий князь возлюбил Елену Глинскую «лепоты ради лица и благообразия возраста, наипаче же целомудрия ради».

Он решает разорвать брак, что по канонам того времени было делом неслыханным. К тому же 47-летний Василий Иванович пошел ради невесты на весьма смелый (с точки зрения нарушения традиций) шаг – он сбрил бороду – гордость мужика и, как писал летописец, «в усах ходил». Это вызвало при дворе негодование, едва ли не большее, чем сам брак. Давало о себе знать и «литовское гражданство» избранницы, и католические симпатии ее дяди.

Но, как мы говорили, политические нюансы, настойчивость князя и обаяние Елены Васильевны сделали свое дело. Митрополит Даниил разрешил развод и брак. В 1525 году Соломонию постригли в монахини и отправили в Каргополь. «Князь велики… постриже… Соломонию, по совету ея, тягости ради и болезни и бездетства; а жил с нею 20 лет, а детей не было».

И в январе 1526 года Василий III «женился второе, понял княжну Елену, княжь Васильеву дщерь Львовича Глинского; а венчал их Данил митрополит».

Как Грозный Иван родился

Первоначально у молодоженов все было в порядке. Василий Иванович относился к супруге очень нежно. Сохранившаяся переписка свидетельствует об их теплых отношениях. Но детей опять не было, пока утром 25 августа 1530 года не родился сын, нареченный Иваном, в честь Иоанна Крестителя и деда-царевича.

По легенде, по всей Руси в тот час пронеслась ужасная буря и грянул гром. Казанская ханша, узнав о рождении царя, сказала гонцам: «Родился у вас царь, а у него двои зубы: одними ему съесть нас, татар, а другими вас».

Крестили младенца в Троице-Сергиевском монастыре. На церемонии крещения великий князь на руках перенес младенца на гробницу Сергия Радонежского, будто вверяя его покровительству великого святого. На радостях Василий III даже простил первую жену и перевел ее в Суздаль, были помилованы несколько дворян, и разрешено жениться двум младшим братьям Василия, которых считали конкурентами. В честь рождения сына князь велел построить храм в Москве, а в селе Коломенском появилась знаменитая на весь мир шатровая церковь. Через два года Елена родила и второго сына Юрия.

Великая княжна или княжна Великая

В 1533 году Василий III на охоте под Волоколамском внезапно занемог. Его привезли в Москву, где он назначил наследником трехлетнего Ивана и опекунов из бояр. Елена же получила так называемый «вдовий удел» - большое земельное владение и особые права общения с Боярской думой.

Неразбериха между опекунами дала возможность Глинской контролировать власть. В это время ее фаворитом стал лихой вояка и красавец Иван Овчина-Телепнев, за доблесть получивший боярский чин и титул конюшего. По слухам, Елена «водила с ним» еще до смерти мужа.

Овчина-Телепнев, за которым стояла определенная часть бояр, начал давить конкурентов. По сути, произошел «дворцовый переворот». Был оттеснен Бельский, посажен в тюрьму дядя княгини Михаил Глинский, избавились от Воронцова и Старицкого. Последнего вообще превратили в таинственного пленника, надев ему на голову специальный шлем вроде «железной маски».

Правила Елена Глинская недолго, всего пять лет, но правила интенсивно. Было заключено перемирие с Великим Княжеством Литовским, что позволило провести работы по укреплению московского Кремля и строительству новой оборонительной системы вокруг города.

Елена частично ограничила землевладение монастырей и велела преследовать «лихих людей» на местах. Одной из выдающихся реформ этого времени стала денежная реформа.

Дело в том, что рост производства товаров не отвечал производству монеты, чем воспользовались фальшивомонетчики. Княгиня велела печатать единую монету, причем именно при ней произошло рождение копейки. До того в основе системы была монета «московка», ее сменила серебряная новгородская деньга, которую из-за изображения воина с копьем и стали называть «копейка».

После славы – капля отравы

Увы, продержаться на престоле матери первого русского царя долго не удалось. Женщина, да еще «из литвинов пришедша», ведущая столь активную деятельность, была обречена.

По всей вероятности, Елена Глинская была отравлена, так как свидетельств о болезнях молодой женщины просто нет. 3 апреля 1538 года ее не стало. Гроб с телом великой княгини привезли к усыпальнице Вознесенского собора в Кремле. После отпевания тело Елены Глинской переложили из деревянного гроба в каменный, находящийся рядом с гробом матери ее мужа Софией Палеолог, и накрыли крышкой. Позже над ним возвели надгробный памятник с памятной плитой.

Могилу несколько раз тревожили в период революции, а после дважды реконструировали. Изучение саркофага и останков Елены Глинской, проведенные в 1999 году, дали возможность воспроизвести ее портрет и дать точную причину ее смерти – отравление.

Любопытно, что через несколько дней после смерти Елены был арестован и ее фаворит Овчина-Телепнев. Его хотели посадить на кол, но все же бросили в тюрьму, куда он посадил дядю своей возлюбленной Михаила Глинского. В тюрьме фаворит и умер. Но это было уже другое время – время Ивана IV, прозванного в народе и в истории Грозным…