С языком наперевес
11.05.2006 10:52
…статус регионального, что вызвало бурную реакцию со стороны «оранжевых»…

Язык до Совбеза доведет

Покуда политические «верхи» в Киеве готовились к выборам, а после оных занялись интригами вокруг создания парламентской коалиции, «низы» решили не терять зря времени – и второй раз за историю независимой Украины (после Северодонецкого съезда) громко заявили о себе как о серьезных участниках украинской политики. А именно: не дожидаясь, пока Верховная Рада соберется и разрешит свои организационные вопросы и только затем лишь приступит к выполнению предвыборных обещаний, местные советы сами начали претворять в жизнь самый острый из них – статус русского языка.

Почином стало решение Харьковского городского совета от 6 марта, которым русскому языку предоставлен статус «регионального». Несколько для украинцев новый политический термин, видимо, был взят из Закона «О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств», который вступил в силу с начала года и на который опирались депутаты.

Инициатором выступила Партия регионов, чьей популярности как раз не в последнюю очередь способствовали обещания разрешить, наконец, вопрос с русским языком. Если это был только предвыборный пиар-ход, то он оказался весьма удачным. Парламентские выборы снова наглядно показали, что языковая тема в Украине не пустой звук – «регионалы» набрали большинство голосов именно в русскоязычных областях Востока и Юга.

Однако на выборах в Верховную Раду, как известно, «антиоранжевым» партиям не удалось набрать большинство – из них прошли только Партия регионов и КПУ, чьего суммарного количества мандатов не хватит для принятия даже простого решения, не говоря уже об изменениях в Конституции. А «Наша Украина» и БЮТ, понятное дело, не пойдут на поддержку русского языка ни при каких условиях.

Казалось бы, о русском языке придется снова забыть до следующих выборов – на радость национал-патриотам, которые явно расслабились, переключив свое внимание на традиционные междоусобные разборки, выясняя, кто из них уже «предал Майдан», а кто только собирается. Однако фракции Партии регионов, ПСПУ и КПУ на местах, судя по всему, решили не оставаться за бортом политики и продолжили «русификацию» силами местных советов.

25 апреля статус «регионального» русскому языку предоставил Луганский областной совет, 26 апреля – Севастопольский горсовет. На очереди такое же решение от Харьковского областного совета (оно уже распространится на всю область), которое должны вынести на сессии в период с 15 по 20 мая, и, очевидно, советов Крыма и Донецкой области. По словам Евгения Кушнарева, русский язык будет признан региональным во всех областях, где на выборах большинство одержала Партия регионов – в частности, были названы Запорожская и Донецкая. Добавим – «регионалов» в этом вопросе поддержат коммунисты и прогрессивные социалисты.

В лагере национал-патриотов это вызвало настоящий переполох – судя по нервозности и нелепости предпринятых ими ответных шагов. Так, руководитель Луганской областной организации партии «Собор» Анатолий Назаренко подал в суд иск о признании незаконным решения облсовета, мотивируя свой поступок тем, что это… нарушает его личные права. О правах жителей области он, очевидно, позабыл.

Еще оригинальней оказалось общество «Просвита», когда-то созданное в Австрийской империи для распространения «украинства» и украинского языка, а сейчас в основном занимающееся борьбой с русским. Оно заявило, что русский язык просто не может попадать под определение «региональный» и пользоваться защитой языковой хартии, потому что ему не грозит вымирание! Как говорится, еще «не довели до ручки».

Неожиданно делами на противоположном конце Украины заинтересовались депутаты от БЮТ Львовской области, которые обратились к Виктору Ющенко с категорическим требованием «вмешаться и остановить» эти, по их мнению, неконституционные решения. Затем, со свойственной БЮТ горячностью, депутаты расценили предоставление русскому языку статуса регионального как «начало войны против державы», которую развязали «сепаратисты, которых так и не наказала власть за попытку расколоть Украину во время президентских выборов 2004 года».

Очень озаботились жизнью луганчан «оранжевые» чиновники и «интеллектуалы» Винницы, которые не стеснялись ни в своих предположениях о «причинах», ни в выражениях в адрес русского языка, сообщает издание «Коммерсант». Так, профессор Винницкого педагогического университета Анатолий Подолинный заявил, что это «антигосударственная и антиукраинская акция, инспирированная кукловодами из соседнего государства», после чего потребовал… возвращения «украинских национальных ценностей» из Эрмитажа. А доцент Винницкого технического университета Леонид Филонов объявил, что «украинский язык – это язык технической и культурной элиты, в то время как русский – язык улицы и подворотни».

На их фоне робким и неуверенным был голос и.о. председателя Донецкой облгосадминистрации Сергея Дергунова, который изо всех сил пытался убедить журналистов в том, что Донецкий облсовет такого решения не примет. Впрочем, что еще мог сказать «оранжевый» чиновник, под которым шатается кресло?

Зато Конгресс украинских националистов, чей лидер крепко врос корнями в «Нафтогаз», потребовал, ни много ни мало, созвать заседание Совбеза, поскольку придание русскому языку статуса регионального якобы угрожает национальной безопасности Украины.

К общей какофонии возмущения присоединились голоса вице-премьер-министра по социальным и гуманитарным вопросам Вячеслава Кириленко, для которого такой статус русского языка противоречит Конституции, и руководителя Секретариата Президента Анатолия Матвиенко, уверенного в том, что Президент должен натравить на непокорные советы прокуратуру.

А экс-депутат Виктор Мусияка вообще заявил, что если такие же решения будут выносить и другие облсоветы, то он не исключает «постановки вопроса о денонсации языковой Хартии». Не удержался от комментариев даже бывший спикер парламента, а ныне – вице-президент Академии наук Владимир Литвин, который неожиданно «напророчил», что все это приведет или к расколу страны, или к диктатуре.

Вся власть советам?

Такая истерическая, а в некоторых случаях даже хамская реакция национал-патриотов не удивляет. Все, что так или иначе связано с Россией, в том числе и русский язык, издавна действует на них подобно красной тряпке на быка. Одни из них не сдерживаются и реагируют открыто агрессивно. Другие стараются сохранить маску «демократов» лукавыми заверениями, что русскому языку никакой статус не нужен, потому что ему ничего не угрожает и «предоставлены все условия для его развития» – очевидно, имея в виду, что если за русскую речь на улице в Украине никого не бьют палкой, то, следовательно, никакого ущемления не существует.

Подобные «стандарты свободы» от украинских национал-патриотов попахивают издевкой. Гитлеровцы, к примеру, тоже ведь не лупили заключенных в концлагеря евреев за то, что те общались между собой на идише. Наверное, тоже предоставили «все условия для развития»?

Поднятый таким образом вопрос о статусе русского языка заметно освежил репертуар украинского политического «театра» (а публичная политика и есть своеобразный театр для избирателей), в котором вот уже несколько недель демонстрировалась одна-единственная мыльная опера «Парламентская коалиция», изрядно поднадоевшая публике.

Впрочем, «оранжевые» тоже решили добавить в коалиционную эпопею больше политики: Виктор Ющенко, традиционно взывающий каждое 9 мая о «примирении ветеранов войны и УПА», вынес это как новое условие создания парламентского большинства. Что сразу же вызвало возражение не только со стороны Партии регионов, но и социалистов. «Не нужно под условием коалиции включать вопросы, которые раскалывали бы общество», – заявил Александр Мороз.

Сан Саныч несколько ошибся – украинское общество политически и без того расколото своим отношением к тем или иным вопросам. Скорее, это может внести раскол в наметившуюся было парламентскую коалицию между «Нашей Украиной» и Партией регионов. Ведь для последней согласиться признать «вояк» УПА ветеранами войны столь же проблематично, как и «оранжевым» – русский язык в качестве второго государственного. Дело даже не в политических убеждениях самих депутатов, просто идти наперекор мнению избирателей в современной Украине чревато – в случае парламентского кризиса и роспуска Рады, на новых выборах будет дорог каждый их голос.

Однако точно так же созданию коалиции между ПР и «Нашей Украиной» препятствует инициатива предоставления русскому языку статуса регионального, поскольку с ним не согласятся «оранжевые», что и подтверждается их бурной реакцией. То есть обе стороны, по сути, выдвинули заранее неприемлемые для партнера предложения, которые перечеркивают коалицию.

Это несколько озадачивает, поскольку и в Партии регионов, и в «Нашей Украине» есть люди, заинтересованные в создании между этими партиями парламентской коалиции – и люди очень влиятельные. К ним относят, прежде всего, крупных бизнесменов, избранных по спискам в Верховную Раду, или их «доверенных лиц». Действительно, для одних союз с мирными регионалами куда приемлемей, чем коалиция с неугомонной и амбициозной Юлией Тимошенко, а другие предпочитают дружить с властью, пусть даже «оранжевой», а не прозябать в оппозиции. И они явно не заинтересованы «отпугивать» друг друга демаршами с языком и УПА.

Вместе с этим особенностью крупных бизнесменов является их слабая привязанность к каким-то определенным политическим партиям, поскольку они могут позволить себе купить проходное место не в одной, так в другой. А некоторые – и создать при необходимости собственную. Именно поэтому им важна не политика и какие-то политические принципы (язык или УПА), а деньги – то есть бизнес, условием успешного развития которого является власть или хорошие отношения с властью.

Но в противоположность бизнесменам, которым нужна парламентская коалиция фракций ПР и «Нашей Украины», для самих партий в целом эта коалиция нежелательна. Во-первых, ее не одобрит значительная часть избирателей с обеих сторон, что грозит падением рейтинга партии – в то же время такие политические шаги, как поднятие тем о русском языке или УПА, рейтингу только способствуют. И при этом выигрывают публичные политики, топ-менеджеры партий, чья личная популярность – их главный «капитал», а также «среднее звено» – партийные лидеры и активисты местного уровня, которым популярность партий обеспечивает места в областных и городских советах.

Во-вторых, если результаты выборов в Верховную Раду отражают общую политическую карту Украины (примерно 50 на 50) и в ней просто не обойтись без коалиции, то на местах ситуация иная. В западных областях большинство набрали «оранжевые», а в Восточных и Южных – «регионалы» и их потенциальные политические союзники. Пока в Киеве политики все еще пытаются организоваться для работы, причем до сих пор не ясно, какого же цвета будет новый парламент, в областных и городских советах установилась твердая новая власть победившего большинства, опирающегося на огромную популярность своих партий в регионе.

Собственно, этим советам без разницы, образуется ли в Киеве парламентская коалиция – более того, «безвластие» в столице им даже импонирует, поскольку при этом возрастает роль твердой местной власти – так сказать, «советской». И эти советы явно почувствовали свое новое положение – отсюда и их возросшая политическая активность. Со стороны «бело-синих» - решения о предоставлении русскому языку статуса регионального. А вот зачитанное Виктором Ющенко очередное предложение о предоставлении «воякам» УПА статуса ветеранов вполне вероятно является инициативой «оранжевых» западных областей.

Таким образом, возникают противоречия между областными партийными организациями и избранными в Рады от этих партий партбоссов-бизнесменов. В принципе, ничего сенсационного в этом нет – в любой организации есть противоречия между «средним звеном» и «аристократами». Суть их в том, что первые пытаются заставить вторых прислушиваться к своему мнению и сделать партию более демократичной, управляемой коллегиально, а вторые стараются сосредоточить управление партией исключительно в своих руках. Это даже стоит приветствовать, поскольку наличие в партии независимого «среднего звена» говорит о том, что это настоящая партия, а не созданная под какого-то одного лидера фикция. Иное дело, что неизвестен исход этих «трений».

Возникшее же противоречие между усилившимися политически регионами и центральной властью автоматически ведет к неформальной «федерализации» Украины – в общем-то, процессу положительному. «Оранжевые» демонизируют его, поскольку панически боятся хотя бы частично утерять контроль над «несвидомыми» Востоком и Югом. Поэтому западноукраинские советы притом, что они сами явно не прочь получить больше независимости от Киева (а то и подчинить его своей воле), конечно же, поддержат Президента в его естественном стремлении укротить «распоясавшиеся» восточные и южные регионы.

А этого следует ожидать с большой вероятностью, причем уже сейчас можно предположить, какой арсенал для этого использует Киев. После ряда административных и судебных мер, не исключая традиционное для нее заведение на оппонентов уголовного дела, власть может прибегнуть и к экономическим – повысить для строптивых регионов план по сбору налогов или сократить для них размеры местного бюджета. Однако именно такие неосмотрительные шаги Киева могут усилить в регионах «сепаратистские» настроения…