Наряд на… тот свет
11.05.2006 12:40
Умер из-за письма?

Помните сказку: было у отца три сына. Старший и средний «закосили» от армии, а младшенький – Кирилл – решил-таки отдать свой долг родине. Парень закончил лицей, получил специальность токаря-автослесаря и пошел работать на завод Антонова. Оттуда его и забрали на службу ратную. Пережив муштру и дедовщину, парень дослужился до сержанта, стал командиром отделения ремонтного взвода с зарплатой почти в 100 грн. До дембеля ему оставалось каких-то три месяца, как вдруг, отправившись в наряд, он больше не вернулся - сослуживцы обнаружили его повешенным в гараже.

- 5 января этого года мне позвонили и сказали - ваш сын умер, - рассказывает отец Кирилла Владимир Степанович Парненко. - Для меня это было громом среди ясного неба. Учебку он проходил в «Десне». Тогда он, действительно, писал, что ему очень тяжело - сильно муштруют, жаловался, что очень трудно. Но когда его перевели в Новоград, там уже дали младшего сержанта, он был на хорошем счету у командования и стал уже писать нормальные письма… Я так думаю, что его руководство, наверное, что-то там воровало и его туда втянули. Продавали запчасти к автомобилям или еще что-то. Может, на этом он и попался или стал свидетелем. Но не мог он повеситься просто так - не было причин для этого!

В тот день он был в наряде по автопарку. Обошел здание, сорвал на чердаке замок, залез туда, связал два брючных ремня и повесился, причем второй ремень принадлежал солдату, которого уже не было в части. Следователи допрашивали меня, моих детей, но, в конце концов, отказали в возбуждении уголовного дела. Написали, что Кирилл тяготился службой, хотел в отпуск, но его не пускали, что у меня семья неблагополучная. Хотя на самом деле мы обычная, нормальная семья, хоть и растил своих мальчиков без супруги - несколько лет назад она умерла… Получилось так, что я двух своих сыновей не отдал в армию, как будто чувствовал, что эта служба ничем хорошим не закончится - как в воду смотрел. Да и Кирилла не должны были забирать - десять лет назад его сбила машина, и он получил сотрясение мозга и перелом ноги. Они знали об этом - в медицинской карточке это было записано. Но все равно забрали. До сих пор себя казню, что позволил им это сделать…

Парень стоял на «счетчике»…

Похоронив сына, Владимир Степанович позвонил в комитет солдатских матерей в Новограде-Волынском и попросил разузнать - что все же произошло - ну не мог парень за три месяца до дембеля повеситься просто так! И ему рассказали, что по части прошел слух, будто накануне смерти Кирилл получил письмо о том, что бабушка оставила ему однокомнатную квартиру в столице, но отец с братьями продали и пропили ее.

- Да какая бабушка! - в сердцах продолжает свой рассказ отец. - Жив был только мой тесть, который давно был женат на другой женщине и ни дочери, ни внукам никогда не помогал. Мне непонятно - кому и зачем понадобилось распускать по части такие слухи? Следователи, которые ко мне приезжали, спрашивали - он вам денег домой не присылал? Нет, говорю. Оказывается, он как сержант получал 96 грн. Что на них можно было купить в местном магазине? Сигареты, печенье да конфеты, больше там ничего не было. Но буквально через два дня после того, как получал зарплату, ее уже не было, и он у друзей занимал по две гривны. Мне сказали, что, возможно, он у кого-то стоял на «счетчике»… Я написал в Житомирскую прокуратуру, что не согласен с их выводами следствия, что обязательно нужно возбудить уголовное дело, но ответа так и не получил. Но я все равно выясню истинные причины его смерти и добьюсь того, чтобы наказали виновников, чего бы мне это не стоило!

Солдата… проиграли в карты

Рассказывает начальник следственного отдела военной прокуратуры Валерий Журавель:

- В моей практике встречались просто жуткие случаи дедовщины. Я лично разбирался с одним таким делом - на одном острове стояла военная часть. Она находилась на отшибе, и туда очень редко кто-либо из начальства наведывался. Там-то и возникла жутчайшая дедовщина. Что только с солдатами не делали - привязывали к стулу и обматывали проводом, по которому пускали ток, их насиловали… Дошло до того, что во время игры в карты (а играли уже на солдат) решили поиздеваться над одним из них и переборщили - парень, не выдержав издевательств, умер. Тогда его затолкали в печку, тело сожгли, кости выгребли, раздробили молотком, снова сожгли, а пепел выгребли и развеяли над морем. А сказали, что парень ушел в самоволку… После этого они вошли в раж, стали всем говорить, что нам уже ничего не страшно - кого угодно можем в белый дым превратить. И вот один солдат не выдержал - сбежал, пришел в милицию и все рассказал. Но это было несколько лет назад, сейчас такого, слава Богу, уже нет…

Сегодня появились другие проблемы - руководство части утратило рычаги влияния. Если раньше провинившегося солдата могли посадить на гауптвахту, то теперь это запрещено законом - арестовать его можно только по решению суда, максимум, что может сделать офицер - выдавать нарушителю наряд, но ведь нарядами никого не запугаешь. То есть схлынул страх перед мерами воздействия - за дисциплинарное нарушение солдата не могут серьезно наказать. Вот и возникает так называемая «дедовщина».