Мы его наполняли, наполняли...
22.05.2006 13:54
…на пять лет. Ведь что может быть приятней контрактной службы у людей?

Уже на стадии чтений в парламенте расходную часть бюджета вынесло на полкорпуса вперед приходной. Подпись Президента зафиксировала, как выяснилось впоследствии, не финал вечной борьбы дебета с кредитом, а всего лишь ее промежуточную стадию. Согласно принятому в конце 2005 года Закону, доходы госбюджета были утверждены в сумме 124 млрд. 422 млн. 631 тыс. (рост в сравнении с первым чтением – 5,71 млрд. грн.) гривен. Расходы госбюджета на 2006 год утвердили в сумме 136 млрд. 509 млн. 735,7 (в первом чтении - 127.443.818,5) тыс. гривен. Предельный размер дефицита главного финансового документа год утвердили в сумме 12 млрд. 859 млн. 794,9 (редакция первого чтения - 9.898.379,9) тыс. гривен.

По мере приближения выборов ухаживание за демосом становилось все более назойливым, а изречение Линкольна «Избирательный бюллетень сильнее пули» все более актуализировалось. Шестью законными поправками к 16 марта доходная часть выросла на 1,36 млрд. грн., расходная, как ей и положено при обильном предвыборном человеколюбии, выросла на 1,74 млрд. грн. Таким образом, дефицит должен был выйти на отметку 12,47 млрд. грн., но верховные люди, тщательно подумав, разрешили «встановити граничний розмір дефіциту Державного бюджету України на 2006 рік у сумі 13.245.666,9 тис. гривень».

Параллельно с узаконенным нормотворчеством, отображенным соответствующими изменениями в Законе о Государственном бюджете, полным ходом шло параллельное «незаконно-законное» творчество выборных. Избирательный мандраж, выразившийся в неуемном популизме, подвиг правительство на принятие законов, увеличивающих пробоину в бюджете до 34 - 36 млрд. грн. Дефицит бюджета составляет примерно 7% ВВП.

Конечно, не стоит делать трагедии из подобного факта. Очень скоро выяснится, что это вовсе и не факт. Новая Рада, прозрев, провозвестит грядущие времена, смысл которых будет выражен лаконичным тезисом незабвенного Василия Ивановича Чапаева: «На все, о чем тут наговорили – наплевать и забыть!». Рада – хозяин своего слова, потому вправе им распоряжаться по своему усмотрению. Ничего не поделаешь, в Украине ощущается острая нехватка государственных деятелей при патологическом избытке политиков. Разницу между этими двумя категориями людей отметил еще Черчилль: «Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель на следующее поколение».

Беда в другом – даже узаконенный дефицит в 13,245 млрд. грн. явно под угрозой его выполнения. Главная проблема – в собираемости налогов, точнее сказать, в их несобираемости.

Мало того, что снижение планового роста ВВП с 7% до гарантированных 2,8% автоматически лишает доходную часть бюджета порядка 5 млрд. грн., так ведь и план поступления средств в казну хронически не выполняется. Здесь можно отметить и такое забавное явление, как просветление умов наших министров по мере приближения отставки. Весь прошлый год пан Пинзеник являл собой тип несгибаемого оптимиста. С болдинским вдохновением витийствовал в прессе (в служебных документах записного оптимиста не видно было) о выполнении бюджета-2005, хотя он был изящно провален. В начале нынешнего года лик вечного министра излучал академическое спокойствие. Он продолжал упорствовать на том, что бюджет вполне кондиционный.

Однако пред неминучей отставкой в речах реформатора-духовидца и героя капиталистического труда стали проскальзывать нотки экзистенциального ужаса. Супер-финансист с весны начал толковать об имеющихся рисках для бюджета. Вдруг обнаружившийся дефицит в казне «уже в начале года уменьшает возможности корректировки расходной части главного финплана государства в случае недовыполнения его доходной части». «Вопрос финансирования дефицита бюджета открыт, и его еще предстоит определить - это будут поступления от приватизации или заимствования», – чеканил в сладком ужасе львовский ученый, а внутри, возможно, «мучительно заликовал», что вот он уйдет, и все полетит в тартарары. А ведь при нем было «все хорошо, прекрасная маркиза».

Арсений Яценюк – молодая министерская поросль, с осени прошлого года, когда сел в кресло главного экономиста державы, очень быстро усвоил навыки казенного оптимиста. Очевидно, с его подачи премьер Ехануров вплоть до апреля на полном серьезе твердил о незыблемости прогноза роста ВВП в 6% (хотя Закон о бюджете устанавливал планку на 7%. Или наш «дура лекс» уже не «дура лекс»?). Но в середине мая Арсений Петрович рванул на себе галстук и врезал правду-матку – реальный рост ВВП составит не более 2,8%, а инфляция вырастет на 11,4% (в Законе ее предел ограничен 8,7%).

Пути фискалов неисповедимы

При стагнации экономики есть всего три способа наполнения бюджета средствами. Разумеется, они могут взаимодополняться.

Первый: ударными темпами продавать и перепродавать госимущество, то есть налечь на приватизацию. В планах реализовать в этом году «майна» на сумму 2,3 млрд. грн. Но и этот щадящий объем может быть не выполнен. Пинзеник высказал озабоченность, что ведомство Валентины Семенюк «не мычит, не телится» и до конца года может обогатить казну ничтожными 500 млн. грн.

Но т.к. в руках державы по большей части остались одни пескари, то очень возможен вариант перепродаж. Не зря старший завхоз Украины каждый день занимается штудированием пунктов соцобязательств, подписанных нашим богатеньким индусом. Семенюк уже бахвалилась, что запросто отберет «Криворожсталь» обратно и «снова продаст, но уже дороже» (концепция уполномоченного по рогам и копытам Михаила Самуэлевича Паниковского). Однако представляется, что сие проблематично: одно дело воевать с зятем ненавистного Кучмы, другое – сутяжничать с крупнейшим металлургом планеты. А реплики главы ФГИ о том, что она уже нашла пяток компаний, мечтающих приобрести «дар бесценный» за более высокую цену, всего лишь провинциальный шантаж доброго человека Лакшми.

Второй путь – внешние заимствования. Разумеется, от внешних займов под 8 - 10% годовых не отвертеться. Но даже любитель брать в долг Пинзеник предостерег своих преемников увлекаться подобными «инвестициями». «Финансирование его (дефицита. - авт.) за счет заимствований приведет к повышению государственного долга», – прозрел намедни профессор.

На 1 апреля государственный прямой долг (в него наивно не включены многомиллиардные долги «Нафтогаза», но при осложнении ситуации именно государству придется их отдавать – это аксиома) составил 14,913 млрд. долл., что несколько больше заложенного в госбюджете. Золотовалютные резервы НБУ – 17,173 млрд. долларов – недостаточно велики, чтобы чувствовать уверенность даже на протяжении этого года. Минимальный объем резервов определяется как половина годового импорта страны, а значит должны находиться на уровне 18 млрд. долл. К тому же с начала нынешнего года золотовалютные резервы НБУ сократились на 11,5%, или на 2, 221 млрд. долларов.

Третий и самый благодатный путь решить проблему дефицита (хотя бы сиюминутно) – это фискальный напор. Сейчас дело с собираемостью налогов и впрямь дрянь. За первый квартал налога на прибыль, одного из основных доходов казны, недобрали на 1млрд. грн. Дефицит общего фонда госбюджета, со слов вдруг заволновавшегося министра финансов, составил порядка 3 млрд. грн. А тут еще досточтимый донор казны «Нафтогаз» зафордыбачил. Только за февраль-март НАК не отдал в бюджет 600 млн. НДС.

В отчаянии борьбы за «приход» ГНАУ явно стала неадекватной самой себе. Уже дошло до того, что надломленные неудачами фискалы вознамерились «глушить плотву». В Украине без малого 15,5 тысячи так называемых «неприбыльных организаций» (профсоюзы, партии, различные общественные организации, религиозные братства, растущие, что грибы после дождя, кредитные союзы), и число их прибывает. На этот 20%-ный сегмент экономики ГНАУ бросило свои отборные силы. Как говорится, имелось бы юридическое лицо, а статья, по которой доначислят в бюджет, всегда найдется.

Фискалов, неустанно рыскающих добычу, не смущал тот факт, что все «неприбыльщики» на круг имели валовой доход в размере довольно скромных 10 млрд. грн., из которых более 90% они законно израсходовали. Тотальный «шмон» славных Кредитных союзов дал в казну менее 10 млн. грн. Гора всеохватных проверок родила мышь. С таким же успехом можно бомбить бабуль, по весне торгующих петрушкой и редиской.

Видя бесперспективность своих потуг, правительство замахнулось на святая святых хозяйствующих субъектов – прибыль. Точнее сказать, на норматив законных изъятий прибыли в пользу державы. Пинзеник и его команда вознамерились по принципу «гори оно все ярким пламенем» изымать 50% (!) прибыли госпредприятий и прочих субъектов хозяйствования, в уставном фонде которых затесалась доля государственной собственности. В смерти все равны, решил мятущийся ум кабминовских стратегов.

Более того, даже если оставшуюся чистейшую, как слеза ребенка, прибыль акционеры вознамерятся направить на дивиденды (а собственно, из-за дивидендов и затеваются всякие предприятия), то держава накладывает свою твердую длань еще и на половину этой суммы. Под постановление подпадает 11 тысяч предприятий с годовым оборотом более 300 млрд. грн. По всей видимости, это направление возьмет в разработку новая команда разрушителей экономики. Вот для такого дела и сподобится Тимошенко.

Украина обреченно ждет второго пришествия во власть леди без тормозов. А то, что это будет поэма на тему всеобщего налогового дерибана – ясно как Божий день. Бизнес познает страсть в избытке от новаций специалиста по «государственному регулированию налоговой системы».

Ну а налоговые изыски правительства капиталист станет минимизировать затягиванием поясов своим наемным работникам. Такова «се ля ви» при капитализме. И никуда от нее не деться.