G8 – праздник, на котором мы лишние
17.07.2006 17:31
…антиглобалистов, являющихся гражданами Украины, были задержаны вместе с другими протестующими в ходе попыток заблокировать вход в гостиницу, где проживали участники саммита. Двое украинцев – тележурналист с телеканала «1+1» и киевская студентка – получили трое и двое суток ареста соответственно. В украинских СМИ уже множество сообщений с заголовками вроде «В России задержали украинского журналиста». Арестованными вплотную занялись в ведомстве Бориса Тарасюка, и не исключено, что это станет еще одним поводом для «обмена любезностями» международными ведомствами Киева и Москвы.

А пока украинские СМИ смаковали подробности нарушения прав человека «кровавым путинским режимом», президент Франции Жак Ширак назвал завершившийся 17 июля саммит великим. «Можете мне поверить, у меня большой опыт», – сказал Жак Ширак на переговорах с Владимиром Путиным. Если вспомнить, что за своих два президентских срока Ширак принимает участие уже в 12-м саммите G8, опыт у него, и правда, немалый.

Энергетическая безопасность – ключевая проблема

Результатом работы лидеров стран «Большой восьмерки» стало подписание 12 документов. Самые важные договоренности были достигнуты в сфере энергетики, образования и борьбы с эпидемиями. Участники саммита по этим проблемам подписали документы «Глобальная энергетическая безопасность», «Образование для инновационного общества в ХХI веке» и «Борьба с инфекционными заболеваниями».

Обсуждение энергетических проблем на саммите «восьмерки» последовало за несколькими месяцами беспрестанного роста цен на нефть, новый виток которого вызван действиями Израиля в Ливане. Кроме того, рынки забеспокоились и в самом начале этого года, когда российский «Газпром» из-за спора с Киевом по поводу несанкционированного отбора газа временно сократил объемы поставок топлива в Украину. Сокращение поставок тогда почувствовали и другие европейские страны.

В принятой саммитом «Глобальной энергетической безопасности» подчеркивается, что «энергоресурсы имеют критически важное значение для улучшения качества жизни и расширения возможностей, открывающихся перед гражданами стран мира – как развитых, так и развивающихся. Поэтому обеспечение эффективного, надежного и экологически безопасного энергоснабжения по ценам, отражающим фундаментальные принципы рыночной экономики, представляет собой вызов для наших стран и всего человечества».

Как решить эту проблему? Совместное заявление содержит призыв к большей «прозрачности, предсказуемости и стабильности глобальных энергетических рынков». Говорится о поддержке принципов Энергетической хартии. Документ провозглашает «закон трех "Э"», трех взаимосвязанных задач, к решению которых «восьмерка» готова приложить свою «политическую волю», – энергобезопасность, экономический рост, экология.

Предусматривается осуществление весьма обширной программы технико-технологического характера, направленной на экономию и сбережение энергоресурсов, более полный их учет, увеличение глубины переработки и т.д. Намечается диверсификация видов энергии, в частности, меры по развитию низкоуглеродной и альтернативной энергетики, расширению использования возобновляемых источников энергии, а также разработке и внедрению инновационных технологий во всех отраслях энергетического сектора.

Нашла свое место в документе и такая фраза: «Особенно важно, чтобы компании имели возможность на взаимовыгодной основе инвестировать и приобретать энергетические активы в области разведки и добычи, переработки и сбыта в других странах». Из чего, впрочем, не следует, что после саммита российские компании немедленно получат доступ на европейские рынки, или наоборот.

Дело в том, что проблема взаимного доступа к активам пока продолжает оставаться неурегулированной. Россия подписала, но не ратифицировала Энергетическую хартию, разработанную европейцами, а США даже не подписывали. «Россия подписала Энергетическую хартию, но пока не хочет ее ратифицировать. Так что противоречие, с Вашего позволения, состоит в самой позиции России», – сказал по этому поводу председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу. Очевидно, что проблема доступа к активам будет решаться вне рамок саммита.

Важно, однако, другое: не сбылись планы тех недругов России, которые предполагали, что обсуждение вопросов энергетической безопасности будет использовано Западом для обвинений России в энергетическом шантаже и т.д. В частности, стороны предпочли обойти т.н. «украинскую проблему», связанную то ли с тем, что Украина в зимний период отбирает газ, предназначенный для Европы, то ли с тем, что Россия способна в любой момент повысить цену на газ для Украины, будто бы преследуя при этом определенные политические цели.

В заявлении поднят и вопрос климатических перемен, достаточно тесно увязанный с энергетикой. Говоря об этом, Жак Ширак предупредил коллег, что «человечество пляшет на вулкане. Мы не можем обсуждать энергетическую безопасность – и в то же время ничего не делать с климатическими переменами». И не преминул уколоть США Киотским протоколом, который вступил в силу в феврале прошлого года. Его президент Франции назвал «только первым шагом» и добавил, что ему «жаль, что Соединенные Штаты в нем не участвуют. Но все остальные должны исполнить свои обещания». Последние слова относятся к Канаде, новое консервативное правительство которой демонстрирует признаки скептицизма по отношению к Киотскому протоколу.

Как известно, страны, подписавшие этот документ, взяли на себя обязательство к 2012 году сократить выбросы в атмосферу парниковых газов (побочных продуктов сгорания нефти, газа и угля) на 5,2% по сравнению с уровнем 1990 года.

В центре внимания – Ближний Восток

Первоначально уделять на саммите особое внимание Ближнему Востоку не планировалось. Однако все карты смешал Израиль. Быстро углубляющийся конфликт между Израилем и Ливаном вынужденно стал одной из основных тем обсуждения. Лидеры стран показали свое отношение к происходящему. Если Джордж Буш и Тони Блэр придерживаются единого мнения о том, что Израиль имеет право защищаться, но должен знать меру, то президент Франции Жак Ширак на встрече с руководителем США заявил, что необходимо остановить любые силы, которые ставят под сомнение безопасность, стабильность и суверенитет Ливана. Точку зрения президента Франции поддержал Владимир Путин, по мнению которого израильтяне вышли далеко за рамки требования вернуть похищенных ранее боевиками израильских военнослужащих.

В конце концов, стороны смогли достичь единой точки зрения по событиям на Ближнем Востоке. В документе «Ближний Восток», с одной стороны, подчеркивается, что «нельзя допустить того, чтобы эти экстремистские элементы и те, кто их поддерживает, ввергли Ближний Восток в хаос и спровоцировали более широкий конфликт. Экстремисты должны немедленно прекратить свои нападения». С другой стороны, участники саммита напомнили Тель-Авиву, что «крайне необходимо, чтобы Израиль при осуществлении своего права на самооборону учитывал стратегические и гуманитарные последствия своих действий. Мы призываем Израиль проявлять максимальную сдержанность, стремясь избегать жертв среди ни в чем не повинного гражданского населения и нанесения ущерба гражданским объектам, а также воздерживаться от любых действий, способных дестабилизировать ливанское правительство». Саммит поддержал миссию Генерального секретаря ООН, находящуюся в настоящее время на месте конфликта.

Совместное заявление Владимира Путина и Джорджа Буша

В совместном заявлении двух президентов упор сделан на сотрудничестве в мирном использовании ядерной энергии и противодействии ядерному распространению. Подчеркнув, что «ядерная энергия играет существенную роль в укреплении энергетической безопасности», президенты сообщили миру, что «каждый из нас выдвинул инициативы по развитию глобальной инфраструктуры ядерной энергетики. А именно – предложение России о создании системы международных центров по предоставлению услуг ядерного топливного цикла, включая обогащение урана, под контролем МАГАТЭ, а также предложение США о Глобальном ядерно-энергетическом партнерстве в целях разработки инновационных реакторов и технологий топливного цикла».

Реализация этих инициатив странами, обладающими наиболее развитыми и совершенными ядерными технологиями, помимо прочего, обещает России и США неслыханные доходы. Остается только сожалеть, что Украина, разрушив при «оранжевой» власти добрые отношения с Москвой, останется за бортом этого проекта.

В области противодействия ядерному распространению президенты согласились продолжить «работу по укреплению глобального режима нераспространения». Наметилось также сближение позиций США и России по ядерной проблеме Ирана. Буш и Путин в равной степени «обеспокоены тем, что правительство Ирана серьезно не обсуждало предложения, сделанные пятью государствами – постоянными членами СБ ООН и Германией». Они также «серьезно обеспокоены испытаниями баллистических ракет, проведенными Северной Кореей» и призывают Пхеньян «вернуться к соблюдению моратория на такие пуски, к шестисторонним переговорам».

Неудачным моментом встречи двух мировых лидеров можно считать отложение подписания соглашения между Россией и США по вступлению в ВТО. Но это, скорее, неудача Джорджа Буша, а не Владимира Путина. Судя по сигналам из Вашингтона накануне саммита, Буш реально хотел добиться компромисса и подписать соглашение. Но на президента США в последнее время оказали огромное давление различные лобби в Вашингтоне, которые отстаивали собственные интересы. И за полгода до промежуточных выборов он счел невозможным не учитывать интересы своих лоббистов. Другими словами, у Буша не оказалось достаточного лидерского запаса прочности, чтобы не поддаться давлению.

Вячеслав Никонов, президент фонда «Политика», считает, что здесь две причины, и обе внутриамериканские – позиция экономических лоббистов в США, прежде всего, аграрного и банковского лобби, недовольных уже достигнутыми договоренностями, а также политическая ситуация в США – перед промежуточными выборами Буш не хочет выглядеть сейчас как человек, который идет на какие-то уступки Москве. По мнению Никонова, не будет никакой катастрофы, даже если Россия вообще никогда не вступит в ВТО.

Как известно, накануне саммита, когда уже стало ясно, в какой переплет попал Буш внутри США, примерно такую же мысль высказал Владимир Путин. И он, пожалуй, прав: с ВТО или без нее, российские газ и нефть, ядерные технологии, аэрокосмическую технику и новейшие вооружения все равно будут охотно покупать. Гораздо охотнее, чем «быструю еду» в американских «Маках».

Наследник Петра Великого

Своим успехом саммит во многом обязан его хозяину – президенту России Владимиру Путину. «Когда в 2000 году он стал президентом, многие его списали со счетов как серую, проходную фигуру. Сегодня он – один из наиболее влиятельных и популярных лидеров России со времен царя Петра Великого, основавшего Петербург в 1703 году. Полной противоположностью ему можно назвать больше половины остальных руководителей стран «Большой восьмерки». Господа Буш, Блэр, Ширак и Коидзуми – «хромые утки», чей срок пребывания у власти почти что истек», - пишет в этой связи британская газета The Times.

«Уверенный в себе Путин прихлопнул критику со стороны гостей на саммите «Большой восьмерки», считает The Financial Times, добавляя при этом, что «эскалация ближневосточного конфликта могла бы бросить тень на первый саммит G8, устраиваемый Россией. Вместо этого господин Путин ухватился за нее как за еще одну возможность продемонстрировать возрожденное влияние России».

По мнению газеты, кризис на Ближнем Востоке также отвлек внимание от тех вопросов, которые западные лидеры, по их словам, собирались поднять в ходе встречи в Санкт-Петербурге – к примеру, о централизации власти в руках Кремля. Однако «с тех пор, как российские официальные лица любят повторять, что демократия в российском стиле – это именно то, что построил господин Путин, вряд ли у них спросят что-то большее», заключает The Financial Times.

The Guardian указывает, что и место проведения саммита, и его программа подтверждают рост престижа России: ее вес просто необходим в решении таких взрывоопасных международных проблем, как Иран, Северная Корея и война на двух фронтах между Израилем и его арабскими соседями. Кроме того, Запад остро нуждается в обширных энергетических ресурсах России и хочет получить гарантии безопасности поставок.

* * *

Россия удовлетворена результатами саммита G8. А вот Украина, похоже, не очень. Но кого это волнует, кроме нее самой?