Маленькие хитрости большого рынка
21.07.2006 16:50
…с незапамятных времен всучивает нашему брату «на тебе, Боже, что нам негоже».

Еще Петр Великий не раз драл кнутом архангельских купцов за то, что те старались сбыть «ангельским негоциантам» в первую очередь гниль и тухлятину – а пока они упрямо и долго торговались, у них на складах портились первосортные товары. Те испуганно втягивали головы в воротники непробиваемых тулупов, недоуменно разводя руками – мол, так и деды наши торговали, а разве можно иначе?

За триста лет ни государев кнут, ни штрафы, ни тумаки от разъяренных покупателей не смогли переубедить отечественных коммерсантов. Жуликоватый сухаревский лавочник времен НЭПа, нахальный откормленный работник советской торговли, изможденные диетой и жизнью «реализаторы» либерального рынка – все свято соблюдали и соблюдают завет прадедов: продавать просроченный (или близкий к этому) товар вперед свежего.

В большинстве мелких и средних магазинов нам непременно попытаются продать вчерашний хлеб, позавчерашнее молоко, недельной давности сметану, отрежут уже подсыхающей колбасы – хотя тут же лежит привезенная сегодня. Каждый бывалый покупатель знает, что в супермаркетах самые свежие продукты обычно выкладываются на полках позади «залежавшихся».

В общем-то, логику продавцов понять несложно – а куда же девать портящийся товар? Это на Западе существуют огромные свалки и перерабатывающие комплексы для просроченных продуктов, куда их отвозят без лишних эмоций. У нас таковых не наблюдается – во всяком случае, наши бомжи таких «клондайков» пока не обнаружили.

Вы только представьте выражение лица отечественного коммерсанта, которому предложили вот так просто взять и выбросить несколько ящиков консервов или килограммов пятьдесят копченой колбасы! Да и зачем ему добровольно терпеть такие убытки, если существуют целых три способа их избежать?

Во-первых, некоторый товар можно вернуть производителю. Который, в свою очередь, тоже вряд ли станет отвозить его на свалку, а, скорее всего, пустит в переработку. Достижения современной химии и техники позволяют «омолодить» масло, соусы и майонезы, и даже птицу. По телевидению как-то демонстрировали подобный фокус: берется слегка позеленевшая курица, макается в особый раствор – и вынимается розовая, аппетитная тушка.

Просроченный кефир можно запросто смешать со свежим и разлить по пакетам. Что не подлежит «омоложению» - переработать в творожную массу, йогурты, колбасы, полуфабрикаты.

Второй способ, к которому в наши дни прибегают некоторые производители и коммерсанты, – продать просроченный товар оптом. Вы спросите, кто тот идиот, который его купит? Вот это пока что является великой тайной, потому что авторы объявлений «покупаю просроченные консервы и т.д.» себя не афишируют. Но такие объявления встречаются в газетах крупных городов все чаще – и этот бизнес приносит неизвестным посредникам неплохую прибыль, учитывая, что скупают они «неликвид» за полцены. А просроченные товары потом всплывают на рынках, в дешевых магазинах и супермаркетах для малоимущих – по ценам «ниже средних».

И, наконец, третий способ, по которому все вышеупомянутые лица продают просроченный товар наивным обывателям – придание ему видимости свежести. То, что уже начинает приобретать нехороший цвет или покрываться слизью, можно просто помыть под краном. Как писала как-то «АиФ-Челябинск», в одном магазине так отмыли и продали копченый бекон, в котором… мухи отложили личинки.

Но самым распространенным является стирание (срезание) даты изготовления или заклейка ее магазинной этикеткой – на которой уже стоит совсем иное число. Причем это даже уголовно не наказуемо, поскольку на магазинной этикетке обычно стоит дата расфасовки, упаковки или приема товара. То есть факта обмана нет – просто этикетка «случайно» была наклеена на дату изготовления.

А уж какой путь преодолевают дорогие сорта рыбы от свежего состояния в элитных маркетах до трижды перемороженного в «бюджетных» - лучше и не задумываться.

Впрочем, со свежими продуктами тоже проделывают немало занятных экспериментов. Больше всего жалоб поступает на путаницу с ценниками. Причем она с поразительной регулярностью возникает не в пользу потребителя. Например, вы видите ценник, на котором написано, что коробка конфет стоит 20 гривен. А на кассе вам почему-то пробивают 22 или все 25. В ответ на ваши справедливые замечания вам выложат кучу всевозможных пояснений: ценник устарел, неправильный, кончилась акция по скидке и т.п.

Появление на рынках и в магазинах электронных весов вселило в ряды покупателей уверенность, что обвесы навсегда остались в советском прошлом. Размечтались!

Вносить в потроха электронных весов полезную модернизацию – дело очень непростое, и пока что доступно единицам. Да и привести их обратно в точное состояние в случае нагрянувшей проверки столь же хлопотно – поэтому к самим весам никаких подозрений проявлять не стоит. А вот к уже взвешенным упакованным продуктам, лежащим на полках, – не помешает.

Самый «безобидный» вид обвеса – когда вам вместе с очень дорогими продуктами (икра, крабы и т.п.) по той же цене продают и их упаковку, вес которой засчитывается как вес товара. Казалось бы, весит такая коробочка или лоток всего 10-15 граммов – что там мелочиться, но вы умножьте эти граммы на количество покупателей. И самое обидное, что на кассе с вас потом еще сдерут 30-40 копеек за саму упаковку!