«Хизбаллах» рубят – щепки летят
24.07.2006 18:09
…дымящемся Ливане. Страна кедров вновь стала полем боя новой арабо-израильской войны…

«Челюсть за зуб»: антитеррористическая операция по-израильски

Самолеты с беженцам прибывают в Украину чуть ли не ежечасно. На утро 24 июля насчитывалось уже около тысячи «счастливчиков». Бизнесмены, специалисты, туристы, украинки, вышедшие замуж за ливанцев, заробитчане и даже, не будем скрывать, работницы ночных клубов и сферы «интимных услуг» – не разбирая, кто есть кто, вместе «делают ноги» ближайшими рейсами. А еще сотни украинцев и украинок все еще трясутся в автобусах и томятся в аэропорту Дамаска, перебираются на Кипр, готовы бежать хоть через пустыню, лишь бы поскорее выбраться из ада, в который неожиданно превратился курортный рай – каким еще несколько недель назад был Ливан.

Одновременно с украинцами юг и центр страны спешно покидают граждане России, Шри Ланки, Канады и проч. и проч.

Так теперь выглядит южный БейрутК слову, россиян, вывозят самолеты российского МЧС из аэропорта столицы соседней Сирии, ставшего сегодня центром эвакуации. Но надолго ли? Пока что израильская армия несколько завязла на юге Ливана, однако уже высказываются опасения, что война может расшириться и на Сирийскую территорию. Во всяком случае, позиция США – главного политического, финансового и военного «спонсора» Израиля – вызывает небеспочвенную тревогу.

Вашингтон не только всецело одобряет новую войну, категорически перекладывая всю вину за нее на плечи «Хизбаллах», но и снова начал намекать о принадлежности Сирии к т.н. «Оси зла». Кроме того, в поставках вооружения для «Хизбаллах» обвинили Иран, который в последнее время называют новой мишенью США.

Пока мировое сообщество только определяется со своей позицией в отношении конфликта, число его жертв непрерывно растет. К 24 июля жертвами израильских артиллерийских и воздушных ударов стали около 400 ливанцев, почти полторы тысячи получили ранения. От ракетных обстрелов «Хизбаллах», а также в ходе кратковременных боев погибли 34 еврея (в том числе 19 солдат и моряков), ранено 9 военнослужащих и 231 мирный житель.

А это ИзраильОба государства живут от сирены до сирены – когда объявляют очередной налет или обстрел. Десятки тысяч израильтян прячутся в бомбоубежищах, а города и деревни Ливана спешно покинули около полумиллиона жителей, ставших беженцами.

А начиналось все, казалось бы, с рядовой «контртеррористической» операции, призванной вызволить из плена двух израильских солдат, которых похитили боевики «Хамас», требовавшие в качестве выкупа освободить своих соратников из тюрем. Для начала израильские бронетехника и бульдозеры вошли на территорию палестинской автономии.

Эта часть операции прошла без особого кровопролития, поскольку палестинцы при виде израильской армии традиционно разбежались, а та, так же традиционно, ограничилась сносом домов и уничтожением нескольких офисов палестинской «державы» и электростанции, которую сами израильтяне вскоре и починили.

Правда, с политической точки зрения это выглядело не очень красиво. Ведь Палестинская автономия признана мировым сообществом, и подобные действия просто перечеркивают ее суверенитет, пусть даже «кукольный». Однако у Израиля был железный предлог – освобождение своих военнослужащих, борьба с террористами. Сегодня этого достаточно, чтобы сильные мира сего сочли свои руки полностью развязанными.

Впрочем, о Палестине быстро забыли, когда израильская армия повернула на север, в сторону Ливана. Причиной стала акция «Хизбаллах» 12 июля, когда были убиты 8 и похищены двое израильских солдат. Таким образом, у Израиля появилась причина нанести удар по одной из самых мощных террористических организаций Ближнего Востока. Так сказать, покончить с «Хамасом» и «Хизбаллах» одним махом – или хотя бы нанести им огромный урон. И фактическое вторжение в Ливан было обосновано тем, что «Хизбаллах» возникла именно в этой стране, где развилась в мощную организацию, практически контролирующую весь юг страны.

С другой, политическая обстановка в Израиле требовала объединения общества традиционным способом – победоносной войной с коварным врагом. Очевидно, простого рейда по палестинским поселкам было уже недостаточно. Потребовался враг более солидный, а главное – внешний. Но не нападать же ради этого, скажем, на Египет или Иорданию? А вот Ливан и «Хизбаллах» прекрасно подходили для этой цели: тут и террористы, тут и война на чужой территории, да и победа обещала быть легкой и быстрой.

Однако с первых же часов войны израильская армия убедилась в том, что «Хизбаллах» - это не обвязанные динамитом боевики «Хамас». Это гораздо серьезней.

Партия Аллаха – сила народная

Название «Хизбаллах» переводится с арабского как «Партия Аллаха» – оно было выбрано как антипод «партии сатаны», – то есть антиарабских и антиисламских сил. Организация мусульман-шиитов появилась в Ливане в начале 80-х годов как небольшой клуб фанов иранской революции. Они обсуждали речи аятоллы и мечтали точно так же когда-нибудь устроить исламскую республику у себя на родине. По сути, «Хизбаллах» исповедует своеобразную модель исламского социализма, чем привлекательна не только для религиозных фанатиков, но и для широких масс бедняков, которых предостаточно на Ближнем Востоке, а также для части «народнической» интеллигенции.

Фан-клуб Хомейни трансформировался в боевую организацию в 1982 году, с началом израильской оккупации юга Ливана. Иран тут же взял «Хизбаллах» под свое покровительство. Помимо материальной помощи финансами и оружием, Тегеран прислал в помощь своим ливанским «братьям» инструкторов из числа Корпуса стражей исламской революции – людей твердых в своих убеждениях и имеющих отличный военный опыт.

Именно Тегеран настоял на том, чтобы главные лозунги «Хизбаллах» имели яркую антиизраильскую направленность. Впрочем, ненависть к оккупантам часто возникала и естественным путем. Об исламско-социалистической революции пришлось надолго забыть.

Ливанцы оказались старательными учениками иранских «товарищей». Уже 23 октября 1983 года «Хизбаллах» проводит свою самую крупную акцию – взрывы казарм американского и французского миротворческих контингентов в Ливане. Погибли около 300 военнослужащих. Затем было взорвано здание посольства США в Бейруте. Погибли 24 и получили ранения 90 человек.

Таким образом «Хизбаллах» быстро вошла в число главных врагов не только Израиля, но и США. Неудивительно, что Вашингтон всячески приветствует нынешнюю операцию Тель-Авива. Не исключено, что отчасти был и ее инициатором.

Хасан НасраллаС 1992 года «Хизбаллах» возглавил ее Генеральный секретарь (не удивляйтесь – это все же почти социалистическая партия) шейх Хасан Насралла. Так звучит в простой европейской транскрипции его имя – несколько неблагозвучное для русскоязычных. На самом деле полная фамилия ливанского генсека Наср-Аллах (Наср – победа, Аллах – Бог).

Новый лидер вернул увлекшуюся партизанской войной «Хизбаллах» на политические рельсы. Она приняла участие в парламентских выборах и даже получила несколько мандатов. Помимо этого, на иранские деньги (финансирование достигает 100 миллионов в год) организация развернула ряд социальных программ. Неудивительно, что в южном Ливане, где обосновалась «Хизбаллах», она имеет большую популярность, которая сейчас только возросла.

Сделав себе политическое лицо и не желая его испортить, «Хизбаллах» проводит теракты от имени организаций «Исламский джихад», «Джихад освобождения Палестины» и «Исламское сопротивление» – по сути являющихся боевыми крыльями партии.

По последним оценкам, численность «Хизбаллах» составляет около 5 тысяч человек. Однако ее сила не только в количестве и довольно высокой военной подготовке боевиков, чьи потери на сегодняшний день составили 8 человек против 19 израильских военнослужащих. Организация еще и неплохо вооружена. К примеру, с помощью иранской ракеты боевикам удалось вывести из строя израильский ракетный катер. Кроме того, Израиль уже потерял один ударный истребитель, несколько единиц бронетехники, а вдобавок к этому в воздухе столкнулись и разбились два вертолета. Таких потерь Израиль не нес уже много лет, и цена освобождения израильских солдат обещает быть высокой.

Но главным вооружением «Хизбаллах» являются ракеты. От самодельных «Касан», похожих на советские реактивные снаряды «Катюш», до иранских «Zelzal», дальность полета которых превышает 100 километров. Именно эти ракеты, запас которых у «Хизбаллах» определяют в несколько тысяч единиц, ежесуточно десятками падающие на израильские города, и стали краеугольным камнем конфликта.

Израиль стремится взять под контроль южный Ливан прежде всего потому, что оттуда эти ракеты могут доставать до Хайфы и других городов «земли обетованной». Именно для этого ему необходима наземная операция, которая уже началась. Кроме того, с первого же дня войны Израиль отвечал на пуски ракет мощными обстрелами тех районов Ливана, откуда они производились. Вот причина многочисленных жертв с обеих сторон.

Третья мировая отменяется

Конфликт, который должен был объединить Израиль, расколол политический мир. На сторону своего протеже встали только США. Франция и Россия, как и можно было ожидать, раскритиковали методы контртеррористической операции – обстрелы жилых кварталов Ливана, приведшие к многочисленным жертвам.

Настоящей сенсацией стала позиция Великобритании. Всегда поддакивающая Вашингтону, считающаяся самым надежным его союзником, она впервые за много лет осмелилась возражать. В то время как Кондолиза Райс заявила, что «прекращение огня в регионе сыграло бы только на руку террористам» и что Израиль должен продолжать свою военную операцию, как британский министр иностранных дел Ким Хоувеллс высказал свое мнение о событиях на Ближнем Востоке.

По его словам, «уничтожение инфраструктуры, гибель стольких детей и взрослых – это не точечные удары. Если они воюют против "Хизбаллах", то пускай и наносят удары по ней. Не следует бомбить все население Ливана».

Такая позиция Британии, если, конечно, ее не уговорят «передумать», поставила под вопрос создание очередной военно-политической коалиции, которую, было, начали сколачивать США. Но против кого? Понятно, что не для помощи Израилю в войне со слабым Ливаном. Возможно, главной целью были все же Сирия или Иран.

Конечно, Вашингтон может собрать своих новоиспеченных союзников из постсоциалистических стран. Вряд ли им откажут Польша или Грузия. Однако вес этих стран на мировой арене недостаточен, чтобы легализовать новую войну в глазах международного сообщества.