Офисные войны
27.10.2006 16:19
…постоянной слежки?

Шпионаж перестал быть чем-то сверхъестественным и превратился в обыденную вещь, от которой не застрахованы даже самые богатые люди и компании. Несколько недель назад в мире бизнеса разразился шпионский скандал, стоивший кресла Патриции Данн, председателю совета директоров корпорации Hewlett-Packard, одной из крупнейших ИТ-компаний мира.

Коротко суть скандала. Время от времени в деловую прессу попадала информация о вопросах, обсуждаемых в тесном кругу высшим руководством компании Hewlett-Packard. Председатель совета директоров Патриция Данн решила прояснить причины и способы утечки конфиденциальной информации и поручила расследование специалистам из внешней фирмы безопасности, которые, в свою очередь, наняли специалистов по «претекстингу». Pretexting – это метод детективного расследования, заключающийся в получении обманным путем распечатки записей обо всех звонках по определенному телефонному номеру за указанный период. Так как эта услуга платная, телефонные компании предоставляют ее охотно и с минимумом формальностей при установлении подлинности абонента.

В результате этой процедуры был определен пострадавший - 66-летний Джордж Киуорт, директор HP. Однако поступок госпожи Данн был осужден советом директоров, в результате чего Патриции было предложено покинуть свой пост за неэтичное поведение.

Практически каждая мало-мальски крупная компания проверяет лояльность своих сотрудников, используя куда как более грязные методы – и тотальный контроль за электронной почтой, и прослушивание телефонных разговоров. А еще очень часто вводятся запреты, кажущиеся иногда странными и непонятными.

Например, фирма Samsung из опасений промышленного шпионажа запретила пользоваться мобильными телефонами, оснащенными цифровыми камерами, на своих заводах и в исследовательских центрах. Причем этот запрет распространяется как на гостей, так и на сотрудников компании. Руководство Samsung объясняет свое беспокойство тем, что с помощью мобильного телефона можно делать фотографии незаметно, а это делает весьма реальной угрозу использования отснятого материала в шпионских целях.

Аналогичные меры принимаются и в LG Electronics - для всех десяти научно-исследовательских институтов компании в Корее. В тех институтах LG, где создаются передовые технологии, руководство планирует ввести полный запрет на телефоны с камерами. К таким же методам борьбы с корпоративным шпионажем намереваются прибегнуть и корейские автопроизводители Hyundai и Kia Motors.

Более того, в настоящее время Министерство информации и связи Южной Кореи разрабатывает специальные правила по регулированию использования мобильных телефонов с фотокамерами в стране. Власти рассматривают проект отдельного закона, согласно которому производители телефонов должны были бы в обязательном порядке оснащать такие устройства специальным «генератором шума», который бы издавал звук во время съемки.

Пытаясь защититься от корпоративного шпионажа, фирмы используют также и новейшие технологии. Целью одной, наиболее популярной в последнее время, является маскировка звука: в стены и потолок помещения, в котором ведутся секретные переговоры, монтируются специальные устройства, которые создают небольшой шум. Этот шум не мешает людям в их работе, но в то же время он растворяет голоса людей и препятствует таким образом работе подслушивающих устройств.

А системами выявления телефонных «жучков» или систем бесследной электронной почты сегодня уже мало кого удивишь.

Однако не стоят на месте и технологии тех, кто подслушивает. Технологические новинки и методы шпионажа постоянно совершенствуются. Например, новое устройство Laser-3000 с помощью лазерного луча умеет улавливать вибрации оконных стекол, вызванные голосами тех, кто находится в комнате, и расшифровывать сказанное.

Еще одно известное устройство, созданное для шпионажа, способно реагировать на излучение, исходящее от компьютерного монитора (и таким образом «захватывать» текущую картинку, будь то документ Word, электронная таблица или графический файл).

Но не только технические устройства используют специалисты по корпоративному шпионажу. В их арсенале находится масса других методов, использующих психологические уловки и невнимательность сотрудников.

Так, например, в мае прошлого года группа инженеров НР, работающих над сетевым лазерным принтером нового поколения, подверглись осаде со стороны конкурентов. Служащие компании получали телефонные звонки дома и на работе от мнимых членов команды НР, в которых те спрашивали о подробностях нового принтера. А в 2001 году компания Procter&Gamble призналась в том, что ее сотрудники просматривали мусор англо-голландского концерна Unilever в поисках коммерчески ценной информации.

Секретную информацию могут попробовать получить злоумышленники под видом журналистов. Однажды в офисе раздается телефонный звонок, и некто, представившийся журналистом, начинает задавать вопросы о доле компании на рынке, объеме продаж и планах на будущее. Через некоторое время выясняется, что журналиста с такой фамилией в редакции нет, либо журналист есть, но он никуда не звонил. Скорее всего, этот обманный маневр предприняли конкуренты.

Не менее популярным стал в последнее время и рекрутинговый шпионаж. Фирма объявляет конкурс на замещение высокооплачиваемой должности, и у пришедших на собеседование специалистов пытаются узнать их корпоративные секреты и планы.

Если защититься от подслушивающих устройств еще как-то можно, то человеческий фактор – это самое слабое звено в цепи промышленного и корпоративного шпионажа. В этом случае на помощь подозрительному начальству может прийти только частный детектив, услуги которого также недешевы, но и его могут перекупить конкуренты.

Конечно, можно сказать, что лучшим решением станет бизнес без секретов, но это практически нереально в наше время. Поэтому и процветает индустрия подслушивающих и подглядывающих устройств, а боссы и инженеры придумывают, как бы еще защитить свои секреты от посторонних.