«Сволочи» наоборот
03.06.2008 13:05
…в годы войны, вызвал интерес к теме использования детей немецкими спецслужбами, уже против СССР.

Идея и реализация

Эффективность применения «возрастного» фактора в разведывательно-диверсионной работе осознали еще в Древнем Риме. Дети и женщины, будучи невоенными категориями, не вызывали у сопредельной стороны особого подозрения. А потому могли относительно свободно перемещаться по территории противника, что, собственно, и было нужно.

О детских подвигах на войне мы знаем довольно много. Особенно ярко это прививалось в рядах пионерской организации им. Ленина, где героями были вовсе не генеральные секретари ЦК КПСС, а пионеры. Зина Портнова, Марат Казей, Валя Котик, Борис Цариков, Володя Щербацевич, «Молодая гвардия» - все они совершили реальные подвиги и погибли, как взрослые. Тогда нам говорили, что их порыв был беззаветным и самостоятельным. И, по всей видимости, это правда, не та, что показали в «Сволочах». По мнению начальника Управления регистрации и архивных фондов ФСБ России В.С. Христофорова, фильм «Сволочи» - «наиболее наглый и беспринципный пример околоисторической лжи. Создатели его заведомо делали фальшивку, НКВД лагерей для подготовки разведчиков-диверсантов из подростков никогда не имел, и дети в тыл не отправлялись…»

Но архивы советской контрразведки знают факты иного характера. В абвере идеи применения подростков появились еще в 1941 году. «Материалом» для будущих диверсионных отрядов предполагались быть дети репрессированных, раскулаченных и прочих обиженных Советской властью. И таковых хватало.

Немецкая разведка из числа одаренных советских детей готовила подробные отряды, применение которых началось перед Курской битвой. НКГБ СССР 5 ноября 1943 года докладывал в Государственный Комитет обороны, что за первую декаду сентября органами НКГБ было задержано 10 диверсантов в возрасте от 14 до 16 лет, переброшенных в советский тыл на самолетах.

Задержанные оказались уроженцами Калининской и Смоленской областей, которых немцы 29 - 31 августа забросили на территорию Воронежской, Курской, Московской и Смоленской областей. Пятеро из заброшенных сдались в плен добровольно, сразу после приземления. А остальных задержали после спецоперации органов НКГБ.

Из допросов оперативники узнали, что впервые абвер создал детский лагерь, куда привозили подростков, в июне 1943 года под Смоленском. Потом детей с помпой, под видом экскурсии, увезли в Вальденк, городок под Касселем.

Там ребят соответственно обрабатывали и брали подписки о том, что они обязаны и обещают вести «борьбу против коммунистов, комиссаров и политруков». Более месяца длились специализированные занятия по типографии, парашютному делу, стрельбе, рукопашному бою, навыкам ухода от погони. В августе их перебросили под Оршу, где после экзамена группа получила задание. Основными операциями, возлагаемыми на подростков, были диверсии на железных дорогах и сбор разведывательных данных.

Диверсанты на Полтавщине

Успешное продвижение Советской армии к Днепру активизировало работу гитлеровской разведки. В условиях улучшения советских контрразведывательных органов и СМЕРШ, использование подростков стало актуальнее.

В ноябре 1943 года в Полтавской области сотрудниками СМЕРШа были задержаны 4 немецких агента в возрасте 14 и 15 лет. Это были курсанты школы «Авер-трупп 203». Заданием группы были взрывы железнодорожных путей на участке Полтава - Кременчуг в районе села Билыки. С собой диверсанты имели оружие, документы и замаскированную под уголь взрывчатку.

Несколько позже, согласно сводкам и донесениям контрразведчиков, подростковые группы противника были обнаружены и ликвидированы в Полтавской, Киевской, Винницкой, Гомельской и Псковской областях.

Сволочи по-украински

Своих подростков из числа членов «гитлерюгенда» немцы стали набирать во вспомогательные части еще в 1942 году. Отбор в специализированные службы велся более тщательно, а вот основную массу подростков решили использовать в войсках ПВО. Работой по отбору и подготовке защитников германского неба занимался гитлерюгенд-гауптбанфюрер Никель.

В конце 1943 года Никель выступает с идеей использования в частях «помощников люфтваффе», как их называли, подростков с оккупированных территорий. Вскоре такие подразделения стали набирать из числа украинцев, что обеспечивал УЦК - Украинский центральный комитет, которым руководил один из нынешних «неогероев» Владимир Кубийович. В апреле 1944 года Альфред Бизанц, возглавлявший военное управление украинской дивизии СС «Галичина», сообщил членам УЦК, что из Берлина едет комиссия, и просил обеспечить ее работу. УЦК выдвинул требование привлечения в «помощники люфтваффе» только совершеннолетних на добровольной основе.

Лагеря украинско-германских «ПВОшников» были организованы в Переворске, Неполомицах и в польском Дембице, что возле Кракова. Добровольцев хватало, хотя были и те, что скрывались в частях вермахта от вывоза на работы в Германию. В лагерях подготовки помимо военных дисциплин «промывали мозги» относительно необходимости борьбы с «москалями» и большевиками. Официальным руководителем украинской молодежи был профессор Тимош Билостоцкий. 29 июня колонна из 210 украинских молодчиков прошла по улицам Львова и, выслушав напутствия губернатора Вехтера, двинулась на фронт.

Помимо юношей, немцы приглашали к сотрудничеству и горячих западных украинок для обслуживания прожекторных установок, госпиталей, пунктов связи. Лагеря для «СС-юначок» появились в Найске (Силезский район) и Будейовицах (Чехия). В лагере Штральзунд подготовкой украинок ведала журналистка Ольга Кузьмович. Помимо учебы, девицы нередко промышляли и другими способами помощи доблестным германским союзникам.

Всего через лагеря прошло 7700 украинцев, в 1945 году численность вспомогательного персонала ВВС, ПВО и СС достигла 10 тысяч молодых выходцев из Западной Украины. К концу войны были известны 272 пункта дислокации украинских «помощников люфтваффе», среди которых части в Берлине, Гамбурге, Линце. Также известно, что некоторая часть «СС-юнаков» добровольно перешли в отряды противотанковой городской обороны панцерфаустников и принимали участие в обороне Берлина.

Дальнейшая участь этих солдат вермахта была различной – те, кому посчастливилось свалить в англо-американскую зону оккупации, пополнили в дальнейшем диаспору Канады, Австралии и США, а кому-то пришлось ехать осматривать красоты Сибири и русского Севера.