Цифры забытых предков
25.01.2007 14:14
…местных органов власти первый вице-премьер-министр Украины Николай Азаров. Заявление знаковое. Осуществилась заветная мечта, к которой шло целое поколение украинцев. По итогам 2006 года промпроизводство составило 100,8% против показателя 1990 года. Выходит, мы теперь живем не хуже, чем в Великой Совдепии в кризисном 1990 году…

На радостях перепроверил заявление опытного хозяйственника. Да, по данным Госкомстата действительно превзойден показатель предрокового года. Только, по моим расчетам, на основании тех показателей падения и роста промпроизводства, которыми нас кормил Госкомстат, у меня получилось превышение азаровской декларации на 0,5%. Не настаиваю на точности своих расчетов, тем более несовпадение результатов гораздо меньше общепринятой статистической погрешности.

Казалось бы, нет оснований подвергать сомнению информацию от Азарова, человека прагматичного и несклонного, в отличие от своих оппонентов, к краснобайству. Так, значит так…

Только вот это радостное известие диссонирует с картиной, которую я вижу каждый божий день, направляясь на службу. Маршрут движения к рабочему месту пролегает мимо двух в прошлом крупных предприятий, дававших в доисторическом 1990 году на-гора продукцию. Одно принадлежало Министерству электронной промышленности, и там вкалывали от зари до зари 3,5 тысячи строителей развитого социализма. Другое проходило по ведомству Министерства приборостроения. На нем коротали свои дни 8,5 тысячи работников. Оба предприятия через три года после начала реформ кердыкнулись «без права на переписку».

И такая мысль приходит на ум. По общепринятым данным, количество заробитчан, кующих показатели промпроизводства в окрестных и дальних странах, примерно 7 млн. К тому же количество населения в стране за годы неослабевающих реформ 15-ти правительств скукожилось на 5,58 миллиона человек. Надо полагать, обретающиеся на территории державы украинцы здорово прибавили в производительности труда. Прямо не Украина, а капище стахановцев капиталистического труда. Однако показатели выпуска основных видов промышленной продукции, делающей страну индустриальной, расходится с таким выводом.

Производство электроэнергии, т.е. того «товара», без которого не пробьешь и чек на кассовом аппарате, в 2006 году в сравнении с приснопамятным 1990 годом уменьшилось с 298 до 190 млрд. кВт/час (снижение на 36,3%). И то, что производят, не потребляется полностью в стране. Экспорт электроэнергии в прошлом году составил 10,5 млрд. кВт/час.

Производство готового проката из черного металла снизилось на 43%, стальных труб – на 53%, металлорежущих станков в – 180 раз (!), тракторов – в 28 раз, самолетов – в 30 раз, легковых автомобилей (методом полномасштабного производства) – более чем в 4 раза, тепловозов – в 20 раз. Телевизоры в совдепии выпускали на отечественной элементной базе в количестве 3,5 млн. штук в год. Сейчас их вообще не производим, а только свинчиваем из четырех импортных элементов: платы, кинескопа, передней и задней панели в количестве в 10 раз меньшем, чем изготавливали 16 лет назад. Не буду дальше множить скорбь, перечисляя товарные позиции убиенных отраслей. И все это продукция с высочайшей добавленной стоимостью.

Да, невооруженным глазом видно, что количество торгующих импортом контор резко возросло. Заметно прибавилось гробовых дел мастеров и камнетесов надгробий. Стоматологов, всяких медцентров, где не столько лечат, сколько вытряхивают у публики карманы, аптекарей, юристов, что грибов после дождя. Количество седалищных мест в шинках примерно сравнялось с количеством взрослого населения. Словом, сфера услуг резко добавила. Соглашусь с мнением, что производство услуг может существенно занять население и прирастить ВВП. Однако некорректна ссылка на развитые западные экономики, в сфере услуг которых находят приют до 60% населения. Там совершенно другая экономическая ситуация.

На память идет телевизионный репортаж из Германии. Показали картинку, как пять лбов привинчивают на столб дорожный знак. Т.е. работу, которую должны выполнять два работника, в «поте лица», суча ручонками, выполняют пять муниципальных работяг. Германия может себе позволит такое развитие сферы услуг, потому что «грязную» работу за них делают азиаты, в страны которых, для снижения издержек производства, выводится промышленность. Но львиная доля полученной прибыли ввозится обратно в метрополию. Что позволяет развивать сферу услуг и отбояриваться от безработных приличными пособиями. Там, где такого движения нет, получается как в Польше – 20%-ная безработица, 40% среди молодежи. Хотя и там сфера услуг крепко прибавила.

Примечательно, что, несмотря на 6-миллионное сокращение населения, количество безработных находится на одном уровне – 10% (по данным МОТ) от числа трудоспособного населения. Увы, но бурное развитие сферы услуг не снижает ни процент безработных, ни количество заробитчан.

Процентные показатели суть относительные показатели. Мало найдется ведомств (пожалуй, таковых и не сыщешь), которые устояли бы перед искушением пофлиртовать с процентом. Сложнее слагать здравицы в свой адрес, основываясь на осязаемых показателях, а тем более натуральных – количестве произведенных изделий. Хотя и здесь возможны колебания в угоду политической конъюнктуре, но они весьма ограничены, т.к. на базе этих данных верстаются планы развития.

Доверяй, но проверяй. Есть резон перепровериться, проведя подсчеты сравнительных объемов промышленного производства в денежном выражении, пользуясь госкомстатовской информацией. Процент даже тонким слоем не намажешь на сайку, а вот доллар и гривну можно обменять в лавке на предметы любой необходимости.

В 1990 году объем реализованной продукции (работ и услуг в том числе) в Украине составил 166,9 млрд. рублей. Чтобы не запутаться в переводах тогдашних «ленинок» в сегодняшние «мазепинки», есть настоятельная необходимость конвертировать советские и украинские дензнаки в валюту валют – американский доллар. Ибо так сложилось помимо нашей воли, что «бакинец» является мерилом успеха в бренном мире.

Рубль даже на закате СССР отнюдь не был Буратиной. Его через три года деревянным сделали реформаторы. Официальный курс Госбанка СССР исчислялся строго на базе паритета покупательской способности рубля и доллара. Установленный Центральным банком курс использовался для экономического анализа, международных статистических сопоставлений, а также для расчетов по внешнеторговым операциям и погашения выданных государственных кредитов. В 1990 году доллар стоил 0,63 рубля. Меня могут подловить на том, что в подворотнях тогда за бакс давали и 2, и 3 рубля. Да, давали. Но, во-первых, сие не имело отношения к торговым операциям державы, а во-вторых – обменивался он по спекулятивному курсу барыгами только потому, что был в дефиците из-за неимения законной возможности у населения обменять рубчик на вожделенный доллар.

Таким образом, на законных основаниях объем промпроизводства выразим в долларах – 166,9 : 0,63 = $264,92 млрд. Заметим, в тогдашних ценах. Теперь надо отобразить эту сумму в ценах 2006 года. Здесь, полагаю, не будет возражений. В 1990-х годах уровень инфляции в промышленно развитых странах находился в пределах 2,5-4% в год. Буду корректен, если определю среднегодовую инфляцию за последние 16 лет в 3%. Значит, за контрольный промежуток времени покупательская способность доллара снизилась примерно на 60%. Таким образом, советские объемы производства в современных ценах должны быть равны: $264,92 Х 1,6 = $423,87 млрд. Будем считать, сие и есть маяк, к которому устремился сухогруз под названием Украина.

Объем реализованной промышленной продукции вместе с услугами в 2006 году составил 421,343 млрд. грн. Если мы врежем по нему (объему) официальным курсом Нацбанка – 5,05, то можем сделаться черными пессимистами. Ибо полученная величина – $83,434 млрд. не оставляет шансов и следующему поколению украинцев догрести до маяка.

Но для объективной оценки уровня жизни и в целом экономики международные организации (ООН, МВФ, Мировой Банк и др.) используют пересчет на основе паритета покупательной способности валют (ППС). В качестве базовой валюты принят американский доллар. Расчеты ППС основываются на детальном сопоставлении стоимости свыше 3000 видов товаров и услуг.

В соответствии с данными МВФ, украинский ВВП в 2005 году, пересчитанный по ППС, составлял $329,1 млрд. В гривнах номинальный ВВП по данным Госкомстата составил 424,741 млрд. грн. Числовое значение валового продукта при переводе на «гамбургерский счет» уменьшилось всего в 1,29 раза.

Понятия ВВП и объем промышленного производства почти тождественны. Разница непринципиальна. Не будет натяжкой, если этот понижающий коэффициент распространить и на «промышленность». 421,343 млрд. грн. : 1,29 = $326,622 млрд. – таков достигнутый объем промышленного производства.
Разница между тем, что было в 1990 году, и что имеем сейчас – 23%. Чтобы ликвидировать отставание, пожалуй, понадобится еще три года с ежегодным приростом промпроизводства на уровне 8%.

Можно и с другого конца зайти. Существует так называемый коэффициент замещения – показатель, весьма объективно характеризующий уровень экономического развития. Он определяется как соотношение средней пенсии к средней заработной плате. В Советском Союзе его величина равнялась 60%. Это был хороший показатель даже для старой Европы.

В 2006 году средний размер пенсионных выплат составил 425 грн., а средняя зарплата 1020 грн. Коэффициент замещения – 41%. «Как потопаем – так и полопаем», а топаем, то бишь работаем, явно слабее, потому и пенсионеры лопают почти в полтора раза меньше. Пока украинская экономика не в состоянии делать то, что было по силам советской. А значит, мы до нее еще не доросли.