Кризис по-китайски
17.11.2008 10:18
...через взлеты и падения, пережил древних египтян и римлян, «темные века» Средневековья и триумф мирового капитализма.

Нужно только время

Сегодня Китай демонстрирует завидное экономическое и политическое здоровье, как для его почтенного возраста, и, судя по всему, сумеет пережить и нынешний «золотой миллиард». И солидные исследовательские центры, и независимые эксперты сходятся на том, что спустя 20-30 лет Китай станет первым государством мира. Как в экономике, так и в военно-политическом плане.

Как писала в мае 2008 года британская газета «The Financial Times», «сегодня вопрос заключается не в том, станет ли Китай сверхдержавой, а в том, какой сверхдержавой он будет». То есть попытается ли Китай доминировать или же останется верным своей нынешней концепции многополярности и полицивилизационности мира.

Созданная после 1949 года Мао Цзэдуном прочная система власти, которая через первичные ячейки Компартии проникла во все поры общества и преимущества рынка, внедренного в стране Дэн Сяопином, творят чудеса. Даже в условиях тяжелейшего кризиса, поразившего мировые финансы и экономику, китайцы продолжают чувствовать себя довольно уверенно.

Вероятно, не последнюю роль здесь играет национально-историческая память. В Китае даже коммунист прежде ощущает себя китайцем, а затем уже членом КПК. Китаец, помня богатую историю своей страны, в сложные времена обращается к триумфальным ее моментам, черпая в них силу и уверенность в том, что любые трудности временные, и он их обязательно преодолеет.

Это полная противоположность тому, как понимается историческая память в Украине. У нас она обращена к поражениям и неудачам. Отсюда – обязательный комплекс неполноценности, который с годами только усиливается, неверие в то, что страна может жить собственным умом, и дух вечного подражательства. Даже в одежде: шаровары от татар, шляпа и перья – от поляков.

В Китае же царит уверенность, что государство и общество в буквальном смысле горы свернуть могут. Нужно только время. На этот счет даже древняя притча существует.

Отец с двумя сыновьями задумал срыть две огромные горы, загораживавшие вход в его дом, одними мотыгами. Когда его сосед смеялся и называл его глупым, он отвечал примерно так: горы высоки, но они не растут, так что если я и мои сыновья каждый день будем отнимать от горы понемножку, а потом мои внуки, а потом — правнуки и так дальше, в конце концов, мы сдвинем эти горы. Настойчивость Юй Гуна, так звали этого китайца, тронула одного из богов, и он послал на землю двух фей, которые перенесли горы. Бог в данном случае — это китайский народ, если весь народ поднимется, он вполне может сдвинуть горы.

В кризисе виноваты США

Реагируя на мировой кризис, китайцы вначале изучили его корни, а затем уже принялись действовать. 5 и 6 ноября в газете «Жэньминь жибао» была помещена пространная статья о кризисе. Отсутствие подписи под ней – свидетельство того, что статья была подготовлена в ЦК КПК, получила одобрение на самом верху и носит директивный характер.

«Причины этого кризиса кроются в модели потребления, политике финансового контроля, способах функционирования финансовых учреждений в США, а также в американских и мировых экономических структурах», - говорилось в статье. Под «структурами» понимаются МВФ, Мировой банк и ВТО, особого почтения к которым в Китае, в отличие от Украины, никогда не испытывали, поскольку все они контролируются Соединенными Штатами.

В статье подчеркивается, что прежний «международный экономический порядок позволял небольшому количеству развитых стран контролировать механизм регулирования международной экономики» в собственных интересах, тормозя развитие остального мира. С таким положением дел необходимо покончить.

В то же время, китайцы считают, что «глобальный кризис требует глобального ответа». Иначе говоря, Запад, тем более, отдельно взятые США, больше не имеют права на принятие самостоятельных решений. Их надо принимать вместе с Китаем и другими влиятельными субъектами экономических и финансовых рынков. То есть привлечь Россию, Индию, Бразилию, Мексику и т.д. Как сказано в статье, необходимо «провести реструктуризацию трех китов мировой экономики - МВФ, ВБ и ВТО - с тем, чтобы увеличить присутствие развивающихся стран в целях создания справедливой и упорядоченной системы мировых финансов».

Доброе слово в материале «Жэньминь жибао» нашлось только для Николя Саркози. «Как сказал французский президент Николя Саркози, миру больше нельзя продолжать использовать экономические инструменты XX века для функционирования экономики в XXI веке».

Несмотря на кризис

Сам Китай встретил кризис вполне достойно. Несмотря на понятные трудности, связанные со сбытом продукции, экономика страны сохранила высокие темпы развития. Как сообщила 11 ноября «Жэньминь жибао», за первые три квартала ВВП Китая вырос на 9,9%. Этот показатель не только в разы превышает результаты ведущих мировых экономик, но даже выше средних темпов роста китайской экономики за весь период реформ, то есть начиная с 1978 года.

Рост экспорта, понятно, замедлился. Тем не менее, он увеличился на 22,3% по сравнению с прошлым годом. В результате валютные резервы Китая подошли вплотную к рубежу в 2 трлн. долларов. В целом же, объем внешнеторгового оборота Китая за 10 месяцев 2008 года составил более 2,188 трлн. долларов США, превысив объем внешней торговли страны в 2007 году на 14 млрд. долларов. Положительное сальдо внешней торговли составило 216 млрд. долларов.

Главным торговым партнером Китая является ЕС. Объем двустороннего товарооборота достиг 359,37 млрд. долл. На втором и третьем местах - США и Япония. Заметно, что Пекин стремится уменьшить зависимость от уровня торгового оборота с Америкой. При общем росте экспорта на 22,3%, экспорт в США увеличился только на 11,4%. Добрые слова в адрес Николя Саркози (Франция сейчас председательствует в ЕС) – это косвенное подтверждение того, что приоритет и впредь будет отдан развитию экономических связей с Европейским Союзом.

Приоритет - реальному сектору экономики

Казалось бы, поводов для тревоги при таких экономических результатах у китайцев немного. Тем более, что финансовая система страны обладает высоким уровнем автономии, и юань чувствует себя неплохо. Интернет наполнен объявлениями типа: мебельный тур в Китай Гуанчжоу и мебель из Китая. Однако, исходя из того, что кризис в западных странах затянется на несколько лет, в Пекине решили принять меры с тем, чтобы обезопасить собственную экономику. К тому же и в самом Китае наметились признаки снижения спроса, приостановились некоторые инфраструктурные проекты, замедлилось строительство.

В этих условиях правительство Китая объявило 9 ноября о пакете мер по стимулированию роста экономики общим объемом 4 трлн. юаней (590 млрд. долларов).

Если в Украине президент и правительство проводят антикризисные меры под лозунгом «банки, банки и еще раз банки!», Пекин в центр своих усилий поставил реальный сектор экономики.

Средства будут направлены на развитие энергетического комплекса и сельского хозяйства, строительство некоммерческого жилья, дорог, аэропортов, технологические инновации. По замыслу властей, эти программы должны «обеспечить стабильное развитие национальной экономики и предотвратить конъюнктурные колебания» на фоне мирового финансового кризиса.

Кроме того, китайские власти приняли решение развивать строительный сектор, который играет важную роль в создании спроса для таких отраслей экономики, как производство цемента и стали. Отдельной темой станет повышение ставок возврата налогов для ориентированных на экспорт компаний, которые больше всего пострадали от глобального финансового кризиса. Госсовет КНР уже принял решение о повышении с 1 декабря текущего года возвращаемой части налога на экспорт 3,77 тысячи видов товаров, что составляет 27,9% всей экспортной товарной продукции. Также было объявлено об отмене экспортного налога на некоторые виды химической и металлургической продукции и зерно.

Кризис, безусловно, не обошел Поднебесную стороной. Однако ее пример выхода из кризиса, безусловно, подаст пример другим странам, как важно иметь стабильную власть и обезопасить свою экономику от чужих просчетов и системных ошибок.
Виталий Дзюба
Иван Симоненко