Банк имени Григоришина движется к банкротству
03.03.2009 18:30
Пока никто не берется назвать «кандидатов на вылет», но один банк, который связывают со скандально известным олигархом Константином Григоришиным, похоже, имеет все шансы стать первым финансовым учреждением, которое будет признано банкротом.

Правда, экономический кризис тут ни при чем: этот банк движется к краху уже не один год, а кризис может лишь положить конец затянувшейся агонии.

Банк «БИГ Энергия» был основан в 1993 году, правда, тогда он носил гордое имя «Зевс». В 2001-м его переименовали в «БИГ Энергию», причем «БИГ» в названии часто расшифровывали как «Банк имени Григоришина». Российский олигарх, скандально известный рейдерскими захватами нескольких крупнейших украинских предприятий, в том числе ряда облэнерго, одно время делил акции «БИГ Энергии» с братьями Суркисами. Но неуживчивый характер Григоришина почти всегда вызывал конфликты с деловыми партнерами. В 2002-м между ним и Суркисами началась война, которая привела к тому, что в 2006-м на «БИГ Энергию» были предприняты мощные информационная и судебная атаки. Их основным лейтмотивом стали заявления Григоришина, что «БИГ Энергия» является «техническим банкротом».

Уникальность ситуации заключалась в том, что Константин Григоришин, «топя» «БИГ Энергию», топил и собственные активы: на тот момент ему принадлежало около трети акций банка. Но война требовала жертв, и Григоришин решил пожертвовать не только своей долей в банке, но и деньгами нескольких тысяч клиентов. Тогда банк устоял и на пару лет пропал из новостных лент. И вот уже в 2008-м «БИГ Энергию» снова стали связывать с именем Константина Григоришина. Как это произошло и куда делись акционеры Суркисы – неизвестно. Сейчас на сайте банка в перечне акционеров значатся несколько крупных предприятий, входящих в бизнес-империю Григоришина (сумское НПО им. Фрунзе, запорожские трансформаторный и кабельный заводы), и некие загадочные «иные физические и юридические лица». Кому и сколько акций банка принадлежит - узнать невозможно.

Кстати, есть одна любопытная деталь. Когда в начале 2008 года Нацбанк с целью повышения прозрачности банковской системы впервые опубликовал списки владельцев украинских банков, «БИГ Энергии» в обнародованном перечне не было: этот банк просто проигнорировал требование НБУ предоставить список владельцев. И этому есть простое объяснение: в начале 2008 г. Константин Григоришин занимался рейдерскими атаками, много и со вкусом судился с бывшими партнерами, поэтому упоминание такого скандального персонажа в связи с банком вряд ли улучшило бы имидж «БИГ Энергии».

Но отсутствие официальной информации о Григоришине в перечне акционеров банку не помогло. Дела «БИГ Энергии» идут, мягко говоря, неблестяще. Вот несколько цифр с комментариями:

– адекватность капитала «БИГ Энергии» составляет 11%, в то время как в целом по банковской системе Украины – 14%. Этот показатель определяет соотношение капитала и активов банка с учетом рисков. Чем он ниже, тем больше банк подвергается риску банкротства. Установленное НБУ нормативное значение адекватности капитала должно составлять не менее 10%. То есть «БИГ Энергия» находится в шаге от того, что капитал банка перестанет быть своеобразной «подушкой», которая позволяет ему оставаться платежеспособным;

– удельный вес депозитов в обязательствах «БИГ Энергии» составляет 45%, а в целом по банковской системе – всего 26%. Рост этого показателя приводит к сокращению доходности банка, ведь депозиты – это обязательства, которые обходятся банку наиболее дорого. Кроме того, в ситуации, когда граждане стараются изъять депозитные средства из банков, 45% обязательств в виде депозитов означает, что банк очень скоро окажется на мели, лишенный львиной доли своих пассивов;

– прибыльность активов банка «БИГ Энергия» составляет 0,2% (средний показатель по банкам Украины – 0,8%), прибыльность капитала - 3% (средний показатель по банковской системе Украины – 9%). То, что показатели прибыльности «БИГ Энергии» в разы меньше, чем средние по Украине, может свидетельствовать либо о некомпетентности топ-менеджеров «БИГ Энергии», либо о финансовых махинациях, из-за которых реальная прибыль банка уводится «в тень».

Прибыль «БИГ Энергии» за прошлый год составила всего 3,9 миллиона гривен. Сумма эта неплоха для лотерейного джек-пота, но для банка, пусть даже не самого крупного, это очень скромная прибыль. В 2007 году банк заработал 8,5 миллионов гривен. Эта сумма тоже не впечатляет, зато впечатляет столь резкое снижение прибыли всего за год. Да, в конце 2008-го украинские банки в полной мере ощутили на себе удары экономического кризиса, но начинался год для банковской системы успешно, и практически все украинские финучреждения показали в прошлом году рост прибыли по сравнению с 2007-м.

Но это все показатели, в принципе, доступные. Общедоступными их назвать нельзя - об итогах своей работы в 2008 году руководство «БИГ Энергии» предпочитает не распространяться: на сайте банка этой информации нет. Зато эти сведения есть в бюллетенях Ассоциации украинских банков, так что банкиры, в отличие от простых граждан, о состоянии дел в «БИГ Энергии» более-менее осведомлены.

«Более-менее» мы говорим потому, что есть еще несколько цифр, которые руководители банка тщательно скрывают. Например, кредиторская задолженность «БИГ Энергии» составляет 87 миллионов гривен. Как правило, кредиторская задолженность состоит из неоплаченных платежей и других долгов перед клиентами. То, что сумма «кредиторки» столь внушительна, может означать только одно: сотрудники банка занимаются финансовыми махинациям. «БИГ Энергия» вместе с другими банками получила рефинансирование от Нацбанка в сумме 65 миллионов гривен, но уже сейчас эти финансовые вливания НБУ не перекрывают кредиторскую задолженность банка.

Еще один любопытный показатель – 48 миллионов гривен начисленных доходов. Это те доходы, которые банк должен был получить, но не получил за последний месяц. Если добавить к этой сумме 10 миллионов, которые клиенты «БИГ Энергии» должны по просроченным кредитам, становится понятно: банку уже должны очень много, и долги эти будут расти, т.е. активы «БИГ Энергии» крайне низкого качества. Такая ситуация возможна в двух случаях: либо кредиты выдавались кому попало, либо их получали структуры и лица, близкие к руководству банка, причем без «неудобной» мысли о том, что средства надо будет возвращать.

Об удельном весе высоколиквидных активов менеджмент «БИГ Энергии» тоже предпочитает не распространяться. У «БИГ Энергии» этот показатель составляет около 6%, в то время как средний показатель по банковской системе – 10-12%. Доля высоколиквидных активов – это способность банка быстро погасить свои обязательства. Таким образом, способность «БИГ Энергии» быстро рассчитаться с должниками в два раза ниже, чем у среднего украинского банка.

И главный показатель, который, наверняка, скрывается наиболее тщательно – 3,9 миллиона гривен убытков, которые банк «БИГ Энергия» «заработал» в январе 2009 года. Интересно, что убытки только за один месяц этого года равны всей прибыли, которую банк получил за весь прошлый год.

Конечно, как бы ни охраняли итоги своей деятельности менеджеры «БИГ Энергии» от посторонних глаз, плачевное состояние дел в банке долго скрывать невозможно. И первые тревожные признаки уже появились: в начале февраля «БИГ Энергия» в числе нескольких других банков был замечен в невозвратах депозитов.

Есть сигнал еще более тревожный. 17 февраля Сумская облгосадминистрация направила на имя председателя Нацбанка письмо с просьбой ввести временную администрацию в банке «БИГ Энергия». В письме сумских чиновников говорится: «С ноября 2008 года первые проявления кризиса в функционировании отделений банка «БИГ Энергия» отразились в невозможности прохождения платежей через учреждения банка». Возможно, кстати, это и есть причина образования колоссальной кредиторской задолженности «БИГ Энергии» в размере 87 миллионов гривен. Кроме того, в письме Сумской ОГА говорится, что в связи со снижением ликвидности банка возникают проблемы с выполнением кредитных и депозитных договоров.

Руководители «БИГ Энергии» эту информацию с одной стороны опровергают, но с другой – косвенно подтвердили наличие у банка серьезных проблем. Это произошло, когда заместитель директора Сумского филиала банка Вячеслав Акимов обратился в Сумской горсовет с просьбой досрочно погасить кредит ГКП «Дорремстрой» в размере 1,5 миллиона гривен. По словам Акимова, деньги эти понадобились «БИГ Энергии», чтобы банк смог выплатить в Сумах пенсии. Мэр Сум Геннадий Минаев отказал в погашении займа, совершенно резонно сославшись на то, что банк получил средства на выплату пенсий от Пенсионного фонда. «БИГ Энергия» обслуживает счета пенсионеров не только в Сумах, но и Киеве, Чернигове, Львове и других городах Украины. Так что проблемы с выплатой пенсий вполне могут возникнуть и там.

Как будет развиваться ситуация дальше – спрогнозировать несложно. Долго утаивать шило в мешке у банкиров из «БИГ Энергии» не получится: стремительное сползание к банкротству станет очевидным в течение нескольких месяцев. А после этого менеджмент «БИГ Энергии», прикрываясь «живым щитом» из сотен тысяч клиентов-пенсионеров, пойдет клянчить у Нацбанка деньги для затыкания дыр, образовавшихся в результате вопиющей некомпетентности или финансовых махинаций. Естественно, в таком случае о возврате депозитов клиентам «БИГ Энергии» вообще можно будет забыть надолго, если не навсегда.

Возможно, найдут «крайних», и нескольким менеджерам среднего звена придется ответить за аферы, происходившие в «БИГ Энергии». Но главный «виновник торжества», истинный хозяин банка Константин Григоришин, без ведома которого вряд ли совершалась хотя бы одна махинация, окажется ни при чем. Во-первых, его владение банком спрятано за сетью подконтрольных фирм, а во-вторых, едва ли Григоришин в обозримом будущем появится на территории Украины – здесь он персона нон грата: в конце прошлого года владельцу «БИГ Энергии» был запрещен въезд в страну из-за причастности к организации рейдерских атак на стратегически важные украинские предприятия. В общем, какой хозяин – такой и банк.
Афанасий Злобановский
«Провокация»