А снится нам трава, трава у дома...
12.03.2009 08:18
...порцию марихуаны, или, по-местному, ганджи.

Сбытчиков травы на пляжной песчаной косе больше, чем чаек. Иногда они подобно птицам сбиваются в стайки и следуют за потенциальными клиентами, которым, на их взгляд, рано или поздно может понадобиться их ассортимент услуг – от традиционных «косяков» до кулинарных изделий с марихуаной и грибов-галюциногенов.

Число продавцов наркотиков на Ямайке многократно превосходит число разносчиков помидоров или бананов. По вечерам, когда пылающий диск солнца приводняется на горизонте в бескрайние воды и на пляже начинается ночная жизнь в стиле регги, запах моря заглушает сладкий характерный запашок.

«А это простой – в смысле, обычный – шоколадный кекс?» – осторожно спрашивает в местном магазинчике молоденькая девушка, указывая на аппетитную пышную выпечку на прилавке.

«Конечно, обычный, то есть простой, то есть нормальный», – наперебой дружно убеждают продавцы.

«Ага. Это – обычный, простой, нормальный, хороший кекс с ганджой», – уверенно отзывается бывалый ямайский растаман живописной наружности и оказывается прав – кексик действительно с «начинкой».

По официальным данным, более 60 процентов жителей этого любимого туристами карибского острова заняты в сфере обслуживания. Однако, похоже, остальные 40 процентов трудоспособного населения заняты в неофициальном секторе услуг, связанном с производством и распространением наркотиков.

Среди местных растаманов марихуана считается частью культуры и образа жизни.

«Марихуана и медитация формируют мудрость сознания», – рассуждает Патрик, на груди которого амулеты с портретами Боба Марли и Хайле Селассие, последнего императора Эфиопии, почитаемого «царем царей».

Растущий бизнес

Плантации сахарного тростника, главной аграрной культуры Ямайки, в последнее время стали уступать место плантациям конопли. Несмотря на то, что местное законодательство предусматривает уголовную ответственность за выращивание и сбыт наркотической продукции.

«Марли и марихуана – чем еще может завлечь Ямайка в сравнении с американскими или британскими Карибами? Главная индустрия нашего острова – марихуановый туризм. Поэтому власти не слишком лютуют», – объясняет местный гид.

Несколько часов езды вглубь острова, недолгая прогулка от деревни едва заметной тропкой через джунгли – и вот они, ухоженные зеленые всходы конопли.

«Полицейский приходит ко мне как раз на сбор урожая – раз в шесть недель. И каждые шесть недель я даю ему примерно по 250 долларов – это такса с одной делянки. В последнее время, правда, полицейские взяли моду приходить группами, и приходится давать по 250 баксов на каждого», – рассказывает фермер на нелегальной плантации марихуаны в предгорье Ямайки.

Он раскачивается в подвешенном в тени гамаке, помахивая в такт рассказа мачете – почти метровым тесаком для рубки тростника. Один из работников его бригады – Джон – тем временем перебирает семена под будущий урожай, уверяя, что они доставлены из Голландии.

Калифорния требует легализовать марихуану

Глобальный кризис заставил многих отбросить моральную сторону дела и взглянуть на производство легких наркотиков как на бизнес, способный приносить доход не только в личный карман, но и в пустую казну. В Калифорнии начали лоббировать закон о легализации марихуаны, популярность которой пока несопоставима в США с другими наркотическими средствами.

Парламентарий от Сан-Франциско Том Аммиано внес в феврале законопроект, отменяющий запрет на производство и распространение конопли, действующий с 1937 года. Логика проста – в бюджете Калифорнии зияет финансовая дыра размером в 43 миллиарда долларов. Черный рынок марихуаны оценивается в сумму свыше 14 миллиардов долларов, бюджет таким образом сохранит почти 3 миллиарда долларов в год за счет налогов и сокращений затрат на борьбу с наркотиками.

Джон Джилбрайт, специальный агент администрации по борьбе с наркотиками (DEA) в Нью-Йорке, соглашается, что колумбийская наркомафия полностью вытеснила на рынке США своих конкурентов по поставкам кокаина и героина.

«Бизнес есть бизнес – колумбийцы поставляют товар самого высокого качества по самым низким ценам. Думайте сами – порция колумбийского героина в Нью-Йорке уже стоит дешевле упаковки пива. Что выгоднее купить?», – говорит Джилбрайт.

География конопли, которая традиционно поставлялась из стран карибского бассейна и Латинской Америки через Мексику, расширяется, и сейчас львиная доля поступает из Канады, где «травка» выращивается закрытым методом, да и из самих США.

Джилбрайт озабочен, что наркобизнес принимает все более изощренные формы, и часто выигрывает в конкурентной борьбе у легального бизнеса.

В минувшем месяце в пользу легализации марихуаны на континенте выступила влиятельная организация «Наркотики и демократия», в которую входят экс-президенты Мексики, Колумбии и Бразилии. Эта организация предложила амнистировать оборот наркотиков, чтобы отсечь организованную преступность от основного источника ее доходов и потом покончить с ней.

«Это – проигранная война», – признали свое поражение бывшие лидеры стран, считающихся главными поставщиками наркотиков в Западном полушарии.