О банкирах-паразитах и мастерстве перевода стрелок
31.03.2009 08:01
Клиенты банков - владельцы депозитов пикетируют финучреждения, требуя возвращения своих кровных. Предприниматели просят кредиты под нормальные проценты. А власти нашли крайних - во всем обвиняют банки.

И вот уже появляется информация, что, мол, банки приобрели 17 млрд. долл. с целью незаконного вывода за рубеж. Или о сверхприбыльности банков.

«За январь 2009 г. банковская система имеет убытки в общей сложности 0,5 млрд., - говорит Александр Сугоняко, президент Ассоциации украинских банков, - плохие результаты показали 30 банков».

То же примерно сказал и независимый эксперт - ведущий аналитик «Форекс-клуба» Николай Ивченко: «Банки работают на грани рентабельности. Доля проблемных валютных кредитов, выданных физическим лицам, составляет 10–12%. При курсе 8-8,5 грн./долл. и выше доля проблемных кредитов будет увеличиваться каждый месяц на 5% и через полгода может составить около 50% cо всеми вытекающими из этого для банковской системы последствиями. Если доллар достигнет в цене 9,5–10 грн., доля проблемных валютных кредитов, выданных физическим лицам, может увеличиваться на 10% каждый месяц».

Сейчас модно вспоминать об Америке периода Великой Депрессии. Так вот, президент Рузвельт, пришедший к власти в 1933 г. (а к тому времени депрессия продолжалась уже четыре года), первым делом предложил проинспектировать все банки. И тем, кому еще можно было помочь, всячески посодействовать.

Этот пример привел Александр Сугоняко в ответ на вопрос «Что же делать?». До сих пор, по его словам, практически не было помощи из бюджета. Все, что смогли предложить финучреждениям, - рефинансирование. Но это - льготный кредит, его надо возвращать.

«У нас нормальный кредитный портфель, - говорит Александр Сугоняко. - Другое дело, что качество клиентов стало хуже. И кредитные портфели стали хуже из-за экономики».

Ему вторит Ярослав Колесник, председатель правления АКБ «Форум»: «У нас проблема не банков. У нас проблема экономики».

Действительно, проблема оттока депозитов не решена, девальвация гривни не завершилась, правительственный инструментарий недостаточен.

С другой стороны, более-менее нормально работающие банки вправе ставить вопрос о том, что помогать надо бы тем, кто держится на плаву, а не спасать безнадежные. Более того, государственная помощь способна исказить конкурентную среду.

Подводит черту Петр Порошенко, председатель наблюдательного совета Нацбанка: «Тезис о том, что можно помочь вкладчику, а не банку, - вреден. 70 млрд. ушло из банков, и они должны туда вернуться. Пока же не прекратится отток депозитов, никто в реальную экономику давать кредиты не будет».

Есть и другой момент - а кому давать кредиты, спрашивают банкиры?

Падение объемов производства в большинстве отраслей промышленности нашей страны приняло обвальный характер. В январе промышленность по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упала на 34%. Металлурги сократили выпуск продукции на 46%, машиностроители - 58, химики - почти 50%, строители - 57,6%.

Инфляция по итогам 2008 г. составила 22,3%, в январе - 2,9%. Динамика обменного курса гривни к основным иностранным валютам теряет признаки контролированности, а курс достиг исторического максимума. Перспективы непонятны как для бизнеса, так и для общества в целом.

Валютно-курсовая политика хаотична, с проявлениями коррупции, говорит руководитель УСПП Анатолий Кинах.

Что же делает в этой ситуации правительство? Ищет виновных.

Для того, чтобы простить ошибки других, требуется великодушие. Для того, чтобы признать собственные, - мужество. Но проще всего найти козла отпущения. Любого, на кого укажет палец.