«Развод» по-украински
31.03.2009 08:00
...взбодрили ее сторонников, в последнее время очень страдающих от мысли, что их любимица продалась Кремль. Однако слухи эти оказались несколько преувеличенными…

«Извините, пожалуйста вам,
Поможите, люди добрые!
Сами мы не местные,
Голодаем и скитаемся….
Извините за это обращение.
Здоровья вам и счастья.
Поможите, просим!»


«Ногу свело» - специально для любителей нынешней
экономической политики Украины


«Дай миллион!»

Правоохранительные органы не раз предупреждали нас, что в период экономических кризисов резко увеличивается число воров, грабителей, лже-нищих и «кидал». Мы внимали, делали выводы, становились осторожнее и бдительнее. Однако немногие догадываются, что кризис вынуждает заниматься этими нехорошими делами не только бывших законопослушных граждан, но и нынешних руководителей государств.

То, что произошло 23 марта в Брюсселе, представители украинской власти сейчас преподносят как очередную стратегическую «перемогу», и некоторые этому даже верят. Ну что же, как говорится, без лохов было бы не только скучно жить, но и невозможно побеждать на выборах. На самом же деле подписание Декларации о модернизации украинской ГТС иначе как попыткой «развести» и «кинуть» не назовешь. Причем очень неудачной.

Итак, в чем же состоит суть заявленной «перемоги»? Во-первых, Украина якобы уговорила Европу, чтобы та отремонтировала ее ГТС, которую никто серьезно не чинил со времен провозглашения независимости. Причем, как уверяет Виктор Ющенко, модернизация трубы якобы позволит увеличить ее пропускную способность на 60 миллиардов кубометров – а значит, по его словам, нет необходимости строить обходящие Украину газопроводы.

Во-вторых, как заявил Виктор Ющенко, скоро, возможно, европейцы будут покупать газ непосредственно на российско-украинской границе, а не как раньше, на границе Украины и ЕС. И так якобы будет выгоднее для самой Неньки, потому что изменятся правила самого транзита газа, за который, судя по словам Президента, будет платить уже не Россия, а Евросоюз. И платить якобы больше.

На первый взгляд – очень хорошие и даже нужные договоренности, которым можно только аплодировать. Ведь как бы ни относились к России, а поиметь лишнюю денежку для державы хочется, и о необходимости ремонта ГТС тоже никто спорить не будет. Но это лишь поверхностный взгляд на весьма бодрую официальную трактовку происшедшего. Реальность – она немного иная.

Евросоюз, конечно, не против покупать газ на российско-украинской границе. Потому что это могло бы помочь ему покончить с традиционными российско-украинскими газовыми войнами, во время которых перекрываются вентили и исчезают неизвестно куда крупные объемы голубого топлива. Купили и перекачали к себе, а уж Киев с Москвой пусть отдельно разбираются, кто кому должен. За это даже можно чуточку больше заплатить за транзит по украинской трубе и согласиться на ее ремонт.

Однако напрасно думать, что ремонтировать украинскую ГТС прибудут специалисты из Германии, которые сделают это с традиционным немецким качеством. Отнюдь! Украина лишь хочет, чтобы европейские банки выделили ей на ремонт 2,5 миллиарда долларов. Мол, сами справимся, дайте только денег!

И вот тут как раз стоит вспомнить мудрое предостережение родной милиции. Потому что план Киева очень уж пахнет банальным «разводом на бабки». На эту мысль наводит экономическая политика украинского руководства последних месяцев, которая сводится к одному: добывать деньги всеми возможными способами. Будь то выпрашивание кредитов на «борьбу с кризисом» и разные проекты (типа ремонта ГТС), новые налогово-пошлинные поборы с собственных граждан, продажа «квот на парниковые газы» или банальный гоп-стоп с конфискацией газа компании «РосУкрЭнерго».

Сначала представители украинской власти выпрашивали по всему миру вспоможение на «стабилизацию экономики». На что откликнулся только МВФ, выделив 4 с лишним миллиарда долларов и пообещав еще почти 12. Еще 5 миллиардов вроде бы пообещала Россия – но еще не согласилась. Остальные потенциальные кредиторы дали ответ в стиле «самим бы кто подал», поскольку мировой кризис заставил их бережно считать каждый доллар и евро.

Но несколько недель назад Украина вдруг снова вспомнила о том, что ей давно бы уже пора отремонтировать свою газотранспортную систему. И начала просить деньги теперь уже под этим предлогом. Так, к примеру, премьер Юлия Тимошенко даже попыталась выклянчить их у Японии, которой перед эти продала те самые «квоты на парниковые газы». Самураи квоты купили, долго и вежливо кланялись, показывали Юлии Владимировне разные диковинки, но денег на «модернизацию ГТС» не дали.

Похоже, что ничего не светит Украине и от Евросоюза. Декларацию европейцы то подписали, но европейские банки ничего вразумительного пока что не ответили. Наверное, тоже призадумались – а не «кидалово» ли это? Поверишь вот так, дашь 2,5 миллиарда – а потом ищи концы и виноватых! В Украине без следа пропадали и гораздо большие суммы.

Однако результат хитроумных потуг разжиться на Западе деньжатами куда более отрицательный, чем кажется. Ведь расписывая перед Евросоюзом грандиозные газовые планы, Ющенко и Тимошенко совершенно проигнорировали третью сторону – Россию.

Легкие деньги

Конечно, интересоваться мнением Москвы никогда не было пунктом вежливости нынешней украинской власти. Скорее наоборот – она старалась делать все назло «клятым москалям». И это является одним из столпов внешней политики Украины.

Но в данной ситуации Россия является не пассивной третьей стороной, которую можно демонстративно не заметить. Потому что она является единственным продавцом газа, без которого, по выражению Виктора Черномырдина, украинская ГТС не более чем «зарытый в землю металлолом». И прежде чем заявлять о том, на какой границе будет покупаться этот газ, какие его объемы будут прокачиваться через Украину и какие газопроводы должна строить Россия, Президент Ющенко должен был вначале посоветоваться с ней.

Но этого не произошло: позиции российской делегации в Брюсселе не учли, и она просто покинула конференцию. А украинская делегация не только не одумалась, но и напротив – заторопилась подписывать Декларацию. Очень уж, наверное, Киеву было важно поскорее получить деньги «на модернизацию». Вот только вместо денег он получил крупные неприятности.

Реакция российского руководства была очень эмоциональной. Обычно сдержанный Владимир Путин был очень резок, чего он не делал со времен Осетинской войны. И дело тут, конечно, не только в том, что Декларация была подписана без России, а Виктор Ющенко взялся указывать, как и по каким маршрутам ей продавать свой газ. Кроме политического вызова России, Украина сделала еще и экономический.

Не секрет, что интересы «Газпрома» заключаются в непосредственном вхождении на европейские рынки продажи газа. Потому что оптом Европа покупала газ по 450, а в розницу его цена доходила до 800. Войти на рынок, удалить или подмять под себя посреднические компании и класть разницу между оптовой и розничной ценой в свой карман – вот план российского газового монополиста. Вполне нормальный, преследующий общую для бизнеса цель: получение максимально возможной прибыли.

Европейские компании, естественно, защищали свой бизнес, старательно не допуская «Газпром» на европейский рынок. Тоже нормальная экономическая стратегия. Но в последнее время между ЕС и Россией наметилось компромиссное сближение в этом вопросе. Казалось бы, скоро стороны получать хотя бы частичное удовлетворение своих запросов.

Но тут пренеприятный сюрприз устраивает самое слабое звено в этой схеме – Украина. Слабое потому, что она всегда была очень ненадежным транзитером в отличие от Польши или Словакии. То на ее территории исчезали крупные объемы газа, то она не могла расплатиться за него, то требовала пересмотра ставок транзита или уменьшения цены. И вот уже несколько лет, как все эти конфликты традиционно завершаются перекрытием вентилей.

Интерес Украины понятен: хочется покупать газ подешевле, а тарифы за транзит устанавливать подороже. Это нормально. Однако ненормально то, что, защищая свои интересы, ее нынешнее руководство ведет себя не как серьезный бизнесмен, а как базарные цыгане. Что вызывает закономерное желание «Газпрома» как-то застраховаться от причуд украинской власти. Так как любые договора в Украине давно уже не уважаются и могут быть разорваны, то лучшим способом этого было бы непосредственное контролирование украинской ГТС в форме ее прямой покупки или же создания т.н. многостороннего «консорциума». Который бы мог гарантировать главное – бесперебойный транзит газа. В этом, а не в мифическом «закабалении Неньки», состоит интерес Москвы.

Но консорциум с участием России украинские национал-патриоты с гневом отвергли – по политическим причинам. А когда та объявила о проектах обходящих Украину газопроводов (а что еще остается делать?), патриоты в вышиванках дружно заорали о том, что Москва собирается их экономически удушить.

Таким образом, Брюссельская Декларация стала своеобразной местью Украины: мол, вот вам, «москалики», а не консорциум, лучше немцам отдадим, чем вам! Самое интересное, что практически так оно и есть – расплатой за кредит на «модернизацию» была бы фактическая передача ГТС в полное распоряжение европейцев.

Это, кстати, весьма удобно: ЕС бы избавил Киев от необходимости заключать с Россией договора, и «Нафтогазу» оставалось бы только подсчитывать денежки за транзит.

Впрочем, скорее всего, никаких доходов за транзит не будет – они пойдут в счет уплаты долгов, которые украинская власть активно набирает, как собака по весне блох.

Но это будет потом, а пока что, в преддверии выборов, 2,5 миллиарда долларов могли бы помочь продержать на плаву социальный сектор и не дать электорату окончательно отвернуться от Виктора Андреевича и Юлии Владимировны.

«Не виноватая я!»

В официальном оформлении картина выглядит очень красиво: полная и безоговорочная «перемога»! Дадут денег, утрут нос «москалям», а главное – спасут Украину!

Радостно потирает свои руки не только Виктор Ющенко: давненько он не наносил таких ударов по Кремлю! Приободрилась и Юлия Тимошенко, у которой словно стала воплощаться давняя мечта – ведь именно она еще в 90-х предлагала покупать весь объем газа на границе с Россией (подешевле), а затем перепродавать его (с нехилой накруткой) в Европу. Разумеется, что посредником при этом Тимошенко видела собственную компанию. Не зря она все эти годы так усердно боролась с любыми конкурентами на газовом рынке, особенно с «РосУкрЭнерго».

Но помимо чисто экономической выгоды, Юлия Тимошенко может еще и надеяться реабилитироваться в глазах своего электората. Который в последнее время был очень озадачен дружескими отношениями своей любимой Юли с Владимиром Путиным. Слухи о том, что Тимошенко стала «ставленником Кремля», сильно испортили ее имидж, о чем свидетельствуют итоги выборов в местные органы власти в Тернопольской области. Поэтому ей пришлось срочно надеть на себя доспехи главной защитницы Неньки, доказывая свою «невиноватость».

«Нужно мужество защищать национальный интерес Украины, и я никогда не разделяла другие стратегии других стран – обходить Украину с газопроводами и оставить нашу ГТС без газа, без транзита, без объемов работ и без минимум 3 миллиардов долларов ежегодно для экономики Украины», - заявила на днях Юлия Тимошенко. И добавила, что она «всегда защищала ГТС от нечестной приватизации, от нечестных консорциумов».

Ну что же, после такого выпада можно было бы считать, что Юлия Владимировна больше не является «агентом Путина». Остается только углубить ров на украино-российской границе, залить его серной кислотой и начинать досрочное выдворение русского флота из Севастополя.

Однако, как это ни парадоксально, Тимошенко с совершенно спокойным видом снова засобиралась в Москву – продолжить переговоры о предоставлении 5-миллиардногокредита. Как можно после всего этого еще и иметь наглость просить у России деньги – известно только самой Тимошенко. Может быть, она считает, что в Кремле сидят лохи? Или что в Москве не знают, что она подписывает и что она заявляет в Киеве и Брюсселе? Учитывая, с какой легкостью Тимошенко всегда работала на два-три фронта, говоря утром одно, а вечером уже другое, это вполне возможно.

Но в том-то и дело, что российская власть достаточно умна и информирована, чтобы не быть легковерными «юльками». Более того, она уже сделала выводы и заявила об ответных шагах. Во-первых, теперь о российском кредите придется забыть. Причем Тимошенко об этом прекрасно знает - и непонятно, зачем же она едет в Москву? Снова доказывать, что она «невиноватая»?

Во-вторых, подписанная Декларация, а также заявления о покупках газа на российской границе уже восприняты Москвой как односторонний пересмотр Украиной газовых соглашений. И она уже готова ответить тем же – что будет означать, скорее всего, новое повышение цены на газ. Словом, повторяется история 2005 года, когда неосторожнее заявление главы «Нафтогаза» Ивченко инициировало переход «на рыночные цены».

В-третьих, Россия теперь точно сможет выставить Украине неустойку за «недокупленный» газ, потому что такой пункт есть в последнем газовом контракте. И речь идет о миллиардной сумме.

В-четвертых, месть разгневанной Москвы не ограничится сферой финансов и энергетики. Появилась информация, что Российская Федерация еще более сократит список украинских товаров, допускаемых на ее территорию. В условиях мирового кризиса, когда украинский импорт и без того рухнул, это будет новым сильным ударом. Причем если раньше страдали в основном промышленники, то теперь могут пострадать аграрии и производители пищевых продуктов.

Словом, в очередной раз украинская власть обхитрила собственную страну. И если она и планировала «развести на бабки» Европу, то в итоге «кинутой» оказалась сама Украина. Причем убытки могут быть такими, что сия история может завершится в классическом стиле - продажей «жилплощади» для покрытия долгов.