Пираты XXI века
28.05.2009 09:24
...палубы торговых судов, захватывая заложников и требуя все больше и больше за их освобождение. Они не остановятся, пока мир не решится вступить в войну с современным пиратством.

Полуденное солнце освещает мертвенную пустыню под нами. Осыпающиеся песчаные волны уступают место цепи гор, за которыми открывается полоска пляжа и, наконец, прекрасная, чистая голубизна океана. Пилот сбавляет скорость, и наш маленький самолет начинает снижение, готовясь приземлиться в Босасо, цитадели современного пиратства, разбухшем, беспорядочно бьющемся сердце криминального мира Сомали.

Аэропорт Босасо, как и все в этой стране, устроен на скорую руку: полоска гравия, туалетная кабинка и крытая рифленым железом хижина. Снаружи бродят «муриааны» – изможденные молодые люди со стеклянными взглядами и заряженными «калашниковыми» – от них в Сомали не спрятаться нигде.

Мои друзья, работающие в миссии ООН в Кении, предупреждали меня, что от Босасо лучше держаться подальше. Здесь у меня стопроцентная вероятность оказаться в багажнике «тойоты» или сразу, без предисловий, получить пулю в затылок – если у меня не будет очень надежной круглосуточной охраны. В Босасо, чтобы нанять охрану, нужно обратиться к местным властям, что буквально означает искать защиты от бандитов у бандитов. Сопровождающие могут обеспечить тебе искомую охрану, а могут выкрасть тебя сами – никогда не знаешь, как пойдет.

Босасо идеально расположен в устье Красного моря, на перекрестке путей из Африки к Аравийскому полуострову – будто специально для бесперебойного снабжения этой беззаконной земли всеми видами контрабанды – от оружия и наркотиков до просроченного детского питания, контрафактной электроники, поддельных долларов и даже человеческого товара. Если что-либо запрещено законом и способно приносить деньги, кто-нибудь обязательно здесь этим займется.

Недалеко от центра города находится район Нью-Босасо. Здесь рядом с хижинами из картонных коробок вырос квартал дворцов, утыканных спутниковыми тарелками. Люди, похожие на пыльных призраков, возвращались в свои хибары, а над ними возвышались самые великолепные дома из всех, что я видел в этой стране, где от большинства зданий остались кучи изрешеченных пулями кирпичей. Я решил, что в особняках Нью-Босасо и дислоцируются сомалийские пираты.

Благодаря Сомали мир трясет от самой крупной пиратской эпидемии со времен Берберийских войн. Засев в Босасо и маленьких пещерах, разбросанных по побережью, пираты угрожают перекрыть Аденский залив, через который ежегодно проходит 20 тысяч судов. Экономические последствия катастрофичны. Судоходные компании отправляют свои корабли вокруг мыса Доброй Надежды, южной оконечности Африки – многие тысячи лишних миль пути, только бы не подвергать их риску в пиратских водах. Застраховать корабль, идущий через Аденский залив, стоит теперь бешеных денег.

С декабря военные корабли Китая, Индии, Италии, России, Франции, США, Дании, Саудовской Аравии, Малайзии, Греции, Турции, Великобритании и Германии подключились к охоте за сомалийскими пиратами. Но те умудряются обходить их стороной и продолжают нападать на торговые суда. В прошлом году их улов составил 120 миллионов долларов, астрономическая сумма для страны, где пятая часть населения находится на грани голодной смерти.

Многие склонны считать пиратов современными Робин Гудами, и в какой-то мере они правы. В Сомали они уже стали героями развесистой мифологии. Мне рассказывали, что целые прибрежные деревни, некогда погибавшие с голоду, теперь неплохо живут благодаря пиратской добыче. Женщины пекут для пиратов хлеб, мужчины взбираются на борт захваченных кораблей, чтобы помочь сторожить заложников. В Сомали преступность окупается – это единственная индустрия, которая приносит здесь доход, но это не только вопрос денег. В черных платках, закрывающих лица, с автоматами за плечами пираты XXI века выглядят довольно романтично, как Джек Воробей, разве только глаза не подкрашивают.

«Они водят лучшие машины, они закатывают лучшие вечеринки, – с восторгом делилась со мной юная сомалийка, живущая неподалеку от Босасо. – Мы все хотим за них замуж».

Разоткровенничавшись, она заявила, что ее бойфренд-пират недавно подарил ей 350 тысяч долларов наличными. Для молодого сомалийца пиратская жизнь становится искушением, против которого невозможно устоять.

Казалось бы, при такой серьезной угрозе, которую пираты представляют для мировой торговли, они давно должны были получить согласованный и жесткий отпор. Но пока этого не происходит. По большей части дело в юридических сложностях, связанных с задержанием разбойников.

В Сомали же и особенно в Босасо местное правительство было бы счастливо засадить пиратов за решетку. Местные политики достаточно сообразительны, чтобы понять, что западный мир уже сыт сомалийским пиратством по горло, и следующим шагом будет высадка войск ООН, которые задавят пиратов силой. Официально правительство заявляет, что делает все возможное, чтобы покончить с разбоем. На самом деле, как мне сообщили несколько чиновников в Босасо, правительство существует на пиратские дотации.

Идея о том, что сомалийские пираты – Робин Гуды, мстящие тем, кто грабит их моря, – просто сентиментальная фантазия, прикрывающая уродливую реальность. В лучшем случае богачи Босасо, по примеру правителей своей страны, наживая миллионы на хаосе и беззаконии, кидают какие-то куски со своего стола и беднякам…