Невыполненная миссия «заробитчан» из ГКЦБФР
24.06.2009 12:49
...акций ЗАО «Укртатнафта» кому-то «словно кость в горле», и этот кто-то готов приложить все усилия для срыва торгов. Основанием для такого умозаключения стало событие, произошедшее на нефтеперерабатывающем предприятии 23 июня – в этот погожий день с самого утра к офису компании неожиданно прибыла «таинственная» группа «ревизоров» из ГКЦБФР с целью проведения проверки и приостановления обращения простых именных акций «Укртатнафты». Обстоятельства, при которых представители Госкомиссии пытались осуществить задуманное, навели на самые тревожные мысли.

Заподозрить неладное в ситуации с внезапным появлением проверяющих из ГКЦБФР побуждало прежде всего то, что представители Комиссии явились под стены компании предварительно не предупредив ее руководство о проверке, как это положено при проведении мероприятий такого рода. Обычно, если руководство Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку планирует провести в той, или иной компании плановую или внеплановую проверку, в соответствии с существующими нормативными правилами, первым делом проверяемых уведомляют об этом в письменном виде. В данном же случае никакого письма с предупреждением о грядущей «ревизии» «Укртатнафте» не приходило. Каково было удивление руководителя управления корпоративных прав ЗАО «Укртатнафта» И.Лещенко, когда оказалось, что «заковыка» с непонятной проверкой состоит не только в этом упущении со стороны ГКЦБФР.

После короткой беседы с прибывшими «инкогнито» проверяющими, выяснилось, что они «забыли» не только о «письме предупреждения». Ревизионная «коллегия» в составе пяти человек не имела при себе еще и необходимой документации, содержащей данные о предмете, причинах проверки, и подтверждающей то, что о ее проведении распорядилось вышестоящее руководство ГКЦБФР. На замечания на этот счет ни возглавлявший группу представитель центрального аппарата Комиссии Р.Машуренко, ни его коллега В.Безкровный, ни три сотрудника отделения Госкомиссии в Полтавской области, ничего внятного ответить так и не смогли. Единственным оправданием приезда этих лиц на «Укртатнафту» было то, что, якобы ГКЦБФР задумало данную проверку по просьбе НАК «Нафтогаз Украины». После этого сомнений в том, что «залетные» гости не исполняют свои прямые обязанности, и не действуют по предписанию вышестоящего руководства Комиссии, а попросту отрабатывают чей-то заказ, даже и быть не могло.

Попытавшиеся осуществить «кавалерийский наскок» на «Укртатнафту» «заробитчане» из ГКЦБФР, просчитались, аргументируя свой приезд «просьбой» «Нафтогаза». Дело в том, что кому-кому, а национальной акционерной компании сейчас совсем невыгодно инициировать приостановление обращения акций ЗАО, поскольку их-то она и намеревается купить на грядущем аукционе 27 июня. «Нафтогаз» уже подал заявку на участие в нем, и, как акционер, имеет приоритетное право на покупку выставленных на продажу активов. В таком случае, с какой такой радости НАК пытался бы «тормозить» обращение тех, акций, которые сам и рассчитывает приобрести? Этот момент, отсутствие документации, и необоснованное появление и воспроизвели ясную картину происходящего. Судя по перечисленному ряду проколов, которые допустили «наемники» ГКЦБФР в деле организации псевдо проверки «Укртатнафты», заказчики явно поставили не на тех «лошадок», которые могут «отработать» серьезные ставки.

Задумываясь над тем, кто решился на такую «подставу» как руководства ГКЦБФР, так и «Нафтогаза» с целью срыва аукциона «Укртатнафты», первым приходит на ум, что в первую очередь все это могло бы быть выгодно татарским акционерам ЗАО. Следует заметить, что после смены подконтрольного татарам менеджмента компании, «Укртатнафта» перестала быть выгодной почвой для махинаций дельцов из Татарстана. С тех пор, обладающие акциями ЗАО уроженцы этой республики при любой возможности старались усложнить жизнь нефтеперерабатывающей компании. Можно представить их реакцию, когда стало известно о том, что грядущий аукцион по продаже акций «Укртатнафты» будет проходить по очень строгим правилам – без участия третьих лиц. Это значило, что татарам, в подобных случаях постоянно пытающихся докупить активы ЗАО через всевозможные «карманные» фирмы, в этот раз просто не оставили шансов на реализацию очередной аферы. Собственно, в виду таких обстоятельств, для татарских акционеров имело смысл попытаться помешать проведению аукциона, тем самым не дав государству преумножить свои права на контроль «Укртатнафты».

Судя по тому, что Р.Машуренко и В.Безкровный пытались «штурмовать» ЗАО без необходимого «боекомплекта», выданного руководством ГКЦБФР, можно заключить, что татары поручили свой заказ ее сотрудникам-старожилам, зарекомендовавшим себя «заказушниками» в течение долгих лет службы, и вышестоящие чины Комиссии не причастны к описанной афере. В принципе, понять татар можно – зачем с их стороны пытаться «искусить» честных больших чиновников, если предоставить противозаконные услуги могут чины поменьше, но, понаглее и беспринципнее самих татарских акционеров. Принимая же во внимание то, что продажные «гкцбфрщики» оказали содействие фактически рейдерам, пытающимся помешать процессу стабилизации работы крупнейшего нефтеперерабатывающего предприятия страны, можно заключить, что с такими «кадрами» Украина еще долго будет топтаться на «кризисном пятачке».

В условиях критической ситуации с ценами на топливо в преддверии посевного периода, подобная позиция отдельных представителей власти свидетельствует о том, что проблемы нашей страны, к сожалению, не являются проблемами многих ее служителей. Кстати, резонно предположить, что не только татары могут быть заказчиками вредительской проверки на «Укртатнафте». Нефтеперерабатывающий бизнес – это большие деньги, а, как известно, многие представители вышестоящих властей Украины имеют интересы в данной сфере. Кто знает, может быть кому-то из «своих» же и пришла сейчас в голову мысль помешать государству купить акции с тем, чтобы мобилизовать усилия для организации более открытого аукциона, который бы позволил соискателю обзавестись «куском» в кременчугской нефтепереработке. Тот же вице-премьер Александр Турчинов, курирующий топливно-энергетический комплекс в стране, вполне мог бы оказаться заинтересованным в таком развитии событий. Ведь, в силу менталитета, даже самому авторитетному украинскому чинуше сейчас никак не справиться со своей жадностью, подталкивающей к воровству «на черный день».