А. Черненко: «Основная масса фальсификаций будет через голосование на дому»
16.01.2010 10:32
...могут быть акции протеста после выборов и о многом другом.

From-UA: – Сегодня БЮТ и Партия регионов обвиняют друг друга в фальсификациях. Но они же сами летом приняли новый закон «О выборах президента», по которому сейчас проводят избирательную кампанию...

А. Черненко: – Этот закон и создает проблемы, которые могут привести к нарушениям. Об этом сразу же после принятия заявляли большинство экспертов. Но почему-то эти политсилы не захотели принимать поправки к нему. Сейчас чем ближе к выборам, политики, и в первую очередь БЮТ, поняли, что с законом есть проблемы.

From-UA: – В чем самые большие проблемы?

А. Черненко: – С голосованием избирателей на дому и с возможностью включения в списки в день голосования. Это самые кричащие проблемы, которые могут привести к фальсификациям. Потому сейчас уже любые изменения закона не помогут. Ситуацию не исправить. Надо было заниматься этим летом или хотя бы месяц назад.

From-UA: – А если внести изменения в закон до второго тура выборов?

А. Черненко: – Естественно, это можно сделать. Но здесь длинный процесс голосования. Нужно большинство голосов. А мы видим, как регионалы против этого. Далее нужна будет подпись президента. Если Ющенко не выходит во второй тур и остается действующим президентом, у него будут свои резоны и мотивы, чтобы подписывать или не подписывать этот закон. Даже если это будет перед вторым туром, надо, чтобы это было проголосовано на ближайшей сессионной неделе. Потому что комиссии на второй тур формируются за 10 дней, и люди снова понесут заявления, что хотят проголосовать дома. То есть все сделать надо до того, как этот процесс начнется, чтобы изменения вступили в силу и были донесены до комиссий. Тут сегодня очень много «но», потому что неизвестно, как поведет себя Литвин, блок НУ-НС, коммунисты и, в конце концов, президент. Но если Тимошенко сумеет решить все эти проблемы, то изменения в закон будут внесены.

From-UA: – А то, что в Донецке много людей резко захотели голосовать на дому – это свидетельство, что именно там будут значительные фальсификации?

А. Черненко: – Если в других регионах в комиссиях плюрализм, то на востоке у конкурентов Януковича нет столько сторонников, как у него, даже за деньги. Поэтому Регионы там будут выжимать, сколько смогут. Хотя, если подозрения о фальсификациях подтвердятся, то это будет большая ошибка со стороны Януковича. Потому что пока вся социология дает ему неплохие шансы. И он должен быть заинтересован в честных, красивых выборах, поскольку это может сыграть с Януковичем злую шутку, потому что даст основания конкурентам для обжалования, повод для заявлений, митингов, протестов. Яркое подтверждение – истерия Юлии Тимошенко вокруг фальсификации выборов. Это уже значит, что она формирует общественное мнение к возможности сфальсифицированных результатов.

From-UA: – Основная масса фальсификаций будет именно через голосование на дому?

А. Черненко: – Думаю, да. Кроме этого – включение в списки избирателей в день голосования тех, кто не должен голосовать по решению суда или самой комиссии.

From-UA: – Но фальсификации возможны, когда есть контроль в комиссиях...

А. Черненко: – Да. А то, что говорят Регионы, мол, БЮТ на западе и в центре контролирует комиссии – это неправда. Там есть много от Ющенко, Тягныбока, Яценюка. Потому тяжело сказать, что там бютовцы контролируют комиссии. А в комиссиях на востоке инородных элементов очень мало. Думаю также, что в день голосования будут ездить псевдоизбиратели на автобусах, их будут включать или по решению купленного районного суда, который сможет включить хоть сто людей на участке, или в самих комиссиях.

From-UA: – Насколько большим будет подкуп членов комиссии?

А. Черненко: – В первом туре он будет незначительным. А вот во втором туре, где у каждого кандидата будет 8 членов комиссии и где золотым будет каждый голос, начнется нормальный подкуп членов комиссии, чтобы иметь там контроль.

From-UA: – Киевские студенты рассказывают, что им за голосование за того или иного кандидата предлагают по 300-400 гривен…

А. Черненко: – У нас пока данных о таких цифрах нет. Основной вал этого всего пойдет перед вторым туром. Уже идет подготовительный процесс. Составляются списки, агитаторы ходят от двери к двери и спрашивают, готовы ли люди голосовать за их кандидата и за сколько. Потому что сейчас экономят деньги. Кому-то надо будет сократить отрыв, но первый тур не главный. И зачем деньги раздавать перед первым туром? Победа же будет во втором. Хотя сам подкуп избирателей не сможет значительно повлиять на выборы. Разве что в комплексе с другими фальсификациями это может сработать. Например, 4% берем на дому, 3% покупаем и еще 3% берем каким-то образом. Выходит 10%, которые могут повлиять на результат. Поэтому каждая технология должна работать в комплексе. И тогда она может сломать ситуацию.

From-UA: – Какая из политических сил может прибегнуть к этому?

А. Черненко: – Скорее всего, это две самые большие политические силы – БЮТ и Партия регионов. Например, подкуп будет совершаться в небольших селах, городках. Этим может заниматься сельский голова, который все контролирует. И тем более в селах все намного дешевле стоит. Если в Киеве голос избирателя 250 гривен в среднем, то в селах это 30-50 гривен. Есть такие, что пойдут, проголосуют и за эти 30 гривен отпразднуют.

From-UA: – Если милиция зафиксирует подобные случаи, чем это грозит избирателям?

А. Черненко: – Подкуп избирателей – это криминальное преступление. Ответственность есть в криминальном кодексе, вплоть до лишения свободы. Хотя еще на бывших киевских выборах тоже было подобное. Но тогда все спустили на тормозах. Но если такое будет, надо уведомлять правоохранительные органы, писать жалобы в комиссии. И главное, чтобы избиратель сам понимал, что когда он берет деньги, он становится соучастником преступления.

From-UA: – Президентские выборы 2004 года стали выборами в судах. В этот раз история может повториться?

А. Черненко: – По этому закону после выборов масштабных судов не будет. Обжалования-то будут, но, главное, насколько они будут аргументированы. Также очень тяжело будет доказать широкомасштабные фальсификации. Например, подкуп. Да, это воля избирателей, стимулированная деньгами, но она есть. То же самое с голосованием на дому. Ничего не поделаешь, если желающих будет 30% избирателей. Другое дело, когда одного человека обнаружат в нескольких списках. Это уже значительное нарушение.

From-UA: – Насколько избирательные участки сегодня готовы к выборам?

А. Черненко: – На каждых выборах участки плохо подготовлены. Но таких плохо подготовленных, как в этот раз, еще не было. По нашим оценкам, 60-70% членов комиссий вообще не имеют опыта работы. Главное - это отсутствие нормального, своевременного финансирования. Нет достаточного количества машин, канцтоваров. Те 900 миллионов, которые правительство решило выделить и выдало постановление о пересчете, нужно где-то еще взять. Потому что иначе можно и сто постановлений выдать. А толку? С таким успехом Юлия Владимировна может выдать и постановление о том, чтобы снег перестал падать. Можно как-то провести первый тур в долг, но во втором туре это может дать основания для срыва выборов. Если кто-то захочет сорвать выборы, ЦИК просто скажет, что денег нет.

From-UA: – Много разговоров вокруг темы «второго Майдана». Насколько он возможен после выборов, поскольку до 9 февраля окружной админсуд Киева запретил собираться на главной площади страны?

А. Черненко: – Эта технология будет применяться, но она уже несколько раз использовалась и оказалась неэффективной. Приехали люди, замусорили Киев и все... Не думаю, что митинги на этих выборах будут применять как средство давления. Единственная проблема из-за того, что они не будут численными и идейными. Возможно, будет сдвиг в сторону радикализма и агрессии. Одно дело, когда стоит миллион и поет песенки, а второе дело, когда стоит десять тысяч агрессивно настроенных людей. В этом самая большая опасность. Если будут такие инциденты, они будут провоцироваться политиками.

From-UA: – Сегодня многие разочаровались в политиках и собираются совсем не идти на выборы…

А. Черненко: – В настоящий момент есть определенная апатия избирателей и большой процент тех, кто говорит: «Не поддерживаю ни одного». Есть большой процент тех, кто просто не пойдут на выборы. Если в 2004 году общее количество избирателей, которые поддержали Виктора Ющенко и Виктора Януковича, было свыше 80%, в настоящий момент общее количество тех, кто поддерживает Юлию Тимошенко и Виктора Януковича, менее 50%. Очень плохо, когда у людей такое маленькое доверие к политикам.
Беседовала Злата Фартова