Тайна неизвестной могилы
16.04.2010 07:10
...к ее поиску, но поначалу все было безрезультатно. В итоге женщина нашлась. Вернее, были найдены ее останки. Убийцей оказался тот, кто больше всех ее искал.

Розыскное дело

В мае 1994 года в одном из крымских городов (по просьбе матери пострадавшей город не называется, имена героев изменены) бесследно пропала 25-летняя Светлана Н. В этот день она собиралась ехать к родителям, в последний раз ее видели на железнодорожном вокзале вместе с мужем Сергеем, который подвозил ее на «Жигулях».

Как и во многих семьях, у Светы с Сергеем не все было гладко во взаимоотношениях. Когда у них родилась дочь Оксана, женщина все свое время уделяла ребенку, при этом еще и училась в институте. Вот такое «невнимание» к мужу привело к тому, что он завел любовницу. Вскоре Света стала догадываться о его похождениях, и последний скандал произошел именно на этой почве: супруги поссорились, Света решила поехать к родителям, где в это время гостила 2-летняя Оксана.

То, что Света исчезла, обнаружилось через два дня, когда Сергею позвонила теща и попросила к телефону Свету. «А разве она не у вас? Она же к вам поехала!» – изумленно ответил теще Сергей. И тут же успокоил, что, может, жена по дороге заехала к подруге, мол, пока паниковать не стоит, нужно подождать. Но прошла неделя, а Света так и не объявилась. Тогда Сергей написал заявление в милицию о возбуждении уголовного дела по факту пропажи без вести жены. Не находили места и мать Светы – Антонина Игнатьевна, и ее отец – Сергей Александрович. Непохоже было на дочку, чтобы она, понимая, что из-за нее могут нервничать столько людей, не дала о себе знать. Розыскные мероприятия милиция проводила по всему Крыму. Были проверены все травмпункты, направлены ориентировки на вокзалы, в приемники-распределители, службы дежурных психиатров. Искали Свету Н. среди неизвестных больных в бессознательном состоянии, находящихся на лечении, среди задержанных, арестованных и даже среди неопознанных трупов. Нигде ничего, никаких следов и ни одной зацепки.

Через два месяца правоохранители постановили: «Ввиду того, что лиц, виновных в исчезновении Светланы Н., не усматривается, а также принимая во внимание, что каких-либо сведений в отношении гр. Н. преступления в процессе первоначальных розыскных мероприятий не добыто, в возбуждении уголовного дела по заявлению Сергея Н. отказать и завести розыскное дело на Светлану Н.».

По опыту подобных дел известно, что обычно после этапа первоначальной активности, не приведшей к успеху, наступает затяжное затишье. Ориентировки были направлены во все крымские и украинские города, фотографию Светы показывали по местному телевидению. Близкие по-прежнему посещали больницы и ездили на опознание «бесхозных» трупов.

«Чувствую запах гари...»

На четвертый месяц вдруг обозначился просвет. Проверка всех контрольных лент в билетных кассах железнодорожного вокзала показала, что 23 мая на фамилию Н. был приобретен железнодорожный билет на такой-то поезд. Проводница (на нее были все надежды) долго смотрела на фотографию Светы, но потом сказала, что девушки с такой видной внешностью в ее вагоне не было.

И опять неизвестность. Мать Светы вместе с мужем, прихватывая внучку (а с кем ее оставлять?), продолжала ездить, искать, показывать фотографию Светы, спрашивать... Никто ее не видел. Сочувствующие люди посоветовали обратиться к гадалкам и экстрасенсам. От безысходности Антонина Игнатьевна, которая никогда во все это не верила, пришла за помощью к известной бабке-гадалке. Старуха долго смотрела на фото, потом дала матери пузырек воды, сказала, чтобы покропила ею вещи Светы и ждала тринадцать дней. Если дочь не придет, дескать, больше не жди... Эти 13 дней были для матери и отца настоящей пыткой. Но они прошли – и ничего: ни Светы, ни весточки о ней.

Потом Антонина Игнатьевна поехала к гадалке, которая гадала по луне. Та сказала, что Светы нет в живых и что она... чувствует запах гари. Последняя, к кому она обратилась, была известный экстрасенс. Та сказала, что видит шоссе, над ним провода высоковольтной линии электропередач, болотистые места, посадки, железную дорогу и слышит гул проходящей электрички...

После визита к экстрасенсу муж Антонины Игнатьевны пошел к начальнику железной дороги и получил разрешение проехать определенный участок в кабине машиниста электрички, чтобы попытаться найти место, описанное экстрасенсом. Сергей Александрович заметил два места пересечения шоссе, железнодорожных путей и ЛЭП, потом они обшаривали все болотца, посадки, но опять ничего не нашли.

Милицейский розыск по-прежнему едва тлел, на все звонки и запросы там отвечали: ищем. Убитый горем муж Светы Сергей тоже опустил руки и уже перестал искать, что-то предпринимать. Более того, он удивил тещу и тестя, приехав к ним с известием, что подал в суд гражданский иск, чтобы забрать себе дочь Оксану и оставшееся от жены домашнее имущество. Родители возмутились: еще же ничего окончательно не известно о судьбе Светы, может, она жива, а он уже отбирает внучку и о вещах говорит... Суд оставил без рассмотрения иск Сергея до получения окончательных результатов розыска жены. Сергей уехал ни с чем.

Но у Антонины Игнатьевны тогда впервые возникло подозрение: зять что-то знает. Особенно ее покоробили его хлопоты об имуществе – нашел время... Да и не нуждался Сергей в деньгах, потому что жил не на зарплату, а имелся у него свой бизнес: привез из Германии много дорогостоящей аппаратуры, занимался ее продажей, приносил доход и автобизнес.

Тем временем к правоохранителям поступило дело по факту обнаружения на обочине шоссе обгорелых останков неизвестной женщины. Одежда и волосы на трупе отсутствовали. Поскольку это был другой район, не нашлось никого, кто бы связал дело о пропавшей без вести Свете Н. с этой страшной придорожной находкой. Труп был так обезображен, что, по-видимому, не поддавался опознанию. Через некоторое время «бесхозные» останки отвезли на кладбище и закопали в могилу без имени-фамилии, под табличкой с номером.

Чтобы не делить имущество...

Может быть, это дело никогда не было бы раскрыто, если бы однажды родителям Светы по межгороду не позвонил аноним, пообещав дать сведения об их пропавшей дочери. За свою услугу он просил немалую сумму. Трубку сняла Антонина Игнатьевна. Молоденькая девушка сообщила, что, если родители Светы хотят узнать о своей дочери, она им все скажет за вознаграждение. Девушка назначила встречу на следующий день, указала и место встречи.

Антонина Игнатьевна тут же побежала на работу к мужу. Решено было, что поедет не она, а он, один. Он поехал, встретила его несовершеннолетняя девушка, совсем еще подросток на вид. Как оказалось позже, она была младшей сестрой той самой любовницы Сергея. Прежде чем рассказать о судьбе Светы, девушка спросила о деньгах. Сергей Александрович сказал, что сумма большая, родственники собирают, скоро соберут. Договорились встретиться через день. «А Света жива?» – с надеждой напоследок спросил отец. «Нет, она сгорела», – ответила девушка.

Через день Сергей Александрович приехал в условленное место, и не один, а с оперативниками. Они положили ему в карман маленький магнитофон. Запись, прослушанная после задержания, послужила основанием для ареста Сергея Н. и его любовницы Ольги Т.

На допросах страшная картина исчезновения Светы предстала во всем своем ужасе. Дело обстояло так. Сергей и Ольга поговаривали о женитьбе, и Сергей был готов сообщить жене о разводе, но их посетила мысль, что тогда все нажитое имущество, в том числе бизнес и машину Сергея, придется делить пополам. А им этого очень не хотелось.

Любовная пара нашла исполнителя преступления – наркомана-рецидивиста. И вот 23 мая 1994 года Сергей отвез на «Жигулях» Свету на железнодорожный вокзал, а по пути сказал, что надо заехать к какому-то парню, якобы чтобы забрать какую-то радиоаппаратуру. Этот парень сел на заднее сиденье, сказав, что аппаратура хранится где-то в местном совхозе. По дороге наркоман-рецидивист набросил веревочный трос на шею Светы и начал душить. Как потом на допросе признался Сергей, в первый миг она повернула голову к нему и успела сказать: «Сережа, меня...» Потом Свету вытащили из машины, свернув в болотистую местность. Рецидивист облил труп бензином и поджег.

А в эти самые минуты Ольга играла свою роль в преступлении: она приехала на вокзал и на имя Светы Н. купила билет. Будущим молодоженам казалось, что они все очень складно и хорошо придумали и что их никогда не разоблачат – вон сколько людей пропадают без вести, и большую часть так и не находят.

А как же обо всем узнала младшая сестра Ольги Ирина? На допросе она рассказала, что в ту ночь проснулась и увидела на кухне в полиэтиленовом пакете паспорт Светы Н. и часть ее вещей – шарф и черный берет. Утром, когда Ира проснулась, пакета уже не было. Чудовищно, но в ту ночь Сергей возил подругу на место преступления и показал ей, что он сделал со своей несчастной женой. Короче, доложил, что желание будущей супруги выполнил – положил жертву к ее ногам...

То ли от ощущения безнаказанности, то ли потому, что тайна жгла их изнутри, они очень скоро рассказали обо всем несовершеннолетним Ирине и ее подружке Лене, попросив ее спрятать у себя на время снятые со Светы сережки, обручальное кольцо, перстень. Но не все так просто оказалось для убийц. Сергея бесило, что теща и тесть никак не успокоятся и продолжают поиски. Это заставило любовников перепрятать труп – отвезти обгоревшее тело подальше от города. Что еще более чудовищно, любовники прихватили с собой двух несовершеннолетних девочек, Иру и Лену.

Как потом рассказывала Ира, на «Жигулях» заехали в лесопосадку около совхоза N, чуть в стороне под деревом увидели обгоревший труп Светы в полусидячем положении. Возникла перепалка из-за того, кому нести труп к машине. Девчонкам боязно было трогать все это руками. Сергей вытащил приготовленный мешок, когда запихнули туда тело, нога не уместилась, и Сергей лопатой отрубил часть ноги. Черенок лопаты сломался, он его отбросил. Потом следователи найдут этот черенок в кустах. Мешок положили в багажник и поехали. На каком-то отрезке шоссе они вытащили содержимое багажника на обочину и снова подожгли.

Когда правоохранители не обнаружили на месте преступления останки, они сразу вспомнили о неопознанном обгоревшем трупе, который много месяцев назад нашли именно в этом месте. Потом они приехали на кладбище, нашли участок, где была похоронена неизвестная женщина, вскрыли могилу. Останки увезли для последующих после эксгумации экспертиз. Криминалисты нашли медкарту Светы, рентгеновский снимок ее зубов и сличили с найденными останками – это был один и тот же человек. Сомнений не осталось – на шоссе обнаружили обгоревшие останки Светы Н., разыскиваемой с мая 1994 года.

А что же убийцы? Сергею дали 14 лет лишения свободы, Ольге 9 лет в колонии общего режима. А вот киллер-наркоман сбежал из Крыма в день ареста Сергея Н. и до сих пор находится в розыске.
Юлия Исрафилова
«Первая Крымская»