Как имена улетают в космос
29.04.2010 10:53
...имя композитора Рахманинова. Есть в космосе и объекты непосредственно связанные с Украиной: тут и поэт Тарас Шевченко, и радиоастроном Семен Брауде, и национальные женские имена – Олена, Оксана, Одарка… География космоса – это особый мир, в котором украинцы соседствуют с китайцами, американцами и угандийцами. В этом мире нет диктаторов и генералов. Зато ученые и инженеры уравнены в правах с богами и мифическими героями.

Кусок бумаги вместо звезды

Когда начинаешь говорить об именах собственных на карте космоса, сразу вспоминаются предложения в духе «Подари звезде имя». То и дело читаешь в новостях: «Звезда в созвездии X названа в честь выдающегося гражданина Y». Звезды называют в честь ученых, чиновников, бизнесменов, любимых девушек и т. д. Кто-то использует это как красивый подарок, кто-то – как эффектный пиар-ход.

Без лишних усилий можно найти контору, которая с удовольствием выдаст вам сертификат на владение каким-нибудь красным карликом или голубым гигантом. Услуга может стоить от 400 грн. (это когда все документы высылают вам на мейл в электронном виде) до 1 200 грн. (за эту сумму в дополнение к сертификату выдается папка и постер).

Понятное дело, дарится не сама звезда – в космосе никакой собственности быть не может, это закреплено множеством международных соглашений. Менее очевидно, что и присвоение имени звезде тоже противоречит международным нормам.

Дело в том, что названиями в космосе ведает только одна организация – Международный астрономический союз (МАС), существующий уже почти сто лет. Эта структура объединяет ведущих астрономов земного шара и является чем-то вроде «космической ООН».

Например, именно МАС в 1930 году признал Плутон планетой. Но когда в поясе Койпера стали обнаруживать все больше и больше крупных тел, то организация ввела понятие «карликовая планета», и Плутон был разжалован до этого статуса. А в 2008-м было введено понятие «плутоид», куда попал Плутон и еще несколько небесных тел – Эрида, Макемаке и Хаумеа.

Никто, кроме Международного астрономического союза, не может официально присваивать имена звездам или объектам на поверхности планет. А МАС уже неоднократно открещивался от всех объявлений обо всех этих подарочных сертификатах.

«Мы часто получаем вопросы от желающих приобрести имена для звезд как для себя, так и для своих знакомых. Некоторые фирмы занимаются подобной деятельностью. Однако такие «имена» не являются официально признанными. Яркие звезды носят древние арабские названия... Как международная научная организация МАС не имеет ничего общего с коммерческой практикой продажи фиктивных имен звезд или малых планет в Солнечной системе, или «недвижимости» на других планетах... Подобно настоящей любви и многим другим замечательным вещам в нашей жизни, красота звездного неба не продается, а доступна всем для наслаждения абсолютно бесплатно», – говорится в заявлении Международного астрономического союза.

В ответ на многочисленные вопросы, мол, мне тут предлагают купить имя звезды, астрономы иронично сообщают: «Конечно, существуют люди, которые будут очень рады принять ваши деньги. Только в ответ вы получите кусочек дорогой бумаги и временное ощущение счастья… И учтите, что «ваше» имя звезды не будет признано властями и учеными во всем мире. Ничто не мешает этому или любому другому продавцу продать «вашу» звезду кому-нибудь еще. И надо думать, что у остальных звезд во Вселенной есть планеты с расторопными бизнесменами на них».

Оживить мертвый космос

Если большинство звезд публично остаются безымянными, то карты планет Солнечной системы пестрят именами собственными. Их официально утверждает Международный астрономический союз, после чего название гор на Венере или кратеров на Марсе попадает во все мировые карты и справочники.

Когда глядишь на карту Луны или какой-нибудь планеты, иногда кажется будто ты попал в какой-то мистический мир, в котором перемешаны и народы, и времена, и мифы. Равнина Снегурочки, кратер Одарки, долина Планка, кратер Ландау, лабиринт Ночи, кратер Меланки…

Формально выдвигать кандидата на «планетное увековечение» может любой желающий. Но, как правило, свои варианты имен предлагают ученые, которые занимаются изучением планет.

«Пару лет назад к нам в институт пришел запрос из Международного астрономического союза о названии новой формы на Меркурии. Это обычная практика. Я предложил несколько вариантов: поэт Тарас Шевченко, философ Григорий Сковорода, художник Исаак Левитан, поэт Шота Руставели, композитор Чюрленис», – рассказывает географ Евгений Лазарев, работающий в Государственном астрономическом институте при МГУ. Часть его предложений МАС утвердил. Как минимум кратер Шевченко в базе данных присутствует.

С каждым годом мощные телескопы и космические аппараты дают землянам возможность рассматривать поверхность других планет почти так же подробно, как мы разглядываем нашу Землю. Ученые и преподаватели вовсю говорят о появлении новой дисциплины – космической географии. В России даже выпущен соответствующий учебник для старшеклассников.

«Название предмета «География внеземных территорий» выбрано потому, что местность за переделами Земли описывается так же, как это принято в земной географии («гео» с греческого языка – земля, «графо» – описание). Если бы на телах Солнечной системы имелись бы жители, то они могли бы придумывать свои названия. Но разумных существ, кроме землян, в нашей планетной системе не обнаружено. Поэтому нет смысла вводить марсографию или венерографию...» – объясняют авторы учебника, в числе которых космонавт Виктор Савиных.

Физик Максвелл и его женщины

В космосе царят пацифизм и демократия. Здесь запрещены имена полководцев, президентов, диктаторов. Недопустимы и бизнесмены или коммерческие фирмы. К тому же для каждого небесного тела существуют дополнительные нормы.

Например, на Венере принято использовать только женские имена. Правила Международного астрономического союза предписывают, что венерианский кратер диаметром больше 20 км, нужно называть в честь каких-нибудь великих представительниц прекрасного пола – Павлова, Дашкова, Ермолова. А если кратер поменьше, то ему надо дать просто женское имя – Настя, Лариса. Остальные формы рельефа тоже четко распределены. Уступы называются именами богинь очага. Для равнин предпочитают барышень из сказок – равнина Русалки, равнина Снегурочки.

Среди женского венерианского пейзажа единственное исключение – это горы Максвелла, которых так назвали еще до того, как было принято это правило. Ходит шутка, мол, Джеймс Максвелл живет в прекрасном гареме.

На Меркурии кратеры нужно называть в честь мастеров культуры. Отсюда кратер Чехов, кратер Шолом-Алейхем, кратер Толстой, кратер Марк Твен, кратер Вивальди. Для названия гор на Меркурии нужно использовать слово «горячий» на разных языках, а для долин – названия радиотелескопов.

Кстати, Меркурий – это наименее изученная из планет, имеющих постоянный рельеф. Почти половину его карты заполняет белое пятно. Но скоро специалистам по космической топонимике придется всерьез поработать. После 2011 года космический аппарат Messenger должен встать на орбиту искусственного спутника Меркурия и подробно отснять ту часть планеты, которую не отснял в семидесятых годах Mariner 10.

На Луне «моря» и «океаны» часто называются в честь абстрактных понятий. Спокойствие, Ненависть, Уверенность. Знаменитое море Кризисов мало того, что начисто лишено воды, так и кризисы имеются в виду вовсе не финансовые, а скорее – погодные. Погибшие герои космоса тоже отправляются на Луну.

Карта Луны может служить поводом для ностальгии по советскому прошлому. Еще до высадки американцев у СССР была очень активная лунная программа. Именно в Советском союзе впервые сфотографировали невидимую сторону Луны и составили ее подробную карту. Приоритет был признан всеми, и сейчас на Луне множество «русских» названий типа моря Москвы. Однако не все было совсем уж гладко, например, исчез с карты Луны залив Лунника, долина Прилунения.

Свои правила топонимики есть на других космических телах – от планет до мелких спутников и даже астероидов. Вот, к примеру, Эрос – первый астероид, на котором высадился космический аппарат. Вполне логично, что на нем нашли пристанище влюбленные парочки всех времен и народов: Орфей и Эвридика, Дон Кихот и Дульсинея, Пигмалион и Галатея. Тут же Дон Жуан и Казанова. Правда, Ромео и Джульетты здесь нет, поскольку их имена есть на карте одного из спутников Урана. Там подчиняются другому правилу – «называть кратеры в честь героев Шекспира».

Карты с красивыми именами нет только у планет, относящихся к категории газовых гигантов – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Что поделаешь, нет у них твердой поверхности. Им не повезло.
Григорий Квасневский
«Профиль»