Россия заговорит на «мове»?!
08.06.2010 07:15
«Давайте объявим русский язык государственным на Украине, а украинский – государственным в России», – заявил Затулин во время международного круглого стола «Украина и Россия: новые взаимодействия».

По словам российского политика, поднятие этой темы способствовало бы становлению русского языка в Украине как государственного. К тому же, как признался Затулин, рассмотрение вопроса о предоставлении в РФ украинскому языку статуса государственного способно «выбить почву у тех, кто не воспринимает введение русского языка как государственного».

Какова же вероятность того, что российская власть готова всерьез заняться «узакониванием» украинского языка, с какой целью делаются подобные заявления и как украинской стороне следует на них реагировать, мы поинтересовались у наших экспертов.

Председатель Совета правозащитного общественного движения «Русскоязычная Украина» Вадим Колесниченко, который уже не первый год борется за предоставление русскому языку статуса государственного, не верит в столь неожиданный поворот событий. И дело даже не в том, украинцев в России недостаточно много для того, чтобы это сделать. Просто есть определенные принципы, по которым решается, какой язык имеет наибольшие шансы получить статус государственного.

«Может быть, в знак уважения, этот вопрос и стоило бы рассмотреть. Но это я считаю просто как предложение, потому что вопрос о государственном языке предоставляется коренному населению, а украинцы в России – переселенцы. В Украине же русскоговорящие граждане и граждане русской национальности – это этническое, коренное население страны. Мы 20 лет назад создали эту страну, поэтому у нас совершенно иные права и совершенно иные обязанности. А в России самое большое число второго национального состава после русских – это татары, 5 миллионов. Поэтому как эпатажное предложение мы можем это рассмотреть, но перспективу оно иметь не будет», – заверил Колесниченко.

«В России конечно же украинский язык не будет вторым государственным, это абсолютно исключено», – настаивает директор Украинского центра социальной аналитики Евгений Филиндаш. В подтверждение своих слов эксперт уточняет, что, несмотря на национальность, людям всегда приходится приспосабливаться к языковым нормам того государства, в котором они проживают. И было бы странно, если бы, живя в России, украинцы продолжали общаться на «мове».

«В России в обозримые годы будет только один государственный язык – русский, потому как нет регионов, где бы русским не владело подавляющее большинство населения. И даже несмотря на то, что украинцы, насколько я помню, являются вторым по величине народом, проживающим в России, после русского, но подавляющее большинство из них так или иначе говорят на русском языке, т.ч. острой потребности в том, чтобы украинский язык имел какой-то официальный статус в России, украинцы, проживающие там, не демонстрируют. Так что это не более чем заявление, возможно, просто для привлечения внимания к себе и к проблеме предоставления русскому языку статуса второго государственного в Украине», – не исключает Филиндаш.

Когда Россия выполнит хоть одно из данных во время визита в Украину президентом Владимиром Путиным обещаний, тогда можно рассчитывать и на призрачный шанс украинского языка стать в РФ государственным. Но, как считает Сергей Гриневецкий из Блока Литвина, пока что заявление Затулина не стоит воспринимать слишком буквально.

«Вы помните 4 ключевых месседжа господина Медведева во время визита в Украину? Первое – товарооборот более 100 млрд. Второе – что Россия готова представлять интересы Украины в Большой восьмерке, в Большой двадцатке. Третье – телевещание одного из украинских каналов на российском информационном пространстве. И четвертое он сказал, что это только начало, – загибает пальцы на руке нардеп. – Так давайте дождемся хотя бы начала трансляции украинского канала, ведь если российский президент обещал в присутствии своего коллеги и СМИ, то надо рассчитывать, что это будет. Другой вопрос – когда, в каком объеме и какой канал, что тоже немаловажно».

Если Россия пойдет на такой шаг, то тут же возникнет ряд животрепещущих вопросов. Во-первых, что взамен за введение украинского языка как государственного захочет получить Россия? Во-вторых, как на подобный дифирамб отреагируют те же татары и белорусы, которых в РФ тоже немало? И т.д. Не стремясь отыскать вопросы, представитель фракции БЮТ Остап Семерак считает это личным делом россиян.

«Они могут рассмотреть этот вопрос, но вопрос в том, примут ли они такое решение. Это дело Российской Федерации. Если они примут такое решение, то будем его приветствовать, конечно. Первое, что приходит в голову, что это такой обмен баш на баш: они примут в России, а нам придется как-то реагировать на это, наверно, это имелось в виду, – пояснил бютовец. – Я не знаю, как отреагируют на это белорусы, татары, которые состоят в Российской Федерации, или чуваши, или мордва. Но я считаю, что это непродуманная идея. Но пожалуйста, это их дело. Наша политическая сила в этом вопросе исходит из интересов объединения украинского общества».

О каком статусе государственного может идти речь, если в России газету на украинском языке днем с огнем не сыщешь?! Нет, в подобные байки диссидент Левко Лукьяненко не поверит... Уж он-то знает, как «северный сосед» умеет шептать красивые речи, сжимая за пазухой камень. Но если вопрос хотя бы был вынесен на рассмотрение, это очень укрепило бы отношения двух государств.

«Это был бы значительный шаг в дружбе с украинским народом. Но я знаю его хитрую антиукраинскую позицию, – разоблачает Затулина пан Левко. – Поэтому я думаю, что у них заявления – это одно, а действия – это совершенно другое. Они рьяно преследуют там украинское образование, искусство, газет украинских там нет. Теперь они могут это провозгласить, но реально это сделать не дадут. А заявления будут использовать вдоль и поперек для демагогии в том духе, что, мол, смотрите, мы признали украинский государственным, теперь вы признайте русский государственным. Я так рассматриваю эти заявления. То, что это хитрость, а не реальные намерения, можно увидеть еще и в том, что в Российской империи единственным государственным языком является только русский, так пусть они дадут статус государственного татарскому языку, чувашскому, киргизскому и т.д.».