Юлия Владимировна, где Вы?
20.08.2010 10:45
...так и не показав никому обещанную «кузькину мать» в виде волны народного гнева под знаменами БЮТ.

Действительно, накрывшая Украину летом вместе с жарой политическая «стабильность» в основном стала результатом отсутствия какой-либо активности оппозиции. Нет ни организованных, ни стихийных митингов, нет громких публичных скандалов, нет рубящих с экрана правду-матку защитничков простого народа в прикидах от Версаче. Лишь гробовое молчание, сопровождающее очередное известие об очередном взятом кредите и подорожании газа, хлеба, сигарет и т.д. Отчего и создается впечатление, что все всем довольны и нет никакого повода возмущаться жизнью и властью.

Вопрос «Почему молчит и куда подевалась оппозиция?» следует адресовать, прежде всего, к БЮТ, так как это крупнейшая и довольно радикально настроенная по отношению к власти политическая сила. Во всяком случае, пока её так воспринимают. Однако за всё лето блок имени Тимошенко и она лично выдали лишь несколько мало кем услышанных коммюнике. Эта пассивность поразительна даже на фоне самых маргинальных партий и движений – те и то успели за этот период немного пошуметь, баламутя воду и напоминая о себе.

Те, кто ещё верят в свою Юлю, наверное, искренне надеются, что она, как Наполеон на острове Эльба, лишь выжидает, когда регионалы наломают достаточно дров, и готовится к победоносному возвращению. Как минимум, к победе на местных выборах, которые, как известно, уже не за горами. А то и с прицелом на выборы парламентские, благополучный исход которых может, например, вернуть ей кресло премьера.

Ну что же, верить не вредно, главное только не забывать, что второе императорство Наполеона уже через сто дней завершилось его поражением под Ватерлоо. К тому же складывается впечатление, что Юлия Владимировна своё Ватерлоо уже прошла – и было оно в начале этого года, когда она и Виктор Янукович сошлись в битве за президентский трон. После чего у неё, так же как и у Бонапарта, второго шанса уже не предвидится. И это печальная судьба многих политиков и политических сил, чья карьера скатывалась с заоблачных вершин Олимпа в пропасть забвения.

Не будем лазить по дебрям истории, а вспомним события недавнего времени. 1996-й год, в России проходят президентские выборы, на которых Борис Ельцин с трудом побеждает Геннадия Зюганова. Но уже на парламентских выборах 2000 года российские коммунисты получают 24%, а на следующих этот результат уменьшается вдвое. Сегодня говорить о шансах Зюганова стать президентом России могут только самые отчаянные фантазеры.

Точно такое же падение пережили и коммунисты Украины: в 1999-м году Петр Симоненко получает на президентских выборах 37% (это в условиях жесткого политического и административного давления!), а уже в 2004-м всего 4,97%. Весьма удручающими были результаты Компартии на парламентских выборах 2006-го и 2007-го годов: 3,66% и 5,39% соответственно. Теперь впору говорить не о перспективах КПУ в борьбе за власть, а о её банальном выживании как политической партии – не выпасть бы из Верховной Рады, как социалистам.

И это что, вот Леонид Макарович Кравчук вообще был Президентом Украины, а сейчас он скорее лишь распугивает потенциальных избирателей тех политических сил, к бортам которых он поочередно швартуется. Эдак от первого украинского Гаранта скоро останется лишь слово «кравчучка», о происхождении которого будут помнить лишь старики. Немногие уже вспоминают и бывшего спикера Верховной Рады Александра Мороза. Да и Виктор Ющенко уверенно движется к статусу полузабытого персонажа летописей.

А ведь все они когда-то имели статус ведущих перспективных политиков, в руках которых, казалось, находится колесо истории. И тогда никто не предполагал, что всего через несколько лет они сами станут историей. Достаточно достичь вершины своей карьеры, а потом стремительно покатиться вниз. Таковы неумолимые законы современной политики. И кто сказал, что они не будут действовать в отношении Юлии Тимошенко?

И правда: то, что большинство расценивает как временный политический отпуск Тимошенко, какой-то хитрый маневр для накопления сил и нового решающего броска, может иметь и другое, более банальное и печальное объяснение – политическая звезда Юлии Владимировны стремительно закатывается. Возможно даже, что она сама понимает это и считает бессмысленным тратить время и деньги на бесперспективные проекты. И сейчас пересматривает свою стратегию, отказавшись от борьбы за ключевые посты власти, готовясь к пассивной обороне в парламентской оппозиции и, где получится, на местах.

Нужно заметить, что подобный маневр организованного отступления в корне меняет саму суть БЮТ как политической силы. Если Тимошенко уже не может реально претендовать на посты Президента, премьера, спикера, то у неё исчезает и поддержка крупного бизнеса, а также массы ушлых людишек, которые всегда ищут для себя самой высокой «крыши». Ведь какой смысл ставить на политическую силу, которая уже не будет рулить экономикой и расставлять своих людей на важные должности?! Максимум, что сможет иметь Блок Тимошенко в обозримом будущем – это мандаты оппозиционных депутатов, в лучшем случае, руководство парой комитетов. Плюс должности городских голов и большинство в местных советах, да и то далеко не везде.

Добавим к этому весьма шаткое положение самой Тимошенко, которая рискует снова оказаться в следственном изоляторе, если вдруг власть сочтет её слишком назойливой и опасной оппоненткой. Это, кстати, тоже может объяснять, почему Юлия Владимировна вдруг стала такой немногословной и малоактивной. А ведь на ней держится весь её блок, не станет Юли – развалится БЮТ.

Впрочем, он и так рассыпается на глазах, и не только в парламенте. После того, как Тимошенко так и не стала Президентом в юбке, провинциальные «осередки» БЮТ сразу же начали покидать все те, кто пристроился туда из расчета на результат выборов-2010. А теперь оттуда потихоньку сваливают и те, кто не видит перспектив победы блока на выборах местных. Не везде, но на юго-востоке, где шансы БЮТ самые ничтожные, это бегство принимает массовый характер. Особенно забавны т.н. внепартийные «хозяйственники», которые традиционно избегают членства в какой-либо партии, но всегда ставят на фаворитов. Те, кто еще год назад чуть ли не целовал ручку премьеру Тимошенко, сегодня усердно убеждают избирателей (и регионалов), что никогда не имели с «этой дамой» никаких отношений. Таким образом, резко тает поддержка Тимошенко и среди местечковой элиты.

Ситуацию усугубляет сама Юлия Владимировна, потому что она вообще не ведет никакой подготовки к этим местным выборам. Если она до сих пор пересматривает свои политические планы, то эти штабные учения явно затянулись, поскольку времени осталось мало. А надежда, что избиратели гурьбой бросятся голосовать лишь за одну причастность кандидатов в мэры к светлому лику с косою, весьма призрачна. Не такой уж большой у Тимошенко потенциал старых заслуг, чтобы выезжать на нем по инерции. И судьба КПУ тому хороший пример: недолго Петру Николаевичу со товарищи удавалось держать рейтинг партии воспоминаниями о безмятежном советском прошлом – в конце концов, в них начали разочаровываться даже идейно устойчивые старушки.

Конечно, однажды Юлия Владимировна может показаться на экранах и заявить, что находилась в жесткой блокаде, которую ей организовала нынешняя власть, что она долго пыталась пробиться к людям, что одних её соратников перекупают, а на других заводят уголовные дела. Сказать с надрывом в голосе, может быть даже пустить слезу. Но это будут лишь попытки как-то оправдаться за своё бездействие и объяснить падение своего имиджа.

Действительно, в Южной Америке, во второй половине прошлого века, оппозиция находилась в еще более тяжелых условиях. Там ей не то что не давали слова, ей, в буквальном смысле, отрезали языки. А коррупция и беспредел были не проблемой, а нормой жизни. Тем не менее, политическая жизнь на континенте кипела ключом: на выборах диктаторов сменяли «народные президенты», которых потом снова свергали диктаторы, революции сменялись переворотами, а те – американскими вторжениями. И никто не жаловался!

БЮТ же выказывает явную неспособность к политической борьбе в наших тепличных условиях. Такое впечатление, что там уже давно махнули на всё рукой, что если блок еще существует, то только благодаря тому, что в парламенте пока еще есть его фракция. И если с наступлением осени команда Тимошенко так и не активизируется (за пределами своего сайта), то можно считать, что БЮТ, образно выражаясь, тихо умирает в постели от хандры.

Впрочем, как мы уже заметили, это усталое бессилие может быть следствием осознания своей бесперспективности и всей бесполезности биться лбом в кирпичную стену. Как говорила когда-то сама Юлия Владимировна: «Всё пропало!».