Резолюция ПАСЕ по Украине. Могло быть и хуже?
26.11.2010 15:44
...незамедлительно оценили документ как индикатор антинародной политики действующей власти, воспользовавшись пунктами, где евродепутаты высказывают обеспокоенность прошедшими выборами, случаями нарушения прав и свобод человека в Украине, а также «политически мотивированной деятельностью СБУ».

Представители власти, напротив, сразу дали Резолюции весьма позитивную оценку, обратив внимание только на пункты, сглаживающие общее впечатление настороженности Европы относительно Украины и посчитали документ во многом только позитивно оценивающим действия власти.

Нужно сказать, что в Украине эту резолюцию очень ждали, хотя бы для того, чтобы посмотреть, насколько негативной в плане критики для страны и ее руководства она будет. И хотя этот документ не имеет никакой обязывающей для страны подоплеки и носит исключительно рекомендательный характер, для Украины он имеет чрезвычайную важность, поскольку служит оценкой той политики, которую власть проводит внутри страны, и во многом может определять дальнейшее сотрудничество с Евросоюзом.

Какова же была реальная картина происходящего там, в Европарламенте, при обсуждении и подписании Резолюции? Украинские эксперты давно заметили, как между европейскими депутатами ведется внутренняя борьба относительно содержимого документа, и мнения их разделились в соответствии со вкусами внутри Украины – одни поддерживают оппозицию, другие власть. Доказательством этой борьбы можно считать также тот факт, что принятие документа дважды переносилось и вариант Резолюции в изначальной редакции был готов еще в октябре. Как известно, принять документ европейцы не смогли и 10 ноября, затянув этот процесс до конца осени.

Ознакомившись с документом, для того, чтобы представить более объективную оценку, From-UA попросил экспертов прокомментировать резолюцию ПАСЕ по Украине.

Больше негатива, чем позитива, увидел в документе бютовец и бывший вице-премьер Григорий Немыря, сравнив Резолюцию с пощечиной Украине.

«Эта резолюция – жесткая пощечина украинской власти, действия которой не приближают, а отдаляют Украину от ЕС», – сообщил он на вчерашней пресс-конференции, созванной Юлией Тимошенко.

«Резолюция от 25 ноября принята ровно через 9 месяцев после предыдущей резолюции по Украине. Если сравнить резолюции от 25 февраля и от 25 ноября, то одинаково лишь количество пунктов – двадцать два, в остальном – разительное отличие. В феврале 2010 года сразу после президентских выборов в большинстве пунктов выказывалась поддержка, высказывались надежды и был сделан ряд критических замечаний. Первое – относительно Закона о выборах президента и изменений, которые были внесены перед вторым туром голосования. И второе замечание касалось решения президента Ющенко относительно Степана Бандеры. 2 из 22 пунктов были критическими. Нынешняя резолюция, которая проголосована европейским парламентом, является самой жесткой резолюцией Европарламента в отношении Украины», – уверен Немыря.

С другой стороны, этот документ поддерживает украинские устремления и перспективы связанные с Европой, считает политик.

Главный редактор журнала МИД «Зовнишни справы» Ольга Таукач склонна также рассматривать Резолюцию двояко.

«Я бы разделила эту проблему на две части. Первая, безусловно, позитивная, которую можно только приветствовать, это то, что в этой резолюции было подтверждено, что Украина может стать членом ЕС в перспективе, что будет строиться совместный рынок, что у нас будет принят договор об ассоциации. Еще раз подчеркнула, что без газотранспортных возможностей Украины Европа не в состоянии выжить», – отметила она в комментарии From-UA.

Но, по ее словам, если смотреть под другим углом, Европа склонна к конструктивной критике и в случае вынесенного документа взяла на себя роль оппозиции, которая внутри страны действует неопределенно и вяло.

«Что касается высказанного сожаления по поводу ТVI и 5 канала, по поводу вмешательства СБУ в сферу свободы слова, то я хочу сказать, что поскольку ЕС понимает значение Украины для собственного выживания, по сути дела, взял на себя роль оппозиции. Наблюдая сейчас за политической жизнью, мы не видим активной позиции оппозиции. Я не могу сказать, что оппозиция полностью лишена возможностей озвучить свою позицию в СМИ. Это не так, есть возможность, тот же ТVI и 5 канал, региональные каналы. Но системную оппозицию мы не наблюдаем, поэтому мне кажется, что мы должны поблагодарить европейцев за то, что они так активно интересуются нашей внутренней жизнью и периодически берут на себя ту роль, которую в стране должна выполнять оппозиция, создавая политический баланс и являясь сдерживающим инструментом для власти. Чтобы власть понимала, зачем она властвует, а не занималась бог знает чем», – резюмировала Таукач.

Последний вариант Резолюции – это даже самый мягкий ее вариант, уверен внефракционный депутат Тарас Чорновил. Как отметил он в разговоре с From-UA, изначально этот документ планировался еще более жестким в высказываниях по отношению к Украине и ситуации в стране.

«Резолюция с самого начала задумывалась инициаторами как ультра-жесткая. В ней должны были быть поставлены на вид все проблемы, которые есть в Украине, в очень жесткой форме. Но потому, что те страны и политические группы, которые с самого начала настаивали на таком жестком варианте, являются к тому же едва ли не единственными нашими лоббистами в плане будущей евроинтеграции, и состоялась в последнее время дискуссия о переоценке ситуации, которая свелась к следующему: да, в Украине плохая ситуация, да в Украине нечестно прошли местные выборы, да, происходит неестественная централизация власти и т. д.», – говорит нардеп.

По его мнению, сподвижникам украинской интеграции в Европе пришлось обсудить и переписать некоторые пункты Резолюции. А все потому, что слишком негативная оценка ситуации в стране неминуемо означала бы окончательный отход Украины от проевропейской политики и активизировала бы те политические силы, которые уже сегодня пытаюсь вернуть нас в российский вектор.

«Это дало бы козырь двум разным группировкам: тем группировкам в ЕС, которые заинтересованы в том, чтобы отторгнуть окончательно Украину и в дальнейшем не рассматривать ее возможности в евроинтеграции, и тем силам в самой Украине, которые очень заинтересованы в том, чтобы получить веский аргумент для отхода от западного вектора и перехода полностью в российский фарватер. И поэтому сами инициаторы под конец пошли на некоторые смягчения в формулировках, что дало возможность украинскому МИД, а сегодня уже почти всей власти рассказывать, что резолюция позитивная, что она впервые за всю историю Украины на уровне Европарламента дает нам право подавать заявку», – продолжает Чорновил.

Содержание Резолюции действительно можно расценивать двояко, считает политик, ведь в пунктах документа есть прямые намеки.

«Приводится цитата из 49 статьи договора о создании Таможенного союза о том, что любая европейская страна, где есть демократия, может подать такую заявку. А потом приводится весь текст, который доказывает, что у нас с демократией не все так хорошо. Но, в принципе, в окончательной редакции резолюции произошло размывание негативной информации и подача ее в более мягкой форме, чтобы она не вызвала эффект отторжения – вот это характерно для данной резолюции. То есть все негативные аспекты зафиксированы достаточно четко, но к ним приводится более мягкое трактование: на выборах зафиксированы нарушения, но в целом выборы прошли неплохо, они показали лучшее качество», – говорит он.

Украина посредством этой Резолюции получила достаточно точный и целенаправленный намек, в этом уже нет сомнений. Мол, «будете вести себя так и дальше – ни о какой Европе и не мечтайте». И это именно то, из чего власти уже сейчас предстоит сделать выводы, уверен Тарас Чорновил.

«И резолюцию можно расценивать как желтый свет, предупреждение: это уже не красный, но еще и не зеленый. Депутат бундестага Виола фон Крамон четко сказала, что преференции этой резолюции, в частности касающиеся членства, предусматривают только одно – что Украина на сегодняшний день является очень важным партнером для ЕС, и мы не хотим ее терять. Но если в Украине политическая ситуация будет развиваться в нынешнем направлении, то никаких подвижек в евроинтеграции не будет никогда», – прокомментировал он ситуацию.

Подтверждением той настороженности, с которой Европа пока еще относится к Украине, может быть полученный нами План действий на пути отмены визового режима, который во многом вызвал одобрение и надежду в украинской политической среде. Однако вместо Дорожной карты от ЕС, которая дала бы нам практически стопроцентные шансы получить безвизовый режим, нам был предложен более длинный путь, означающий, что наше поведение будет под пристальным присмотром, и тогда, может быть, в долгосрочной перспективе, мы сможем познать «Европу без границ».