Долговая катастрофа Украины
08.12.2010 07:05
...государственного долга Украины вдруг прибег к очень драматичным выражениям.

«У нас долг вырос за два с половиной года с 12 % ВВП до 32 %, а если с госгарантиями – до 38 %. Это катастрофа просто. Если мы ничего не изменим и не сократим дефицит бюджета путем сокращения расходов или увеличения доходов, то с нами просто работать никто не будет, не захочет прийти с инвестициями, потому что у нас впереди проблемы», – рассказал он.

Ранее, выступая в парламенте перед депутатами, Тигипко отмечал, что сама по себе цифра 32 % не является критической. Пугает динамика роста долговых обязательств. К примеру, по оценкам Международного валютного фонда, в 2011-й год Украина войдет с реальным показателем государственных задолженностей по отношению к валовому внутреннему продукту в 40-44 %. И если прогнозы МВФ подтвердятся, риторика Тигипко станет очень понятной…

Как можно разрешить существующую финансовую проблему Украины? Помогут ли намерения правительства сократить дефицит бюджета? Что улучшит динамику соотношения долга и ВВП? В поисках ответов From-UA побеспокоила отечественных политиков и экономистов.

«Если долг растет быстрее, чем ВВП, то есть два пути: либо не набирать долгов, либо резко ускорить темпы роста ВВП», – с аксиомы начал излагать свой рецепт спасения экономист Виктор Лисицкий.

Вывод также весьма несложный: определить потенциально самые эффективные виды бизнеса, которые могут создать украинскому производителю конкурентное преимущество на мировых рынках, и инвестировать в них.

В примерах эксперт недостатка не чувствует.

«Можно привести агропромышленный комплекс, включая квотирование вывоза зерна. Сейчас зерно в высокой цене на рынках, и мы могли бы заработать на этом. То же самое с море-промышленным комплексом. Почему наши судостроительные заводы простаивают? Еще один пример: почему у нас в Налоговом кодексе нет даже упоминания о свободной экономической зоне? У нас нет специальных регуляторных условий для развития конкурентных преимуществ, для развития специальных экономических зон и т.д.», – отметил Лисицкий.

Начинать спасение экономики необходимо с «верхов», убеждает бывший руководитель Фонда государственного имущества Валентина Семенюк-Самсоненко.

«Деньги лежат «наверху». 10,7 млрд. долларов – это кредиты, которые брались коммерческими структурами под гарантии правительства. Все эти бизнес-структуры прекрасно развиваются, начиная от «Лукойла» и заканчивая небольшими кредитами, которые брались. Почему правительство не ставит вопрос, что те, кто брал кредиты, не возвращают их?» – задается вопросом она.

И, не отвечая на него, предлагает путь решения.

«Пусть возвратят, и тогда не нужно будет платить проценты. И не надо говорить, что дыра в бюджете. Вот тебе и мера. У них бизнес хорошо развивается, только в стране плохо, потому что все в основном сидят на этих кредитах», – считает Семенюк-Самсоненко.

Основной бедой нашей экономики является не что иное, как уничтожение ее советского промышленного потенциала и тотальная коррупция, которая не дает развиваться бизнесу. Так считает нардеп из Компартии Алла Александровская.

«В течение 20 лет Украина ничего не предпринимает, чтобы сделать свою экономику доходной. У нас прошла приватизация. Мы (в плохом смысле этого слова) избавились от многих предприятий. Например, был Харьковский завод тракторных двигателей, харьковский завод «Серп и молот» – это предприятия, которые могли производить продукцию, но, конечно, их работу нужно было перестроить. У ХЗТД были новые технологии, но объем производства был ориентирован на весь Советский Союз. А у нас началась приватизация, акционирование, многие предприятия стали банкротами, их просто-напросто разворовали те, кто взял их в собственность», – заявила она.

Соответственно, и рецепт решения проблемы весьма простой – инвестировать в технологии и преодолеть коррупцию.

«Сегодня для того, чтобы изменить ситуацию, нужны колоссальные государственные вложения в развитие той промышленности, которая дает доходы. Сейчас был принят Налоговый кодекс. В нем есть позитивные моменты – финансовая поддержка самолетостроения, судостроения, сельхозмашиностроения. То есть наконец-то сделан шаг в направлении поддержки предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию, которая может экспортироваться. Но результат от этих шагов будет не скоро, и нам надо как-то продержаться. Должна быть серьезная борьба с коррупцией. Налоговый кодекс вызвал много нареканий, но я разговаривала со многими представителями малого, среднего бизнеса, с теми, кто сидит на едином налоге, у них звучит такой лозунг: прекратите воровать (это кивок в сторону власти) – и мы тоже будем честно работать. До тех пор, пока мы не искореним коррупцию, у нас порядка не будет», – уверена Александровская.

Наиболее жесткими оказались оценки лидера украинских прогрессивных социалистов Натальи Витренко. Касались они как существующих проблем и их последствий в экономике, так и ответственности людей, призванных эти проблемы решать по долгу службы.

«У этого правительства, у этого режима ничего не получится. У них будет постоянно расти внешний долг, постоянно будет расти дыра бюджета. Путь, который 19 лет навязывают Украине на превращение нашей экономики в сырьевой придаток Запада, – это путь абсолютно тупиковый. Мы теряем свой потенциал. Вместо того, чтобы перерабатывать здесь сырье, мы его вывозим. И сегодня структура экспорта Украины – это структура экспорта банановой республики: 80 % экспорта – это сырье. Для того, чтобы перейти на завершенный цикл производства и сырье перерабатывать, нужно решить две проблемы: внутреннего рынка и внешнего. Внутренний рынок – это рост зарплат и пенсий, чтобы люди могли потреблять. Внешний рынок – это сбыт продукции за рубежом. Внешний рынок для готовой продукции из Украины отсутствует на Западе. Западная экономика наших товаров не воспримет. Это аксиома, это нужно понимать. Следовательно, рынок сбыта надо искать на востоке. Как его обеспечить? Войти в Единый таможенный союз, в Единое экономическое пространство. Получить возможность прихода инвестиций под завершение процесса производства, под производство готовой продукции. Это единственный путь, другого нет», – считает она.

По мнению лидера ПСПУ, нынешняя власть неминуемо приведет государство к дефолту.

«Партия регионов с Януковичем и Азаровым этот путь отбросили, и они тупо, как зомбированные попугаи, наколотые наркотиками западными, долдонят одно и то же: альтернативы евроинтеграции нет, в Таможенный союз и ЕЭП они вступать не будут. Это человеконенавистнический режим Януковича и Азарова. И мне очень жалко, что я сама поддерживала Януковича, думала, что он реализует этот поворот на восток, а он оказался таким же ущербным человеком, как и Ющенко. А когда все грохнется и Украина объявит дефолт, они сядут на чартерные самолеты и умотают за границу, и мы потом будем через Интерпол разыскивать Януковича, Азарова, Тигипко и всех этих деятелей, потому что они будут квалифицироваться как государственные преступники, доведшие страну до банкротства», – утверждает Витренко.

Разбавить эти разгромные характеристики сладостью надежды на то, что все будет хорошо, взялся регионал Владислав Лукьянов. И благодаря свободному оперированию цифрами, известными ему по работе в бюджетном комитете парламента, придать оптимизма в этой драматичной ситуации ему удалось. Ведь не с потолка же он взял свои показатели? А значит, его прогнозы и оценки более компетентны, чем голая теория других политиков.

«У нас был очень сложный август, когда сложилась наиболее сложная ситуация с наполнением бюджета за счет поступления налога на прибыль. С тех пор ситуация стабилизировалась, изменилась в лучшую сторону, то есть в остальные месяцы мы смогли выполнить бездефицитный бюджет, а в последние месяцы даже сокращаем дефицит бюджета», – призывает верить в лучшее он.

Депутат считает, что дефицит бюджета удастся удержать в нужных рамках, а поэтому внешний долг до катастрофических размеров расти не будет.

«Налоговые поступления жестко коррелируются уровнем экономической активности. У нас наблюдается рост промышленного производства, рост ВВП, то есть в целом у нас позитивная динамика. При этом удается сохранить приемлемые темпы инфляции. По итогам полугодия мы получили темпы роста ВВП выше, чем те, которые заложены в бюджет. 3,7 % было заложено на рост ВВП по сравнению с 15-процентным падением в прошлом году – это вообще героический результат. Но даже этот показатель, которые многие считали оптимистичным, по итогам полугодия мы перевыполнили: рост ВВП был на уровне 6 %, и по итогам года цифра будет на этом же уровне. ВВП прогнозное на 2011-й год на уровне 1 трлн. 253 млрд. грн., доходная часть бюджета на уровне 360 млрд. грн., расходная на уровне 400 млрд. грн. Исходя из этих цифр мы видим, что бюджетный дефицит укладывается в 3,5 %. Так что в целом я не хочу сказать, что ситуация радужная, ситуация тяжелая – поднимать экономику, которую уронили на 15-20 %, очень тяжело, но тем не менее мы видим, что динамика позитивная», – объяснил Лукьянов.

Кто из сведущих в теме людей более прав? Тигипко, сдержанно побаивающийся негативной динамики изменения госдолга, Лукьянов, у которого все экономические показатели достаточно неплохо выглядят, или Витренко, для которой страна уже фактически «дефолтнулась», осталось лишь дождаться юридического подтверждения этого факта? Как обычно, покажет время. Ну и, наверное, поведение самого Тигипко. От него, в отличие от остальных фигурантов нашей статьи, в экономике действительно что-то зависит. А потому ему стоит пожелать в работе тех самых прагматизма и здравомыслия, в наличии которых он так стремился убедить электорат в ходе последней избирательной кампании. Дабы работалось вице-премьеру так, чтобы не приходилось больше пугать общественность неожиданными экспрессивными оценками экономической ситуации, более уместными для лексикона особо колоритных оппозиционных политических лидеров.