Русская гражданская война
22.12.2010 07:35
...русскими националистами и представителями кавказских общин. В одном из наиболее крупных городов Европы была ситуация реальной уличной войны. И никто не сказал, что она завершилась.

Аналитики успели провести параллель между сегодняшними событиями с загадочными по своей причине массовыми беспорядками на Манежной площади в 2002 году.

Манежная-2002

Автору этой статьи тогда «посчастливилось» быть жителем российской столицы, и чтобы понять, откуда растут корни сегодняшнего насилия, уместно вспомнить события 2002 года.

9 июня 2002 года все тоже начиналось со сборища фанатов на Манежной площади. Тогда Россия играла матч чемпионата мира со сборной Японии, и в центре Москвы были установлены большие экраны, на которых показывалась игра. Когда матч стал завершаться победой японцев, в экран полетели бутылки. Потом началось побоище, закончившееся гибелью двух человек от ножевых ранений. Как и в событиях 11 декабря этого года, милиция была весьма пассивной. Те, кто бывали в центральной части Москвы, знают, что милиции там и в «мирные» дни навалом. Тем более странно, что скопление футбольных болельщиков не было встречено заградительными отрядами милиции. Тогда у очевидцев событий было четкое впечатление срежиссированности побоища на фоне странного бездействия больших подразделений милиции.

Эпизод с побоищем на Манежной площади в 2002 году так и остался полузабытым, но свою роль сыграл. Он очень удачно лег в политику построения «вертикали силовой власти», которую тогда проводил президент Путин.

Побоище проходило под пьяные выкрики «Узкоглазые ублюдки!», и надо признать, автора этой статьи очень огорчила последующая реакция знакомых москвичей. Они поддержали фанатов. Злость на приезжих кавказцев и среднеазиатов, на их легкость в освоении московской торговли привела к тому, что действия погромщиков стали оправдывать даже самые мирные, законопослушные граждане. Те, кого никак не заподозришь в симпатиях к фашистам. Наверное, это и было самой большой неожиданностью тех дней.

И вот восемь с половиной лет спустя ситуация повторилась. Манежная площадь возле Кремля, в Москве играющая такую же роль, как и Майдан в Киеве, снова стала ареной массовых беспорядков. Да, были буйства футбольных фанатов в Англии. После наиболее кровопролитных из них английским футбольным клубам на пять лет даже запрещали принимать участие в международных соревнованиях (события 1985 года на брюссельском стадионе «Эйзель»). Были знаменитые мятежи парижских арабов, когда полыхали предместья французской столицы (события 2005 года). Но нельзя не отделаться от впечатления, что нынешние беспорядки на Манежной носят сугубо российский характер.

Если в полицейском городе, коим является Москва, на улицы выходят толпы людей с арматурой, значит это кому-то нужно. Не секрет, что первые полуфашистские группы, возникавшие в Москве еще в восьмидесятые годы, плотно курировались спецслужбами. Их держали на всякий случай.

Манежная-2012?

И вот случай представился. Как полагают российские политологи, беспорядки на Манежной площади и в районе Киевского вокзала стали стартом президентской предвыборной кампании 2012 года.

Ясно, что эти события и последовавшие за ними массовые задержания сторонников радикальных организаций полностью перечеркнули возможность либерального переустройства России: когда с одной стороны орет толпа фанатов-националистов, а с другой на них прутся «кавказцы» – либералам нечего сказать. Трудно, к примеру, представить Гарри Каспарова, разнимающего битву между такими двумя бандами.

Усиление межнациональных конфликтов ослабляет позиции президента Медведева. Кому сейчас дело до его Сколково, айпадов, модернизаций. На повестке дня оказывается проблема наведения порядка в стране. Ситуация очень схожа с 1999 годом, когда напуганные угрозой чеченского терроризма россияне поддержали не дорожника Лужкова, а силовика Путина. Вот и сейчас Путин, по-прежнему контролирующий силовые структуры, оказывается востребован российским обществом. Тогда были чеченцы, сейчас – русские экстремисты и «кавказцы». Это даже похлеще угроз 1999 года. Тогда война была далеко, на Кавказе. Ее якобы принесли в Москву чеченцы в виде взрывов жилых домов. Но война все равно была далеко.

А сейчас война идет на улицах российских городов. Уличная война, которая может вспыхнуть в любой момент, в любом месте. И развязать ее могут не пришельцы с гор, а соседи, живущие в твоем доме.

Проблема только в том, что, играя, можно и заиграться. Если власти и спецслужбы действительно выращивают экстремизм с двух сторон для решения стратегических задач внутренней политики, то джинн может выскочить из бутылки. Гремучая смесь русского радикального национализма и экстремизма кавказских и среднеазиатских диаспор может выйти из-под контроля своих разработчиков.

Ситуация уже резко отличается от 1990-х или начала 2000-х годов, когда никому и в голову не могло прийти, что кавказские общины смогут вызывать русских экстремистов на уличную войну в центре Москвы. А сейчас это происходит. Россия в этом плане стремительно догоняет Францию, где есть и отдельные районы арабских общин, и общины эти считают себя вправе пытаться диктовать правила игры по всей стране. Ситуация в России динамично меняется, и трудно делать прогнозы, в какую сторону пойдет развитие межнационального конфликта. Но его размах уже дает основания говорить о том, что популярным в Москве будет не только русский национализм, но и много других. И возможно, технологи этого межнационального конфликта еще не один раз пожалеют, что исходя из мелочных планов и мелких амбиций затеяли эту всероссийскую бучу.