Компартия очистилась от коммунистов
28.12.2010 07:10
...времени, «бабло победило зло».

Разумеется, злом был объявлен Грач, которого еще в феврале 2009 года торжественно исключили из президиума ЦК КПУ. Формально – за внесение раскола в сплоченные ряды украинских коммунистов, тесно сгрудившихся вокруг своего вождя Петра Симоненко. Сплетники же не без злорадства утверждали, что причиной всего был бес, который вселился в ребро первого секретаря КПУ.

Как теперь уже известно всем, однажды Петр Николаевич закрутил роман с молодой журналисткой, ради которой решил бросить свою первую супругу. Дело не такое уж и сенсационное для высоких кругов украинской политики, где зачастую случаются грешки и похуже. Возможно, всё это осталось бы на уровне новостей светской жизни, однако Грач решил выступить в роли блюстителя коммунистической морали. И гневно, публично указал обличающим перстом на своего шефа, словно ветхозаветный пророк Илия на погрязшего в язычестве царя Ахава. Вот якобы из-за этого его и «поперли» из президиума.

На самом деле их отношения испортились гораздо раньше. Можно даже сказать, что они не сложились изначально, когда КПУ только создавалась. И личная жизнь тут была совсем ни при чем. Просто Грач – это единственный реальный соперник Симоненко, привыкшего к культу собственной незаменимости и крайне отрицательно воспринимающего любых потенциальных конкурентов.

Действительно, если посмотреть на ближайшее окружение Петра Николаевича, то там совсем не видно ярких независимых личностей. Руководство КПУ представляет собой лишь бессменного вождя Симоненко, никогда ни во что не встревающего штатного вице-спикера Адама Мартынюка и нескольких серых личностей, изредка дающих небольшие интервью. Еще был Грач – но был в Крыму, где долгое время именно благодаря ему коммунисты получали хорошую поддержку избирателей и присутствовали в органах местной власти не только в качестве оппозиции. Наверное, именно поэтому Грача и терпели. Он был очень полезен для КПУ, и это перевешивало все личные неприязни к слишком строптивому и радикальному товарищу, любящему рубить правду-матку.

Но затем произошли два очень важных и роковых для Компартии события. Во-первых, КПУ стала сильно зависеть от своих старших коллег по парламентской коалиции, то есть Партии регионов. Слухи о том, что коммунисты находятся на содержании олигархов-регионалов, и не только финансовом, сегодня уже даже не воспринимаются как слухи – в этом просто убеждены многие. А наши министры-капиталисты вряд ли стали бы спонсировать тех, кто реально собирается сбросить иго буржуинов. Другое дело – поддерживать тех, кто даже не создает видимость борьбы с эксплуататорами трудового народа, а лишь морочит трудящимся головы ностальгическими воспоминаниями о СССР, гневно обличает преступления ОУН-УПА и козни наймитов ЦРУ. Словом, старательно уводит электорат от темы серьезной социально-классовой борьбы, помогая сохранять столь важную для успешного бизнеса «стабильность».

Конечно, время от времени фракция КПУ в парламенте пыталась изображать себя борцом за народное счастье, даже отказывалась голосовать за слишком уж «пробуржуазные» законопроекты и грозилась выйти из коалиции. Но этим в последнее время вызывала лишь смех у регионалов, которые прекрасно понимают, что их младшие партнеры прочно сидят на крючке и никуда уже не денутся. Слишком уж привыкли они к своим должностям, привыкли к стабильным доходам, крутым тачкам, уютным домикам в элитных поселках. Вот и Петр Николаевич, говорят, уютно устроился в новой трехэтажной «хатынке» стоимостью, по слухам, миллиона на полтора. Не гривен, разумеется.

Вторая проблема отчетливо проявилась на последних выборах в местные органы власти. Это было огромное желание регионалов взять в свои руки Крым, попутно вышвырнув из тамошних кресел коммунистов. Мотивы назывались самые разные: разгромить самую мощную электоральную базу Компартии в целом, нанести удар исключительно по команде Грача, зачистить Крым от всех потенциально опасных для ПР политических конкурентов (настоящих и будущих), просто взять власть и прибрать к рукам экономический потенциал полуострова.

Думается, что материальные соображения для регионалов всегда были и будут превыше всего. Но верными являются и другие причины. Можно даже сказать, что в Крыму одним ударом решались сразу несколько вопросов. «Донецкие», как известно, выборы выиграли и наводнили автономию своими людьми, а вот коммунисты потерпели серьезное поражение, вину за которое ЦК тут же возложил на Леонида Грача и своим решением 11 декабря отстранил его от поста председателя Крымского рескома КПУ.

Но Леонид Иванович не стал молча капитулировать – собравшийся через три дня республиканский комитет Крыма восстановил его в прежней должности, а сам он обрушился с резкой критикой в адрес киевских товарищей. Но второй удар ЦК был более жестким: Крымский реском распустили, а Леонида Грача исключили из фракции КПУ в Верховной Раде и вообще выгнали из рядов Компартии!

Причем на этот раз в среде крымских коммунистов произошел раскол: некоторые местные секретари поспешили одобрить решение ЦК – кто с показным энтузиазмом и публичным осуждением «раскольников партии», а кто печально разводя руками. Не станем утверждать наверняка, но, возможно, свою роль сыграла угроза прекратить финансирование местных организаций из центра, а жить на самообеспечении крымским коммунистам, потерявшим власть, теперь вряд ли получится. Вот так «бабло победило зло». Причем нетрудно догадаться, откуда оно, это «бабло».

В принципе, в этой истории интересы регионалов и Симоненко во многом сошлись. Конечно, КПУ потеряла Крым, потерпев разгром на тамошних местных выборах. Но зато Петр Николаевич получил, наконец, чудесную возможность избавиться от своего давнего конкурента. Возможно даже, для него эта возможность стоила потери Крыма. Кроме того, можно предположить и такую фантастическую версию: за снятие Леонида Грача кое-кто получит от кое-кого некоторую компенсацию. Может быть, личную, а может быть, и на «нужды партии». Ведь Грач давно уже является неудобной, мешающей фигурой не только для лидера КПУ, но и для регионалов.

Как бы там ни было, но изгнание Грача из Компартии в итоге стало еще одним гвоздем в крышку её гроба, который уже давно с упоением заколачивает команда Симоненко. Еще 10 лет назад КПУ была едва ли не самой реальной политической силой (и то умудрилась продуть президентские выборы), сейчас коммунисты рады преодолеть проходной барьер в парламент и отдаться там в обмен на место вице-спикера. Ряды коммунистического электората стремительно тают: пенсионеры от такой жизни массово вымирают, а молодежь не находит для себя ничего интересного или полезного в заунывной агитации КПУ, напоминающей передовицы «Правды» времен брежневского «застоя».

И ведь дело не в том, что Компартия украинцам не нужна – как раз наоборот, в сложившейся общественно-политической и социально-экономической ситуации Украине нужны не националисты, не «профессионалы» и уж подавно не Литвин, а различные левые партии и движения, которые бы реально действовали в интересах миллионов «маленьких украинцев» – кто парламентскими методами, а кто и ультраправыми (как в любой нормальной западной стране). Но, видимо, как раз это и пытается не допустить нынешняя украинская «элита».

Однако есть мнение, что изгнание Леонида Грача из КПУ было не победой, а большой ошибкой его недоброжелателей. Пока Леонид Иванович состоял в партии Симоненко, он не только тянул её наверх своим авторитетом, но и она утаскивала на дно его имидж. Сейчас у него освободились руки, и если он не станет тратить время на бессмысленную грызню с Петром Николаевичем в попытке восстановить статус-кво, то у него появляется шанс начать собственную политическую игру, где ему уже не будут мешать товарищи из Киева.