Год ТигрЯника
29.12.2010 11:49
...Президента. С новым оппозиционным годом, дорогая, и с новым годом у власти, Виктор Федорович!

Вспомнили, как все начиналось? Какой неуверенной казалась победа Януковича? Президент, не набравший 50 % голосов во втором туре, – первый такой случай в истории страны… Как тогда распинались политики и политологи, доказывая, что столь слабый показатель заставит победителя чувствовать себя неуверенно, действовать с оглядкой на оппозицию и так далее. Насмотрелись, называется, на жизнь с оглядкой на кого-то за пять лет – отвыкли от написания титула Президент с большой буквы… О чем теперь рассуждают тогдашние эксперты?

Наверное, о том, что нравится им это или нет, а 2010-й можно с полным правом называть годом Януковича. Годом Тигра, кстати, по восточному календарю. Зверя хищного, название которого восходит к древнеперсидскому корню со значением «острый», «быстрый». Название, кстати, мужского рода, а не женского.

Что-то не только «гендерное» было в триумфаторе года от его символа-зверя. Все делалось будто бы в невидимой полемике с предыдущим властителем Банковой, да простит эта улица и белое здание на ней столь громкое слово, как «властитель». Точнее, даже не полемика это была, а запоздавший мастер-класс: как надо было… Решения принимались быстро и исполнялись четко, без набившего оскомину соплежуйства и растекания по древу акцептами, уникальностями и «любыми друзями». Уже в мгновенном переименовании «секретариата» в «администрацию» Президента легко читалось: теперь все будет совершенно по-другому.

И действительно, менее чем за год Янукович добился в политике большего, чем его предшественник за пять лет. Стал Президентом – страна почувствовала, что у нее появился хозяин, рулевой, а не философствующий культуролог около перекошенного штурвала. Почувствовал это и парламент, оперативно переформатировавшийся под новую конфигурацию власти. Почувствовало правительство, ставшее работать одним механизмом с Главой государства в контраст набившим оскомину конфликтам с ним. Почувствовали регионы, которым теперь не надо танцевать между озабоченными собственной холодной войной руководителем страны и руководителем Кабмина. Вдруг модной и наполненной смысла стала фраза: «быть солдатом команды Президента». Возможно, в своеобразной «зачистке» страны гвардией победителя выборов и было что-то военное. Главное, эффект очевиден. К силе потянулись. А Янукович смог эту силу всем достаточно явственно продемонстрировать.

Дело не только в том, что 2011-й его главный оппонент по президентской кампании встречает «подзатасканной» вызовами в Генпрокуратуру и с подпиской о невыезде, а далеко не последние члены ее команды и вовсе за решеткой. Дело в умении четко ставить цель и быстро ее добиваться. Тут не надо говорить о выполнении или невыполнении предвыборных обещаний – всяких там пятилетних налоговых каникулах для малого бизнеса и прочей, прости Господи, чепухе. Мы живем в Украине и уже давно должны были понять, что лозунги избирательной кампании – это не совсем (а правильнее: совсем не) подлинные цели человека, баллотирующегося на высокую должность. Альфа и омега политики – борьба за власть. И на этом поприще Янукович в 2010-м преуспел.

Он быстро провернул то, что ожидали от Виктора Ющенко еще в 2005-м – отменил пресловутую политреформу. Более того, не просто вернул себе полномочия, которыми владел Леонид Кучма, но даже расширил их за счет заполнения возникшего в этой связи законодательного вакуума новыми документами. Янукович свел к минимуму участие парламента в деле назначения министров и надзора за работой правительства. Он заполучил контроль за судами, и в первую очередь – Конституционным. Везде – от Нацбанка, налоговой и прокуратуры до райгосадминистраций – порассаживал своих. Расхожей стала шутка: «В Донецке люди боятся выходить на улицы – их отлавливают и отправляют на руководящие должности в Киев».

Ситуация с нейтрализацией мэра Киева Леонида Черновецкого, чего так долго и безуспешно добивалась та же Тимошенко в бытность премьером, стала показательной: власть сделала ровно то, что считала для себя выгодным. А если где-то это могло быть не по закону – изменила закон или с помощью судов так истрактовала его, что невозможное стало возможным. Янукович провел местные выборы таким образом, что обеспечил себе комфортный фундамент в виде поддержки региональными элитами в большинстве областей страны. И пусть официальная оппозиция оказалась отстраненной от участия в избирательных кампаниях в двух регионах Украины, а в самом Киеве выборы вообще не проводились – это тоже было проявление силы. Как власть хотела – так и сделала. Демократический Запад, конечно, поворчал немного, но скорее для галочки и не более того – молчаливый «респект» наведению после нескольких лет государственной анархии пускай и специфического, но все-таки порядка, выразили и там.

Очевидным это стало ввиду внешнеполитической активности украинского Президента. В этом году он успел добиться успехов практически на всех важных направлениях зарубежной деятельности. Евросоюз получил внятный сигнал о готовности Украины «не словом, а делом» добиваться продвижения интеграционных процессов, США и ООН были покорены инициативами Януковича по ядерному разоружению, динамично развивающийся Китай увидел в украинском «Тигре» и его государстве надежного экономического партнера в Восточной Европе, а Россия – прогнозируемого и «правильно мыслящего» друга.

Януковичу удалось заново заполучить замороженную было кредитную линию МВФ и снизить цену на российский газ, что сбило давление на украинскую экономику. Был принят ряд важных законодательных документов – об основах внешнеполитической деятельности и безопасности, о налоговой системе. Причем Янукович забрал себе позитивную роль «оператора, находящегося над схваткой», тогда как все негативы «выгребать» пришлось Бродскому, Тигипко, Азарову и т.д. Протесты против Налогового кодекса были в итоге достаточно успешно разрулены старым проверенным способом: сдержанный компромисс (пряник) плюс разгон палаточного городка (кнут). Улица оказалась в силе что-то сказать Януковичу и быть услышанной им, но бессильной существенно изменить намеченные планы Президента. Стороны прощупали на крепость друг друга, и вряд ли «вторые майдановцы» могут всерьез говорить о своей победе в 2010-м, как имели на это право «первые» в 2004-м.

Сколько острой иронии вызвало, казалось бы, противоречивое словосочетание «Стабильность и реформы», ставшее поначалу названием провластной коалиции в Верховной Раде, а затем и принципом работы президентской команды! Между тем именно политическая стабильность и начало реформ в экономике стали залогом того, что по итогам года Янукович остается безоговорочным лидером электоральных симпатий украинцев, опережая ближайших преследователей на внушительные для социологии 10-20 %. Ему продолжают верить.

Это совсем не означает, что вся деятельность Януковича в уходящем году должна вызывать бурный щенячий восторг и подлежит овациям. Нет. Более того, в раздающейся подчас очень громко критике Президента есть очень много справедливых слов, и для нее предостаточно веских оснований. Например, одних тревожит слишком уж «пророссийская направленность» нового украинского лидера, «сдающего» соседям «национальные интересы». Другие, наоборот, не могут понять, почему до сих пор не воплощены в жизнь многолетние обещания по повышению статуса русского языка и т.п. И каждый, очевидно, прав, как и сам Президент, пока еще не слишком расторопно балансирующий между разными полюсами самого украинского общества и подпитывающими их крупными внешнеполитическими центрами.

Но это на данном этапе – издержки. Без ошибок и просчетов никакое дело не делается, тем более, что на президентов у нас не учат в университетах и академиях, ими становятся уже в процессе работы в этой должности. Речь всего лишь о том, что Януковичу эта наука, судя по уходящему 2010-му году, дается легче и быстрее, чем другим. Именно поэтому этот год безоговорочно признан его годом. Он добился за указанный сравнительно небольшой промежуток времени большего, чем кто бы-то ни было еще из украинцев. Это факт, не зависящий от политических симпатий того или иного человека. И его нужно просто уметь признать.