«Мирный» атом не стареет?
30.03.2011 11:48
...ядерной энергии и контроля над ней. Безопасность, как показывает жизнь, пока никто гарантировать не может – и самые совершенные технологии не в силах устоять против ударов природы. Контролировать же процессы в критических условиях удается отнюдь не всегда...

В свете таких размышлений мир чуть серьезнее посмотрел на атомную энергетику. Если раньше убежденность, что все предусмотрено и контролируемо, позволяла принимать решения в данной сфере несколько расслабленно, то сейчас эти подходы пересматриваются. «Отжившие» свой срок реакторы теперь, скорее всего, модернизировать и продлевать срок их действия уже не будут, строя взамен что-то более современное и совершенное в плане безопасности. Повысят и сами стандарты этой безопасности.

Только коснется ли это Украины? В ходе «круглого стола» в Институте Горшенина эксперты в энергетической области выразили мнение, что скорее нет, чем да. Скорее всего, термины эксплуатации стареющих украинских реакторов вновь продлят лет эдак на 20. Причина, по их мнению, кроется в экономике: строить новое, пока может работать старое – невыгодно. Плюс денег на новое банально нет. Поэтому страна продолжит сидеть не то что даже на пороховой бочке, а на дряхлеющем ядерном реакторе. Что в свете актуального «фукусимского» вопроса «Бабахнет или нет?» не тревожить просто не может.

Поэтому From-UA попросила помощи у политиков и политологов в поисках ответа на сложные и важные вопросы. Какие риски берет на себя Украина вместе с продлением сроков службы старых реакторов на АЭС? Что можно этому противопоставить? И как вообще контролировать такой небезопасный «мирный» атом?..

Не видит хороших перспектив в ответе крымский коммунист, внефракционный депутат Леонид Грач. По его мнению, Украина не сделала никаких выводов из аварии на ЧАЭС, а мировое сообщество не предоставило нашей стране обещанную помощь.

«Мы сегодня тоже сидим на вулкане. Какие процессы происходят после 1986 года в среде обитания человека, животных, растительного мира, знает только узкая группа ученых, и никакого противоядия, по большому счету, не вырабатывается. У нас пошел рост онкологических заболеваний, особенно в тех областях, которые получили облучение. Это общая трагедия, а не локальная отдельного человека», – считает он.

По его словам, пример высокоорганизованного, высокоответственного и высокоинтеллектуального японского народа показал, что когда происходит такая беда, рецептов спасения просто нет.

«Причины вывода из строя атомного реактора могут быть самые различные, они не прогнозируемы и не зависят ни от человека, ни от природы. Нам надо пытаться сделать вывод, что нам нужно делать дальше. Мы зациклились, что атомная энергетика – это энергетика будущего. Но она энергетика настоящего, и надо думать человечеству, как обезопасить и как создать другого вида энергетику, которая бы в случае неисправности или других катаклизмов не приносила такие страшные последствия для человечества, как атом», – уверен Грач.

Не радуют позитивными настроениями и выводы нардепа от НУ-НС Юрия Костенко. По его словам, пока мир пересматривает свои ядерные стратегии и концепции, Украина поступает безответственно.

«Руководствуются, как при коммунизме, целесообразностью экономической, политической, еще какой-нибудь, только не тем, что в центре внимания демократической страны должна стоять безопасность человека. Именно этим я могу пояснить рекомендации т.н. украинских экспертов относительно эксплуатации изношенных реакторов», – сказал он.

Политик утверждает, что ни один из нынешних реакторов в Украине вообще не отвечает требованиям современной ядерной безопасности.

«Как человек, который работает в этой сфере больше 20 лет, могу сказать, что мы как были в СССР приучены принимать решения на авось, так эта система принятия решений перекочевала в независимую административную украинскую систему, потому что власть не изменилась после провозглашения независимости, и так на авось мы действуем все 20 лет. Потому что наличие мирного атома – это самый короткий путь, если припечет, к использованию ядерной энергии в военных целях. Именно поэтому ядерная энергетика еще существует и развивается», – уверяет Костенко.

Чуть менее фатально смотрит на проблему представитель БЮТ в Верховной Раде Михаил Волынец. По его мнению, ядерная энергетика сама по себе такова, что постоянно существуют какие-то риски, и даже в наиболее развитых странах происходят временами разного рода аварии.

«Отработанные реакторы, даже модернизированные с точки зрения техники безопасности, все равно являются проблемой. Поэтому МАГАТЭ держит это на контроле и не один раз проверит, как работают эти реакторы», – считает он.

Выход политик призывает искать в использовании альтернативных источников энергии, хотя и отмечает, что в нашей стране для этого не сделано практически ничего. Сланцевый газ, по его словам, не разрабатывается, потому что властям предержащим выгодно спекулировать газом российским, гидроэлектростанциями и добычей угля всерьез никто не занимается, равно как и перспективным ветряным направлением.

«То есть альтернативы ядерной энергетике в Украине нет. Ядерная энергетика не развивается, она просто эксплуатируется», – констатирует Волынец.

Еще оптимистичнее смотрит на украинское ядерное будущее нардеп от Партии регионов Валерий Коновалюк. Он уверен, что постоянный и максимальный контроль над реакторами должен быть всегда, в то же время нужно постепенно переходить на более современные технологии.

«Я убежден, что надо постепенно выводить реакторы из эксплуатации, срок действия которых закончен, особенно той конструкционной модели, которая соответствовала аналогичному реактору на ЧАЭС. Безусловно, как государству нам необходимо переходить на замкнутый цикл производства и утилизации ядерного топлива. Это даст нам и определенную экономию, и эффективность», – сказал депутат.

И добавил, что атомная энергетика в Украине является не только основной для производства электроэнергии для собственных нужд, но и серьезной экспортной перспективой.

«В странах ЕС введен мораторий, в частности в Германии временный, на приостановку решения о продолжении эксплуатации атомных станций. И я убежден, что немцы уже в ближайшее время выведут более 7 станций блоков из эксплуатации, которые имеют уже предельный возраст. И Украина сможет стать одним из экспортеров электроэнергии в Европу», – подчеркнул Коновалюк.

Не видит никаких проблем в продлении сроков действия реакторов глава Госфинуслуг Василий Волга.

«Совершенно нормальная практика, это делалось неоднократно. После определенной модернизации и под постоянным контролем реакторы ВВЭР-1000 работают вполне надежно, поскольку сама их конструкция - одна из самых удачных в мире. Но, конечно, это не вечный процесс, и реакторы из эксплуатации нужно выводить, запуская взамен новые. Вот в это все и упирается. Во-первых, для такого строительства требуются капитальные вложения, которые сегодня мы можем найти только за границей. Во-вторых, есть политический фактор, который всегда и был главной помехой», – отметил он.

По мнению чиновника, информационные кампании ядерной небезопасности в Украине раздуваются специально и призваны они в первую очередь удовлетворить интересы зарубежных игроков.

«Вспомните, как специально обученные организации накручивали людей, рассказывая им об ужасах радиации, «оккупации», страшном вреде для экологии. В итоге мы лишились системы противоракетной обороны, ядерного оружия, стратегических бомбардировщиков, закрыли Чернобыльскую АЭС, остановили все стройки в атомной энергетике. Как следствие – «посыпалась» фундаментальная наука, свернули до мышиной возни работу «оборонки». Лучшие инженеры и ученые остались на улице, закрылись или почти свернули производство ведущие в прошлом институты и заводы, делающие оптику, электронные системы, авиационные и ракетные двигатели. Еле дышит авиастроение, предприятия специального и химического машиностроения, автозаводы делают крупноузловую сборку иностранных машин и автобусов, ничего не развивая, армии как таковой нет. Атомная энергетика – практически последняя высокотехнологичная отрасль, оставшаяся в Украине, располагающая достаточным количеством специалистов и, что главное, обеспечивающая им более-менее достойные условия для работы, жизни и отдыха. Отрасль дает почти половину всей электроэнергии, вырабатываемой в Украине. Нам нужно развивать атомпром, выходить на производство собственного ядерного топлива, входить в мировой рынок со своей продукцией, специалистами, технологиями. Этого там многие не хотят. Мировому рынку выгоднее видеть нас в лаптях и с сохой», – считает Волга.

Разделяет его беззаботность и политолог Михаил Погребинский.

«Я считаю, что не надо выводить из эксплуатации, надо просто более пристально следить за безопасностью и делать квалифицированно профилактику», – сообщил он и выразил убеждение, что, действительно, никто прекращать работу этих реакторов в Украине не будет.

«Поэтому я присоединяюсь к позиции большинства специалистов, которые считают, что не надо торопиться с выводом реакторов из эксплуатации, но, конечно, необходимо повышенное внимание к безопасности, возможно, даже какие-то дополнительные меры, кроме тех, которые обусловлены стандартами законодательства», – сказал Погребинский.

Его коллега по политологическому цеху Александр Палий, в свою очередь, обращает внимание на то, что в мире уже существуют реакторы, которые полностью невозможны для взрывов. Со ссылкой на экспертов того самого «круглого стола» в Институте Горшенина Палий отметил, что раньше эти реакторы были очень дорогими и неконкурентоспособными, а в последнее время их взяли в производство.

«Я думаю, что Украине следует изучить эти технологии с тем, чтобы полностью обезопасить себя от такого рода развития событий, как в Чернобыле и Японии. Кроме того, эксперты сказали, что сейчас возможно развитие солнечной энергетики даже в таких не самых южных странах, как Украина. Элементы, которые преобразуют световую энергию в электричество, стоят в десятки раз дешевле, чем стоили лет 10 назад. И может возникнуть ситуация, когда по хозяйственным потребностям электроэнергия, полученная от световой батарейки, будет очень дешевая, безопасная и доступная огромному количеству населения», – сказал он.

Кроме того, обратил внимание Палий, юг Украины является очень ветреным, особенно в зимнее время.

«Мне кажется, что если ветряная энергетика способна перекрыть хоть несколько процентов потребности страны, это намного лучше, чем перекрывать их за счет ядерной энергии или за счет тепловых электростанций. Кроме того, у нас есть сланцевый газ, если он, конечно, в тех объемах, о которых говорит наше правительство, – 30 млн. кубометров. Если вы посмотрите на сегодняшние запасы в мире, то это просто колоссальный объем, который покрывает потребности Украины на тысячу лет. То есть если это правда, то Украина одномоментно может превратиться в энергетическую державу», – заметил Палий и добавил, что украинцам не нужно «изобретать велосипед» в этом вопросе, а достаточно просто использовать передовой мировой опыт – и результат не заставит себя ждать.

Возможно, это и так. Точнее, теоретически все выглядит хорошо и очень перспективно. Но на практике мир имеет пока что проблемную «Фукусиму» в стране с колоссальным «атомным» опытом и технологиями – «передовее» некуда. Плюс Украину, с ее «чернобыльской консервой» и аналогичными устаревшими АЭС.

От самых умных разговоров самых толковых экспертов эти «грязные» и опасные точки на карте мира никуда не исчезнут. Нужна огромная работа и колоссальные капиталовложения. И тут мы останавливаемся и опускаем руки. Выражение «тушите свет» как нельзя кстати...