Еще не торгуем с ЕС, но уже не торгуем с Россией
02.06.2011 10:47
...супермаркетов продуктами с надписью «Made in Ukraine» и притоке евровалюты в наше Отечество. Речь о начале торговых ограничений, которые вводит против Украины Таможенный союз.

Украинский производитель в итоге может оказаться полностью вытесненным с рынков России, Беларуси, Казахстана местными конкурентами. Впрочем, в самой Украине продолжают утверждать, что власти действуют в интересах РФ и риск отказа от евроинтеграции и вступления в ТС по-прежнему велик. Не исключено, что показательную «порку» Россия устраивает специально, чтобы обеспечить Киев аргументами для смены своей позиции. Более вероятно, правда, что таким образом Россия пытается надавить и напугать Украину, пока та еще не стала членом ЗСТ с Европой и экономически более сильно зависит от РФ.

Однако это гипотезы, а факт есть факт: проблемы в торговле со странами Таможенного союза уже начались. Насколько масштабными могут быть последствия введенных экономических ограничений? Как они могут повлиять на политические отношения между двумя странами? From-UA пыталась разобраться в этом, прибегнув к экспертной помощи.

Это еще цветочки, предупреждает вице-президент Центра экономического развития Александр Кошик. Настоящие проблемы он ждет после создания зоны свободной торговли с Европой. «Тогда (и Россия недвусмысленно об этом заявляет) они должны будут выстроить жесткую таможенную границу для того, чтобы предотвратить, во-первых, поступление на их рынок европейских товаров под видом украинских, а также украинских, которые будут вытеснены с рынка ЕС», – сказал он.

Эксперт отмечает неумение украинской стороны договариваться об участии в международных образованиях на выгодных для своей страны условиях. Так было с ВТО, теперь непонятные условия вступления в ЗСТ диктует Евросоюз, а в результате Украина может и новый рынок не найти, и старый российский потерять. «Потери будут громадные, поскольку все-таки ТС и Россия – это наши основные внешнеэкономические партнеры. И по тем товарам и услугам, где мы можем конкурировать, ЕС нам выход закрывает и не идет ни на какие компромиссы, что приводит к ухудшению условий. Для экономики Украины это будут страшные последствия, она превратится в страну экономического изгоя, к тому все идет, из-за непродуманной политики вступления в ВТО, европейской интеграции, последствия от которой никто реально не просчитывает», – предупреждает Кошик.

Избегает драматических характеристик директор Европейского института политической культуры Александр Булавин. Однако и в его представлении ситуация выглядит достаточно напряженной. «Сейчас на всех рынках идет страшная борьба, тем более, что весь мир готовится ко второй волне кризиса, поэтому, на первый взгляд, ничего удивительного нет», – прокомментировал введение ограничений для украинских товаров эксперт.

Он напомнил, что Президент Виктор Янукович обещал тесное сотрудничество с РФ в ходе своей избирательной кампании, однако сейчас сделал ставку на европейскую интеграцию. «Это одна из очередных точек напряжения в отношениях между Украиной и Россией – раз, и между Украиной и ТС – два. И с учетом того, что ЗСТ якобы продвигается, давление со стороны России усиливается. Поэтому правительство должно выбрать очень четкую стратегическую линию, понятную и для наших украинских производителей, и для наших внешних партнеров, будь то ЕС или Россия», – заметил Булавин.

Не понимает, зачем провоцировать конфликт векторов экономического развития страны, директор Донецкого филиала Института стратегических исследований Юрий Макогон. «Спор о том, может ли существовать одновременно одна зона и другая, некорректен, потому что эти зоны работают в различных сегментах наших товаров. Посудите сами: что мы везем в Европу и что мы везем в СНГ, и в Россию в частности? Что мы привозим из Европы и из России? От России у нас наполовину зависит наш импорт энергоресурсов. Мы ведь из Европы не везем ни нефть, ни газ. Наоборот, Европа через нас от России получает эти же товары. В то же время мы везем из Европы высокотехнологичное оборудование, импортные марки автомобилей. Мы везем совершенно разный экспорт и получаем совершенно разный импорт из этих двух блоков. Почему их сводят воедино политики, для меня не понятно», – сказал он.

По мнению специалиста, украинские власти должны уравновесить отношения с ЕС и Таможенным союзом с максимальной выгодой для страны. «Я считаю, что мы обречены работать на обе стороны. Эти векторы не противоречат друг другу, а дополняют друг друга. Мы может сотрудничать с обоими блоками, но нас в России ждут по одной причине, а в Европе – по другой. И можно было бы нормально сотрудничать. Нет, мы все время пытаемся противопоставлять», – отметил Макогон.

О последствиях такого противопоставления рассказал директор Украинского центра социальной аналитики Евгений Филиндаш. «Меры могут быть очень масштабными, и Украине об этом прямым текстом говорили высшие должностные лица лидера ТС России неоднократно. После того, как при Януковиче Украина продолжает попытки евроинтеграции, ТС предпринимает меры для зашиты своего рынка от чужака, так как Украина является теперь для ТС конкурентной страной, которая не хочет принимать участия в интеграции. И, естественно, ТС будет защищать свой рынок всеми доступными мерами», – считает он.

Собственно, Таможенный союз уже начал это делать, а дальше последуют и другие меры по вытеснению украинских товаров с рынков этого образования. «Это может серьезно ударить по украинской экономике, потому что товарооборот со странами ТС у нас огромный, и большая часть отраслей экономики Украины завязана именно на торговлю со странами ТС. Поэтому эти меры могут серьезно повлиять на украинскую экономику, и виновата в этом, в общем-то, сама Украина, которая предпочла экономические преференции, которые можно было получить в ТС, иллюзорным политическим преференциям, которые обещаются на Западе, причем уже много лет», – заметил Филиндаш.

Более оптимистичен директор Международного института демократии Сергей Таран. «Речь идет о группе товаров, а полного вытеснения украинских товаров не может произойти хотя бы потому, что ТС их не всегда производит, что, прежде всего, ударит по потребителям ТС. Украина, например, производит товары легкой промышленности, которые намного доступнее, чем товары, которые ТС вынужден будет поставлять из других стран», – отметил он.

Эксперт оценил нынешние меры как точечные, потому что в ТС еще надеются, что Украина к нему присоединится. «И эти меры рассчитаны, прежде всего, на те лица, которые могут повлиять на решение власти, которая пока что держит курс на евроинтеграцию, где рынок на порядок превышает рынки тех стран, которые входят в ТС. Если вдруг так случится, что украинские товары будут вытеснять, то с обретением ЗСТ с ЕС эти товары пойдут на Европу», – уверен Таран.

Еще не известно, что выиграла Украина созданием ЗСТ. Собственно, даже саму зону свободной торговли с ЕС еще не создала. Но что проиграла – уже можно даже подсчитать. И результат, если не будет перекрыт позитивным эффектом входа на европейский рынок, будет очевиден и для людей (банкротство предприятий, потеря рабочих мест, оскудение поступлений в бюджет), так и для руководства (потеря голосов избирателей). Поэтому чем дальше от России – тем горячее евроинтеграционные желания властей. Потому что теперь они не просто дань политической моде, а залог собственного выживания. Не только политического, но и экономического.