Прикольный символ Октября
14.06.2011 12:24
...известен всем, кто родился и вырос в Советском Союзе, или хотя бы успел вступить в пионеры…

Действительно, изображение крейсера «Аврора» пестрело на агитационных плакатах и праздничных открытках, появлялось в фильмах об Октябрьской революции и даже помещено на одноименном ордене, считавшемся одним из высших наград СССР. Поэтому спутать его с каким-то иным кораблем, казалось, было невозможно. Но это лишь так казалось.

Дело в том, что «Аврора» была младшей из трех сестриц – серии бронепалубных крейсеров 1-го ранга типа «Паллада». Все три корабля, названные в честь античных богинь «Палладой», «Дианой» и «Авророй», были заложены на Ново-Адмиралтейской верфи российской столицы в 1897 году. Если кто не знает, то столицей тогда был град Санкт-Петербург.

По каким-то причинам строительство корабля растянулось на целых шесть лет! В то время, как «Паллада» и «Диана» уже отправились в свой первый поход в 1901 году, «Аврору» спустили на воду 11 апреля 1900 года, а доводили до ума до лета 1903-го. А затем послали к месту назначения – на Дальневосточный театр морских действий. Все три корабля обладали хорошей дальностью плавания, но не слишком высокой скоростью и весьма умеренным, средним для своего уровня вооружением (до модернизации в 1914 и 1917 годах). Впрочем, для выполнения их роли этого было вполне достаточно.

Дело в том, что все три корабля не зря назывались крейсерами. Их задачей было рейдерство: уничтожение вражеских транспортов на морских линиях, обстрелы незащищенных портов, атаки на десантные суда, разведывательные функции. Надводный крейсер-рейдер нагонял медленно плывущий пароход, давал команде 15 минут на высадку в шлюпки, а потом расстреливал его из пушек. Лишь через несколько десятилетий эту работу отберут у надводных кораблей подводные лодки.

Ну и, в крайнем случае, второстепенной задачей бронепалубных крейсеров было действие в составе эскадры: прикрытие своих тяжелых броненосцев от налетов быстроходных судов противника, сложные маневры отдельными отрядами, авангардная разведка.

Рейдер из «Авроры» был неважный. В то время самым страшным судном для Японии считался «Варяг» – скоростной крейсер, способный парализовать торговые связи Страны восходящего солнца с западным миром. Вот почему против него в первый же день войны была брошена целая эскадра. Зато «Аврора» умело действовала в Цусимском бою и была одним из немногих уцелевших в нем русских кораблей. Кстати, тогда же крейсер получил свой первый мировой рекорд: «Аврора» стала первым в истории кораблем, в лазарете которого установили рентгеновский аппарат. С его помощью корабельный хирург мог отыскивать в теле раненых осколки и осматривать скрытые переломы.

На роль главного революционного корабля «Аврора» попала, можно сказать, случайно. В 1916 году её поставили на ремонт, на одном из заводов Петербурга. Команда, которая за три года войны уже упарилась жить в тесных железных кубриках, рвалась на берег – в кабаки, к бабам! Но слишком строгий командир крейсера Михаил Никольский отменил все увольнительные и попытался установить строжайшую дисциплину во избежание проникновения на борт «разлагающей пропаганды». Результат был плачевным: получив известие о том, что в городе началась революция (Февральская), команда убила капитана, побросала за борт офицеров, и толпа пьяной матросни гурьбой рванула на берег, где от души гуляла до самой осени.

Наконец, революционное сознание проникло в гудящие от похмелья головы матросов «Авроры», и они согласились помочь Петроградского ревкому (состоявшему из большевиков, левых эсеров и анархистов) сбросить надоевшее всем Временное правительство, которое лишь бездарно просиживало в Зимнем, обещая народу «покращення життя». Чтобы «шугануть буржуев», матросы хотели ударить по дворцу бортовым залпом фугасов, но в силу отсутствия на корабле грамотного командования, крейсер занял такую неудобную позицию, что смог лишь пальнуть в небо из одного-единственного нового орудия – да и то холостым.

Тем не менее, этот выстрел назвали историческим, сигналом к революции и началу новой эры. Назвали уже спустя тридцать лет (вообще-то сигнал к штурму первой дала пушка Петропавловской крепости), когда революционный крейсер пришел в полную негодность. Его немного подлатали и даже использовали для съемок фильма «Крейсер Варяг» (временно добавив одну трубу и сняв орудийные щиты), но дальнейшее его использование было невозможным – разве что в качестве учебной мишени.

И тогда кому-то в голову пришла удачная мысль сделать из корабля музей. На дворе как раз вывешивали лозунги «Да здравствует 30-я годовщина Великого Октября», и выделить деньги на реставрацию корабля в условиях послевоенного Ленинграда можно было только под очень веским предлогом, которым и стал миф о том самом «историческом выстреле».

Благодаря этому «Аврора» обрела статус государственной святыни – наряду с красной звездой и профилем Ленина. Корабль поддерживали на плаву даже тогда, когда его корпус прохудился насквозь. Для этого в 1984 году он прошел капитальный ремонт: ему полностью заменили подводную часть и обновили надстройки. То есть сейчас у причала на вечном приколе стоит не оригинал, а более чем наполовину копия исторического крейсера.

Тем не менее, благодаря удачной судьбе, «Аврора» здравствует и поныне, входя в число старейших восстановленных кораблей мира, а также в число кораблей-символов (наряду с «Санта-Марией», «Мэйфлауэром», «Миссури», «Титаником» и др.), в десятку самых известных судов мира и является единственным судном, чей силуэт изображен на государственной награде.