Эхо звездной войны
17.06.2011 10:52
Всё началось с запуска первого советского спутника. Хотя этот шарик мирно накручивал витки вокруг Земли и только «пипикал» в радиоэфире, многие американцы увидели в нем регулярно пролетающую над их головами бомбу. Причем термоядерную! Что, в принципе, было бы вполне возможно. Поэтому спустя несколько дней после этого первого шага человечества в космос, Пентагону уже выделили деньги на то, чтобы скосить его пулеметной очередью. Так началась эпоха разработок оружия для «звездных войн».

Уже первый спутник НАСА был не бесполезной игрушкой, а стал учебной мишенью для первого в человеческой истории космического оружия, которым стала ракета «Орион», запущенная с борта бомбардировщика В-47 13 октября 1959 года. Правда, попасть по цели, летящей со скоростью 28 тысяч км/час, американцам не удалось: они промахнулись на целых 6 километров! Так разработчики оружия для звездных войн столкнулись с первой и самой трудной проблемой – точностью.

Честно говоря, она не решена до сих пор, даже в нашу эпоху сверхвысоких технологий. Почему? Чтобы представить себе, насколько это трудно, попробуйте взять винтовку (если вы являетесь ее счастливым законным обладателем) и попасть из неё в пулю, выпущенную из другой винтовки. Причем на дистанции эдак в полкилометра...

После ряда неудачных запусков работы над первым поколением «космических торпед», запускаемых с атмосферных носителей (то есть самолетов), были прекращены в начале 70-х годов. Тогда обе противоборствующие стороны заинтересовались другим проектом – обитаемой орбитальной станцией. Формально эти «Салюты» и «Аполлоны» предназначались для научных исследований, однако государства выделяли на их создание миллиарды рублей и долларов вовсе не для того, чтобы изучать особенности справления большой нужды в условиях невесомости. Нет, они планировались как первые, пока еще миниатюрные космические фрегаты, охраняющие покой своих держав сверху, непосредственно в космосе.

Каждая такая станция могла отследить самостоятельно спутник противника или получить его координаты с Земли – и выпустить по нему ракету, взрывающуюся облаком стальных шариков. Такой способ был прост и наиболее эффективен. Советские же конструкторы на всякий случай предусмотрели и орудие ближнего боя: на станции «Мир», последнем советском космическом крейсере, были установлены две 20-мм скорострельные пушки. Вот только интересно, неужели американцы действительно попытались бы взять станцию на абордаж?

Однако у наших космонавтов на борту были явно не только зенитные пушки и шрапнельные боеголовки. Что-то очень секретное поступило на вооружение советского космического флота (которого официально не существовало), а главное – что-то очень высокоточное и эффективное. Но до сих пор об этом ходят лишь слухи.

Одни говорят, что это были боевые лазеры необычайно большой мощности. Вроде того, который должен был бы выводиться на орбиту советским челноком «Буран». Другие утверждают, что СССР вернулся к проекту ракет, запускаемых с самолетов, и добился в этом направлении больших успехов. Наконец, третьи уверены, что Советский Союз сделал ставку на автоматические спутники-камикадзе, которые настигали противника в космосе и таранили его.

А дело было вот в чем. Примерно в период 1979-1981 годов появилась информация, что США теряют огромное количество своих разведывательных спутников (или, как их называли, спутников-шпионов), пролетавших над территорией СССР. Ежегодно их запускали десятки, если не сотни – словно они были одноразовые. Однако до и после этого разведывательные спутники служили верой и правдой по несколько лет, так что не было нужды запускать их каждую неделю. Вместе с этим резко возросло и число запускаемых советских спутников и т. н. «грузовых аппаратов».

В общем, в течение нескольких лет СССР и США запулили в космос гораздо больше объектов, чем требовалось бы для создания спутниковой связи, научных экспериментов и разведывательных полетов вместе взятых. Вот почему существует мнение, что в это время между нами и Америкой шла негласная война в космосе: мы сбивали их спутники, они сбивали наши. Причем мы добились в этом куда больших успехов, что и заставило Вашингтон впасть в истерику и объявить о проекте создания системы космической обороны, известной как «звездные войны» Рональда Рейгана.

Но старик Рейган всё равно бы проиграл. Потому что пока американцы лихорадочно пытались создать мощные лазеры, новое поколение «противоракет» и думали, как лучше использовать свои «шаттлы», в СССР появилось новое мощное оружие космической войны. Помните, как на международный авиакосмический салон отправилась необычная парочка – огромный самолет Ан-222 «Мрия» и прикрепленный к нему сверху челнок «Буран»? Говорят, так, мол, хотели просто доставить на выставку новинку советской космонавтики. Однако специалисты считают, что это была вовсе не банальная перевозка груза необычным способом, а открытая демонстрация всему миру нового вооружения: в данном случае самолет «Мрия» выступал как платформа для старта космического челнока-истребителя, которая, периодически подзаправляясь, могла бы нести боевое дежурство в воздухе целые сутки, как это делают стратегические бомбардировщики. Этим, мол, и объясняется, почему гигантская «Мрия» до сих пор не может найти себе иного применения. Это всё равно, как если карьерный «БелАЗ» попытаться приспособить под перевозку картошки.

Однако, как известно, столь увлекательное противостояние супердержав завершилось тем, что Михаил Сергеич капитулировал и сдал СССР американцам со всеми потрохами под наши одобрительные крики. А в качестве напоминания о той эпохе на орбите осталось только забытое «эхо звездных войн»: огромное количество т. н. космического мусора, представляющего собой осколки разбитых спутников и взорвавшихся ракет.