Назад в СССР?
14.07.2011 07:49
...степей Таврии меня занесло в Ровно. Возле железнодорожного вокзала там стоял памятник советским солдатам. Он и сейчас стоит. А с билборда на него смотрел и улыбался застенчивой улыбкой, вспоминая, наверное, как в детстве с наслаждением душил котов, главнокомандующий украинской повстанческой армии гауптштурмфюрер Роман Шухевич в мышиной форме вермахта. Видимо, в черной форме «Schutzstaffel», известных всему миру как СС, его вывесить все же постеснялись.

Ранним утром я ехал в маршрутке по улицам Романа Шухевича, Симона Петлюры, Стефана Бандеры и, как оказалось, проехал нужную мне остановку. Пришлось в отстойнике на конечной дожидаться нового рейса в компании водителя – мужика лет пятидесяти. Я слегка «наехал» на него, что он забыл о моей просьбе подсказать, где выходить. Он миролюбиво извинился, и мы разговорились. Жаль, что не оказались в том раздолбанном микроавтобусе тогдашние президент Ющенко и «премьерка» с «рулем от Украины» на голове. Много бы они узнали о себе нового и интересного. В общем, в выражениях водила не стеснялся, причисление их «к лику» сограждан нетрадиционной сексуальной ориентации на фоне всех остальных эпитетов в его устах звучало чуть ли не ласково. А когда мы уже тронулись, он добавил: «Повернути би все років на двадцять! Таку країну просрали, суки!».

Лет двадцать назад на смену нам уже подрастало пелевинское Поколение Пепси, мы же успели побыть октябрятами, пионерами и комсомольцами. Впрочем, все эти идеологические категории тогда уже давно превратились во внешние атрибуты этапов полового созревания. Многие из нас, всего пару-тройку лет назад вернувшиеся из армии, уже не подходили под категорию «юноша бледный со взором горящим». Мы научились бить, бежать и стрелять. И стрелять не только по мишеням на стрельбище. А главное – мы научились думать, спорить и оценивать. Именно тогда горбачевская перестройка по аналогии с социализмом, так и не войдя в фазу развитой перестройки, приказала долго жить.

Южные территории современной Украины – степная Новороссия и Крым, – некогда ставшие частью Российской империи стараниями Софии Фредерики Августы Ангальт-Цербтской, которая из «маленькой Фредерики» уже превратилась в Екатерину Великую, и среднепоместного дворянина Григория Потемкина, ставшего светлейшим князем, всегда были краями интернациональными и многоязычными. Не было никогда никакой конфронтации и между русским и украинским отделением филфака, где я учился. Вне занятий «укры» говорили на русском или ядреном сельском суржике – смеси русского и украинского, а сокращение в расписании «суч. укр. мова» (сучасна українська мова – современный украинский язык) иначе как «суча мова» не называли. Но именно тогда кое-кто из не служивших в армии стал носить значки с золотым силуэтом пикирующего кречета на синем фоне – гербом варяга-руса Рюрика. Именно этого кречета родоначальник жанра «украинской альтернативной истории» Михаил Грушевский сдуру назвал «тризубом». Его поклонники путано рассказывали о казаках, совершенно забывая о том, что они были многонациональным субэтносом, о Симоне Петлюре и значении трезубца, который называли настоящим, а не коммунистическим гербом Украины. Никто не воспринимал их всерьез. Как оказалось, зря. Это было начало массовой манипуляции сознанием жителей Украины.

16 июля 1990 года Верховным советом Украинской ССР была принята Декларация о независимости, которая предусматривала заключение нового союзного договора с республиками СССР. Вот цитата из этого документа: «Отношения Украинской ССР с другими советскими республиками строятся на основе договоров, заключенных на принципах равноправия, взаимоуважения и невмешательства во внутренние дела. Декларация является основой для новой Конституции, законов Украины и определяет позиции Республики при заключении международных соглашений. Принципы Декларации о суверенитете Украины используются для заключения союзного договора». Вроде бы написано все предельно ясно и однозначно.

17 марта 1991 года состоялся единственный всесоюзный референдум за всю советскую историю. На нем граждане СССР должны были ответить на вопрос: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности». Жители России, Украины, Белоруссии, Казахстана в подавляющем большинстве своем проголосовали за то, чтобы мы и дальше жили в едином государственном образовании. Ответ «Да» выбрало 70,2 % населения УССР.

Вскоре, 24 августа 1991 года, был провозглашен Акт независимости Украины, но без проведения всеукраинского референдума он был не более, чем простой, не имеющей никакой юридической силы бумажкой.

Референдум был назначен на первый день зимы. Все три месяца телевидение и радио, приходившие в учебные заведения, на предприятия и в организации ответственные работники разъясняли людям, что на нем будут голосовать не за отделение Украины, а за обновленный Союзный договор. Нам внушали, что независимая Украина войдет в состав Советского Союза или, точнее, будущего образования, которое вырастет на его основе.

И вот наступил момент истины – 1 декабря 1991 года. На стендах в избирательных участках висели тексты Акта провозглашения независимости Украины от 24 августа 1991 года и Декларация о суверенитете от 16 августа 1990 года, где черным по белому было написано, что суверенное государство Украина войдет в Советский Союз на основе нового Союзного договора. Именно за это пришли отдавать свои голоса люди. Обработанные массированным промыванием мозгов они ставили «да» в пункте, подтверждающем Акт провозглашения независимости Украины, будучи твердо уверенными, что голосуют за обновленный Советский Союз. Кто-то растерянно перечитывал бюллетень и искал «за независимость, но в Советском Союзе», «но в едином государстве». Не находя даже намека на эти слова, многие дописывали от руки: «но в составе Советского Союза», «но не порывая с Россией». Если это было написано на лицевой части бюллетеня, то его признавали недействительным, если на обороте – засчитывали как проголосовавший за независимую, как оказалось, без всякого намека на новый союз Украину.

С тех пор минуло двадцать лет – двадцать лет, последующих, наверное, самому масштабному историческому лохотрону, когда обмануто было население целой пятидесятимиллионной в то время страны. Но у каждого протяженного во времени эксперимента есть свои, хотя бы промежуточные результаты. Многие из тех, кто участвовал в референдуме 1 декабря 1991 года, покинули этот мир, им на смену выросли новые поколения, перешагнули рубеж совершеннолетия дети, знающие о Советском Союзе только из учебников и рассказов родителей. Но даже с учетом этого почти половина жителей современной суверенной Украины, как водитель маршрутки из Ровно, вслед за битлами хотят «Back in the USSR».

Именно об этом свидетельствуют результаты опроса 2075 граждан Украины в 24 областях страны и Автономной республике Крым, проведенного с 1 по 9 марта 2011 года компанией Research & Branding Group со статистической погрешностью не более 2,2 %.

Так, если бы сегодня состоялись референдумы о сохранении СССР и о поддержке Акта провозглашения Независимости Украины, то 47 % ее жителей поддержали бы сохранение Советского Союза. В исторической Малороссии на юго-востоке Украины и Крыму такое мнение высказали 61 % опрошенных, в западном же регионе независимость бы поддержали 82 % жителей. 43 % исчезновение СССР назвали «крупнейшей геополитической катастрофой прошлого века», а 46 % считают, что его крах был спровоцирован и его можно было избежать. Более половины жителей Украины (54 %) согласны с тем, что было бы лучше, если бы СССР все же был сохранен. И самое главное, что независимо от региона проживания и возраста 70 % граждан Украины согласны с утверждением, что в Советском Союзе существовало то, симулякры чего безуспешно пытаются создать те, кто уже двадцать лет проводит тотальный геополитический эксперимент под названием «незалежна Украина». Это единая для многонациональной общности советских людей патриотическая идея.