Украина. Район № 9
22.07.2011 12:05
...«Forbes», который теперь решил развлекать своих читателей описанием не только ослепляющего богатства, но и пугающей нищеты. Так сказать, для контраста.

Стране, которая всего пару десятилетий назад хотела стать «второй Францией», довольно неприятно слышать в свой адрес подобную оценку. К тому же далеко не первую и, наверняка, не последнюю. Например, в 2008 году в ежегодном докладе ЦРУ (да-да, того самого!) Украина занимала 97-е место в мире по уровню ВВП на душу населения среди 230 государств мира.

Но с тех пор этот уровень упал вдвое (с 6900 до 3483 долларов), а Украина заняла 174 место – правда, уже в другом рейтинге, среди 177-ми соседок по планете. Видимо, журнал «Forbes» не рискнул изучать т. н. страны четвертого мира: самые глухие уголки Африки и Азии, в которых люди живут в состоянии вечного каменного века и бесконечной войны. Действительно, в отличие от подготовленных агентов ЦРУ, корреспондентов «Forbes» там могли бы запросто похитить, убить, а может быть, даже и скушать на ужин, приплясывая вокруг костра.

В то же время нельзя не заметить, что «Forbes», видимо, имеет свои собственные методы подсчета ВВП – без скидок на «покупательский паритет» или «коэффициент кризиса», которыми оперируют аналитики МВФ и ЦРУ. И тут журнал попал в самую точку, потому что со времен кризиса 2008 года экономика Украины уж точно рухнула почти вдвое. Курс доллара поднялся с 4,8 до 8 гривен, цены и тарифы удвоились (а то и утроились), а вот пенсии и зарплаты выросли ненамного. Вспомним и непосредственное падение промышленного производства, и массовое закрытие магазинов, и брошенные новостройки. То есть имеются все наглядные основания верить в этом отношении именно журналу «Forbes», а не хитроумным переумножениям на коэффициенты, выволакивающим экономические показатели в плюс.

Но всё же возрадуемся, ибо хотя мы так и не стали «второй Францией», но зато удержались в числе стран третьего мира, то есть так называемых развивающихся стран. Хотя и ненадолго, потому что именно с развитием у нас очень большие проблемы – его просто нет! Напротив, как показывает статистика ВВП, налицо уверенная деградация.

Зато бодро растет заболеваемость туберкулезом, и теперь по числу «чахоточных» мы занимаем второе место в Европе (после РФ). Только на официальном учете состоят более полумиллиона человек, плюс сюда можно добавить некоторое количество бомжей, которые в силу понятных причин больницу не посещают и чаще других болеют открытой формой туберкулеза, раскашливая заразу по нашим улицам и рынкам. Кстати, ежегодно от туберкулеза умирает от 8 до 10 тысяч наших соотечественников, так что эта зараза гораздо опаснее заокеанской эболы или мифического свиного гриппа.

Не лучше дела обстроят и с проблемой вируса иммунодефицита: вот тут мы уже который год являемся европейским лидером по темпам его распространения. Если на начало 2001 года в Украине было официально зарегистрировано 36 тысяч ВИЧ-инфицированных, то в последующие годы это число стремительно росло. В 2003 году – 56,680 человек, на конец 2004-го – уже 73,378 человек, осенью 2006-го – 114,232, весной 2009-го мы достигли отметки в 146,549 носителей вируса и 28,000 уже больных СПИДом человек.

Говорят, что сейчас эти темпы снизились, однако речь идет только об официально зарегистрированных случаях. А сколько зараженных проходят мимо медицинского контроля, известно одному Господу. Подумайте сами: вы лично, ваши родные и знакомые проверялись на ВИЧ? Скорее всего, нет, потому что большинство из нас не видит причин для беспокойства. Но осмелимся вас уверить, что никакого беспокойства не выказывают и люди из т. н. «групп риска», которых больше волнует риск передозировки или оказаться в лесу с перерезанным горлом. Вот почему медики считают, что реальное число носителей ВИЧ и больных СПИДом превышает официальное в 3-5 раз.

Борются ли в Украине со СПИДом? Конечно! Усердно и регулярно! Ежегодно выделяя на это средства из бюджета, а также выпрашивая иностранные вспоможения – и подавляющее большинство этих денег тратится на содержание огромного штата «борцов со СПИДом». Кабинеты, служебные авто, оклады и премиальные, расходы на поездки, конференции и фуршеты. Закупка оборудования и медикаментов через личные посреднические фирмы по тройной цене. До больных и ухаживающих за ними медиков доходит немного…

На фоне этих проблем, когда практически 2 % населения являются носителями смертельно опасных инфекций, когда ежегодно 160 тысяч украинцев заболевает раком и 100 тысяч их них умирают, не получив должной медицинской помощи (уровень которой мы хорошо знаем), когда Украина занимает 76-ое место в мире по продолжительности жизни и 2-ое место в Европе по детской смертности, вопрос размера ВВП на душу населения кажется просто смешным. Тем более, что он далеко не всегда показывает истинное положение дел в стране.

«ВВП на душу населения» – это то же, что и «средняя температура по больнице». И в этом отношении очень показателен пример ЮАР, которая со своими 10 тысячами долларами на нос балансирует на 87-91 месте мирового рейтинга. Как же так она со своими золотом и алмазами вдруг оказалась в числе беднейших стран третьего мира? Да очень просто: эта республика представляет собой островки благополучия, созданные некогда белым меньшинством, окруженные морем совершенно нищих негров, которые целыми деревнями приходят из саванны и селятся в пригородах – в хижинах из строительного мусора и картонных коробок. Живя кто поденной работой, кто торговлей, кто воровством. Помните фильм «Район № 9»? Вот там показаны типичные южноафриканские трущобы. И не самые худшие.

Сегодня в Претории и Йоханнесбурге есть люди, работающие в офисах и получающие хорошую даже по мировым меркам зарплату. Но на одного такого счастливчика есть десяток голодранцев из трущоб, которые счастливы подметать улицу за десять долларов в день или украсть чью-то барсетку.

Похожую ситуацию мы имеем и в Украине. Было бы смешно говорить о размере ВВП на душу тутошнего населения, когда здесь душа душе рознь. Есть миллионеры, есть даже миллиардеры, живущие в своей Конче-Заспе. А есть и откровенные нищие, населяющие бескрайний район № 9, в который превратилась страна. Причем уровень бедности в Украине – это чуть ли не государственная тайна.

Согласно официальной статистике, число украинцев, живущих за чертой бедности, в последние годы колебалось в пределах 25-28 %. Когда статистика выдавала их уменьшение на пару процентов, власть гордо била себя в грудь и кричала с трибуны, что ей удалось победить бедность. Когда стрелка смещалась чуток обратно – начинала свои волчьи песни оппозиция, обвиняя власть в геноциде.

Однако вся гнусность этой ситуации в том, что понятие «бедность» в Украине определяют 450 человек с лоснящимися рожами, у которых одни только часы на руке стоят полсотни тысяч долларов. И они установили его в районе 1000 гривен в месяц (прожиточный минимум), в то время как по международным меркам черта бедности – это 17 долларов в день на человека (510 долларов в месяц), то есть в четыре раза выше. Разумеется, есть понятие экономической специфики региона (в Зимбабве с такими деньгами вы будете богачом), однако после того, как цены и тарифы в Украине практически сравнялись с мировыми (а то и превысили их), черту нашей бедности было бы правильно определять именно международным стандартом.

Но украинская власть на это, понятное дело, никогда не пойдет. Иначе вместо нынешних 26 % за чертой бедности окажется 80-85 % населения. А чтобы победить эту вопиющую нищету, олигархам придется платить своим рабочим не менее тысячи долларов в месяц, чтобы они смогли прокормить хотя бы одного ребенка.

Поэтому «Forbes» оказался совершенно прав, вписав Украину в число бесперспективных стран с худшей экономикой. И хотя этот журнал для (и про) миллионеров имел в виду лишь проблемы развития бизнеса, хотел лишь сказать о невыгодности вложения сюда инвестиций, он случайно попал не в бровь, а в глаз. Ведь Украина действительно стала бесперспективной страной, и не только для иностранных корпораций, но и для всего её больного и нищего населения...