Черный призрак из далекого прошлого
05.08.2011 11:59
...обеспечить интерес читателей? К тому же, оказывается, семейная легенда Баскервилей о собаке-призраке действительно существовала.

В восточных графствах Англии, в том числе и в описанном писателем Девоншире, в Cредние века были весьма распространены предания о встречах с черной собакой – вестником несчастья: «…Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь…». Обычно пса видели одинокие путники ночью на скалистом морском берегу и на болотах. Рассказы о существовании таинственной собаки передавались и в некоторых аристократических семействах.

К числу таковых принадлежал и род Баскервилей­Воганов, потомки которого до сих пор живут в Девоншире. С одним из них, сэром Генри Баскервилем, был знаком близкий друг Конан Дойля – журналист Флетчер Робинсон. Кстати, именно ему, по свидетельству родных писателя, принадлежала идея повести о собаке-призраке. Правда, согласно семейной легенде Баскервилей, черный пес вовсе не охотился на членов древнего рода: он появлялся в момент их смерти, причем не за тем, чтобы утащить в ад, а наоборот, чтобы защитить от демонов преисподней.

Однако Конан Дойля такой вариант предания не устраивал. Ему нужна была собака как воплощение семейного проклятия. Именно поэтому, считают исследователи творчества писателя, он обратился к брошюре «Странное и ужасное чудо, случившееся в приходе одной церкви в Банги». Ее автор, преподобный Абрахам Флеминг, описал происшествие, имевшее место в 1577 году в маленьком городке Банги, расположенном неподалеку от Нориджа.

Во время сильной грозы в церковь Святой Марии, где слушали проповедь около двадцати человек, под сверкание молний и раскаты грома ворвался страшный черный пес. Он перегрыз горло двум мужчинам и так же внезапно исчез. Через несколько минут, когда гроза миновала, тот же пес появился в церкви Святой Троицы в городке Блайсбург в 11 километрах от Банги. Там он загрыз еще двоих мужчин и одного мальчика, обжег адским пламенем руку прихожанина и оставил следы когтей на дубовой двери храма (эти царапины, кстати, сохранились до времен Конан Дойля).

Каким образом животное могло появиться в церкви? Оказывается, тогда пастве разрешалось приводить с собой на службу четвероногих любимцев. По описанию Флеминга, сотрясавшие здание удары грома и яркие вспышки молний напугали прихожан «до потери разума». В таком состоянии они могли принять за адского посланника обычную собаку, забежавшую со двора укрыться от непогоды.

По свидетельствам очевидцев, в те времена в этой части Англии модно было держать крупных и злобных волкодавов, которые часто сопровождали не только местных аристократов, но и простых деревенских пастухов. Возможно, именно по их образу и подобию Конан Дойль создал облик «гримпенского чудовища».



Лариса Квятковская
«Вечерние Вести»