Беседы с Пахомовым. Ч.1.  «Украина обрушит Евросоюз»
17.04.2012 08:00
Директор Института мировой экономики и международных отношений, академик НАН Украины Юрий Николаевич Пахомов поделился с интернет-изданием Новости Украины – From-UA своими мыслями о том, что мешает Украине стать успешной, какие плоды может принести украинско-российская взаимодополняемость и что стоит за лозунгом «Мы идем в Европу!».

Преграда успешности Украины

В последние годы была подтверждена истина, что Украина не самодостаточна. Причем эта несамодостаточность определяется не тем, что нет лидеров, которые могли бы дать импульс развитию. Я убежден, что если бы одного из наших руководителей, например, Николая Яновича, поставить премьером в России, он бы выглядел совершенно иначе, чем он выглядит здесь, потому что здесь, кого ни поставь, пока ничего хорошего не будет. То есть не только человек красит страну, но и страна то красит, то ослабляет человека.

Какая самая большая преграда для того, что страна стала успешной? Думаю, что на первое место я бы поставил государственность, но не как систему институтов, а как сознание субъектов, которые живут в той или иной стране. Возьмем Россию: всегда там к власти приходят государственники. Неким исключением был Медведев, он был переходной, случайный человек. И, собственно говоря, он не был ставленником России, он был ставленником, в основном, Америки, так что его слабость не является критерием оценки страны. В общем, в России разлиты в сознании народа желания, чтобы страна была мощной, чтобы она была империей. Тот восторг, который был вокруг Путина, – это не просто реализация отношения к Путину как к человеку, это реализация надежд на то, что он имперски заряжен. Россия, ее народ всегда надеялись на то, что будет мощная империя. А в Украине сама история складывалась так, что народ во многом был хуторянский, я бы сказал, в каком-то смысле разъединенный и склонный к самоизоляции.


Дефицит пассионариев

Эта разъединенность объяснима многими факторами. Украина – страна транзитируемая, где прокатывались волны одни, другие: то тюрки, то татары, то поляки, то россияне. Люди как бы прятались в свои дома и вынуждены были жить довольно замкнуто. Возьмем хотя бы пословицы, они говорят о многом: моя хата с краю, ничего не знаю; пусть у меня выбьют один глаз, лишь у соседа два и т.д. Эти поговорки отражают не только быт, но и ментальность. Трагичной в каком-то смысле была и эпопея, связанная с царицей Екатериной, которая предопределила «негосударственность». Речь идет о судьбе казачества. Когда было мощное казачество, оно специфическим образом утверждало украинскую государственность. Это была мощная сила, она была аналогом государства. И если бы это продолжалось, я думаю, что наличие этой мощной силы в конце концов трансформировалось бы в сильное государство.

Но Екатерина, мудрейшая из мудрейших немок, понимала, что с этой силой можно и не справиться, что может быть пассионарный взлет и отвал от империи. Поэтому она половину казаков отправила за Дунай, а вторую половину на Кубань. Украина лишилась лучших из лучших. Когда в советские времена я бывал в Приднестровье, то мне рассказывали, что такой озорной босоты, как там, нигде не найдешь. Но это и есть потомки казаков. То же самое по части пассионарности мы наблюдаем на Кубани. Кубанские казаки – это и есть украинские казаки, потомки переселенцев. И там до сих пор особенность местного характера – повышенная боевитость. То есть сама история сложилась так, что Украина поэтапно и массово лишилась пассионариев. А ведь именно пассионарии формируют мощную государственность.

Эффект спайки

Система ценностей складывается веками, в том числе и ценностей государственности. Кстати, Украина была самой успешной республикой в составе СССР. Но похоже, что она успешна, когда ею управляют из мощной страны. Фактором успешности служила в прошлом и гармоничная взаимодополняемость Украинской ССР и Российской Федерации. Как только отъединились, – рухнула взаимодополняемость, и это во многом ослабило Украину. Россия с ее масштабом и ресурсами оказалась в большей степени самодостаточной, и она ныне существенно превзошла уровень 90-х годов. А Украина «просела» и на 1/3 отстала от своего же уровня 1990 года. Если возьмем индустрию: в России (в отличие от нас) появляются новые заводы, реализуются мощнейшие технологические проекты, мы же лишь радуемся проявившейся стабильности.


Нет сомнений, что сейчас приход Путина даст взрывной эффект. Это уже другой, более эффективный Путин. Нынешний Путин и тот Путин, что был до Медведева, – это совершенно разные «Путины». Путин относится к числу людей, которые умеют расти. Он относится к числу людей, которые с годами сами себя меняют. Сейчас, в отличие от прошлого, он лидер планетарного масштаба.

Иная ситуация в Украине. Есть такая пословица: каждая страна получает того лидера, какого она достойна. Нет сомнения, что Россия дает лидерам страны шанс полнее раскрыться в качестве государственного деятеля, чем Украина. Полагаю, что появление на государственной арене Путина открывает новые возможности и для Украины. Ведь русские и украинцы взаимодополняемы, и Путин этим воспользуется. Он реализует в спайке с нашими лидерами бесценный российско-украинский синдром – синдром взаимодополняемости. Напоминаю, что речь идет о том, что русские и украинцы взаимодополняемы: русскому чего-то не хватает, если нет «рядом» Украины, и украинцу чего-то не хватает, если нет спайки с Россией.

Причем российско-украинская взаимодополняемость реализуется не только на уровне стран. И дело не только в технологической и экономической взаимодополняемости. То есть реализуется взаимодополняемость не только в том, что одни детали от самолета производятся в Украине, а другие в России. Хотя и эти разорванные нити ударили и по Украине, и по России. Но главное в другом: от России, если наши страны в «спайке», – традиционно (на протяжении веков) исходят мощные созидательные импульсы. Так уж обе страны устроены, что они подстегивают друг друга. Причем Россия в этом альянсе традиционно доминирует. К тому же русский и украинец дополняют друг друга по ментальности: украинец тщательный, русский демонстрирует размах. Без украинцев в Совмине СССР нельзя было обойтись, потому что они аккуратны и деловиты. Если же надо гору свернуть – вот туда нужен русский человек.

О взаимодополняемости писал и великий Гоголь. Подчеркнем его слова: «Малоросс и великоросс – оба щедро наделенные талантами, как бы рождены друг для друга». Слова эти – вещие, они должны быть опорой для взаимодействия и для совместного успеха.

Деградирующая махина обрушит Евросоюз

А что происходит? Для меня полушуткой кажутся слова «Мы идем в Европу». Парадокс состоит в том, что Евросоюз рушится, и он не вынесет Украины с ее тяжелыми проблемами. И если в дополнение к проблемам Греции, которая тянет ЕС вниз, и в дополнение к проседающим Италии, Португалии добавить еще и Украину, то эта деградирующая махина обрушит Евросоюз.


И еще одна проблема. Налицо лишь риторика: мы идем в Европу! Возникает вопрос: а кто такие «мы» и сколько «нас»? Ведь все опросы говорят о том, что плюс-минус 1/2 - 2/3 – за Россию. Тянут в сторону Европы Галичина и Киев. Киев – мещанский город, столица, гордыня. А у остальной массы населения преобладает тяга к России. И несмотря на пропаганду, на враждебные выпады, все равно восток и юг тянутся к России. В Европу хотят интегрироваться вожди и олигархи, потому что если будет интеграция с Россией, то вожди будут просто губернаторами, а олигархи могут подвинуться. Так что корона будет снята. А то, что в Европе наша знать будет второсортной, она не осознает. А между тем они должны задуматься, почему, когда речь идет о Таможенном союзе, то расчеты доходят до рублей, и выгоды известны. А на пути в ЕС нет никаких расчетов. Даже фантазии нет! И это не случайно. Ведь расчеты были бы не в нашу пользу. Те товары, которыми Европа перенасыщена, хлынули бы сюда. Те полумертвые заводы, которые пока что-то производят, исчезнут. А новые не появятся: это ведь не нужно Европе.

Так что не случайно, что есть риторика, призывы, хвастовство, надежды и истерики есть, но нет никакого анализа. Чутье нашим западникам подсказывает, что если сделать анализ, то разочарование неизбежно. Выиграют лишь те богачи (в том числе, кто при власти), у которых там и деньги, и особняки, и предметы роскоши. Выбор же в пользу интеграционных приоритетов России выгоден простым гражданам. Но они бессильны. Впрочем, все может измениться, поскольку в мае к главой власти придет Путин. Напомню, что когда Путина спросили: что вы, как президент, считаете первым делом, за которое вы должны взяться, он сказал - СНГ. А СНГ – это и Украина. То есть для Путина самая главная веха – восстановление величия страны. Он хорошо уяснил себе, что в историю входили в качестве столпов те, кто формировал империю. И наоборот, перечеркнуты были те, кто разрушал империю. Вот Горбачев, что бы он ни привнес, перечеркнут. И Ельцин не войдет в историю как великий не потому, что он уписивался, а потому, что содействовал развалу могучей страны и шел на поводу у американцев.

Продолжение читайте ЗДЕСЬ


Надежда Бабенко
Новости Украины – From-UA