Карточная система для украинцев
20.07.2012 18:20
Национальный банк Украины не перестает радовать своими новыми идеями. Начались они осенью прошлого года, когда украинцев принудили обменивать валюту по паспортам. Объяснили это как «выполнение рекомендаций Международной организации по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег, полученных преступным путем». Мол, таким образом будем бороться с коррупцией. Но забыли упомянуть, что теперь еще будем контролировать доходы каждого гражданина Украины и следить за его личным бюджетом.

Ну ладно, махнули мы рукой и невольно согласились. Да, неудобно, но порядок есть порядок, переживем – решили мы. Но не тут-то было, граждане! Для того, чтобы мы не расслаблялись, НБУ опять скреативил: инициировал внесение некоторых поправок в законодательство – украинцам за все покупки дороже 20 тыс. грн придется расплачиваться банковскими карточками. На данный момент законопроект N10656 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (о функционировании платежных систем и развитии безналичных расчетов)» прошел в парламенте первое чтение.

Какая цель этого нововведения? Официальный повод для такого решения – намерение победить теневую экономику и приобщить украинцев к европейскому способу оплаты.

С одной стороны, хорошо: может, коррупция канет в Лету, и мы станем более цивилизованными. Ведь во всем мире пользуются карточками, и претензий у людей не возникает.

Но с другой стороны, в народе уже успело появиться совершенно другое мнение: похоже на очередное закручивание гаек, только на уровне закона. Возникает риторический вопрос: сервис обслуживания тоже будет европейским? Ведь о чем идет речь: терминалы, если уж на то пошло, работают только в больших городах Украины, и то периодически. А что будут делать жители провинции, где только появляются банкоматы, не говоря уже о терминалах? Ну, к примеру, захотят пенсионеры бабушки-дедушки купить котел для отепления дома зимой, и каков будет ответ продавца магазина? «Если у Вас нет банковской карточки – сидите и мерзните»? И самый главный вопрос: а действительно ли спасут эти меры экономику Украины?

Именно с этими вопросами корреспондент Новости Украины – From-UA обратился к нашим авторитетным экспертам.



Президент Центра экономического развития Александр Пасхавер рассказал о том, что «это стандартная процедура, связанная с борьбой с «теневой» экономикой».

«Во всем мире, – объяснил Александр Пасхавер, – большинство сделок осуществляется электронным образом, через карточки, а если вы захотите кешем рассчитаться за крупную сделку, то вы будете подозрительны. Другое дело, что «теневая» экономика есть дитя государственной коррупции, поэтому если вы боретесь с «теневой» экономикой, но не уничтожаете коррупцию, то вы поступаете несправедливо и неэффективно. Хотя уничтожить и то, и другое невозможно, но уменьшить влияние возможно только вместе – государственную коррупцию и «теневую» экономику как самодеятельность граждан».

А на вопрос о том, кто на этом нововведении сможет заработать, эксперт ответил по-философски: «Если у вас коррупционное общество, то даже восход солнца будет использоваться как вид заработка. Что бы мы ни предпринимали, у нас идет период бури и натиска, когда ничего не готово. Это страна нереализованных стратегий и нереализованных реформ. Все эти 22 года мы пытаемся построить действующее государство, пока у нас не очень получается. Получится или нет – будущее не предсказуемо, а прогнозисты, которые зарабатывают на будущем, – это современные сказочники».

О том, «что подобные нормы действуют во многих странах, и, в принципе, никто их не оспаривал с точки зрения демократичности», рассказал также бывший первый замминистра юстиции Украины, лидер УСДП Евгений Корнийчук: «Вы, например, в США не сможете приобрести автомобиль за наличные деньги, а если вы попытаетесь совершить покупку свыше 2-3 тысяч долларов, то продавец немедленно сообщит в налоговую администрацию. Другое дело, как эта информация будет использоваться с учетом нашей специфики на сегодняшний день. Поэтому в целом законопроект позитивный, в нем много, что направлено на борьбу с коррупцией, но оно в комплексе не работает, но это, наверно, претензии не к этому законопроекту. То есть мы не изобретаем велосипед, это достаточно широко применяемая норма в международном законодательстве».

А для того, чтобы эти нормы заработали в Украине, по словам Евгения Корнийчука, «надо думать над тем, чтобы безналичные платежи можно было осуществлять во всех регионах Украины без проблем для граждан, потому что у нас всегда добрые намерения заканчиваются очень плачевно для населения».



«И я очень надеюсь, – добавил эксперт, – что об этом в НБУ побеспокоятся, это как раз их парафия. На сегодняшний день это очень сложная норма с точки зрения применения именно по техническим параметрам. У меня есть большие сомнения, что это поможет бороться с коррупцией, но то, что это создаст огромные проблемы для населения с расчетами, это абсолютно точно».

Мнение о том, что, безусловно, нужно что-то предпринимать, выразил народный депутат Украины Геннадий Задырко: «Чтобы, с одной стороны, легализовать доходы людей, а с другой стороны, контролировать розничную торговлю. Там, где есть наличные деньги, сразу же возникает вопрос об уходе от налогообложения. Я не очень понимаю, как эту проблему можно будет решать на овощных рынках. Мы уже имели со стороны НБУ интересные инициативы, которые заканчивались возмущением общественности, специалистов, что касалось паспортов при обмене валюты. Для меня очевидно, что всегда это приводит к каким-то перегибам на местах – некоторые банки до сих пор требуют только паспорта, а не удостоверения личности».

А вот как все это Нацбанк будет выполнять, эксперту непонятно: «Люди во всем мире пользуются карточками, идут безналичные платежи. Безусловно, это повысит наполняемость бюджета, потому что не будет «черной» кассы, это очевидно, но как заставить бабушку, торгующую на рынке, пользоваться терминалами – для меня вопрос. С другой стороны, это закручивание гаек, которое направлено против предпринимателей, потому что они как раз за счет «черного» оборота и выживают. В конечном итоге это будет такой «дубиной» по нашему предпринимательству, что ситуация с Налоговым кодексом просто отдыхает. Идя на эти меры, надо побеждать коррупцию в своих рядах, потому что это постановление не отменяет проблему, связанную с коррупцией в стране. И предприниматель в этой ситуации будет в состоянии раскорячки: он не будет знать, куда бежать, что делать, плюнет и скажет, что видел он эту страну в гробу вместе с ее чиновниками».

Поэтому, считает Геннадий Задырко, такой способ уплаты возможен только там, где есть интернет-связь: «В крупных супермаркетах это есть везде, то есть опять эти решения принимаются в угоду представителям крупного капитала. А в селах, где нет интернета, это вообще невозможно. Я вижу здесь еще одну проблему. У нас выделен 1 млрд. гривен на установку веб-камер на время выборов, но в них нет смысла, если не будет достаточно высокоскоростной интернет-связи. И, скорее всего, это будет делать Укртелеком, и я не исключаю, что потом эту сеть надо будет поддерживать, и это будет один из очередных шагов для того, чтобы загрузить эту сеть не только услугами для интернет-пользователей, но и связанными с расчетами по карточкам».

Директор Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский считает, что «никакая одна отдельная мера не в состоянии решить проблему «теневой» экономики».



«Если есть реальная политическая воля, – выразил своё мнение Михаил Погребинский, – то должен быть комплекс мер. И прежде, чем делать такие вещи, нужно закрыть путь вывода колоссальных денег украинскими олигархами за границу в офшоры. До тех пор, пока это не сделано, поверить в реальное желание власти навести порядок в «теневой» экономике невозможно. Поэтому все полумеры типа карточных расчетов не помогут».

Но, тем не менее, карточные расчеты эксперт считает правильными: «Надо это делать, но это уже должен быть следующий шаг после того, как налоговой реформой будет введена пропорциональная система прогрессивного налогообложения. Сейчас во Франции действует такая норма, что если доход более 1 миллиона в год, то 75% налог. А у нас эта «полочка» давно себя исчерпала и ничем не помогает в борьбе с «теневой» экономикой. То есть комплекс мер – да, тогда нужен в том числе и переход на карточные расчеты. Я бы сказал, не только 20 тысяч, а, может быть, и меньше тоже для того, чтобы перейти к более цивилизованному способу оплаты. А отдельно – это просто давление на малых при том, что больших никто не трогает».

Что в таком случае можно предпринять? По словам Михаила Погребинского, разработка «большой программы, которая в том числе, должна включать наличие терминалов, и в газетном киоске в том числе», подытожил эксперт.

Сомневается в эффективности поправок в законодательство, инициированных Нацбанком Украины, народный депутат Украины от фракции НУ-НС Юрий Кармазин: «В принципе, это может быть серьезным рычагом в борьбе с коррупцией, но в нашей стране это вряд ли будет, потому что, во-первых, очень высокая степень недоверия к банкам. Фактически, это решение направлено в угоду банкам, потому что банки хотят, чтобы люди понесли туда деньги, но сделать так, чтобы люди понесли туда деньги, можно только через возврат доверия к ним».

К тому же, по словам эксперта, эти нормы противоречат правам человека: «В данной ситуации это может быть только дополнительным ограничением прав людей на распоряжение их средствами. Человек никому не должен доказывать, что он невиновен и что он заработал законно эти деньги. Это обязанность власти при наличии презумпции невиновности, которая закреплена в Конституции. Поэтому это та норма, которая будет ограничивать действующие права и свободы граждан. Я уже слышал отзывы людей, что это будет восприниматься как лоббирование интересов банковского капитала».



На вопрос о том, не появится ли дополнительный заработок у украинских налоговиков, Юрий Кармазин дал утвердительный ответ: «Я разделяю мысль, что в связи с этим появятся источники нечестного заработка у представителей налоговой системы. У нас сегодня в налоговой администрации работает около 60 тысяч людей, их можно было бы сократить в 5 раз, потому что их численность возросла в те времена, когда не было такой компьютеризации и надлежащего программного обеспечения. Сейчас все это есть, поэтому должно быть существенное сокращение. Ни для кого не секрет, что с отдельных предприятий деньги уже налоговые органы взяли на 3 года вперед. Очевидно, что давать дополнительные рычаги налоговой, чтобы интересоваться абсолютно каждым гражданином Украины, есть наступлением на человеческую честь и достоинство. Очевидно, что здесь будет коррупционная составляющая, потому что когда сегодня представители налоговой идут на предприятия, они сразу говорят: «У нас задание взять с вас штраф не ниже 5000». Вот так ставится вопрос».

То, что у ходатайства Нацбанка по поводу расчета украинцев за крупные покупки безналом есть ярко выраженные плюсы и минусы, считает глава правления международной правозащитной организации «Международная лига защиты прав граждан Украины», правозащитник Эдуард Багиров: «Товарно-денежные отношения всегда существовали в государстве между людьми, начиная от обмена ракушками и заканчивая золотыми монетами и бумажными деньгами. То, что сегодня наши депутаты через ходатайства Нацбанка вносят изменения в законы с требованием использования пластиковых карточек, в принципе, можно понять. Нацбак, налоговые структуры хотят контролировать наличную национальную валюту, не думая о благе народа, а только увеличивая свой доход, потому что если в государстве неконтролируемый поток наличный и безналичный, то нельзя его перераспределять. А если есть контроль, то есть и перераспределение через «бюджет» для народа, а на самом деле в бюджет государства, в карман депутатов, министров, исполнительной власти, налоговой, то есть они хотят просто увеличить доходную часть бюджета государства, чтобы себе набить карманы деньгами. При этом интересы государства номинально соблюдаются, и при таких жестких требованиях закона у них будет больше контроля, рычагов и возможностей перераспределять бюджет, зарабатывать себе, бедным, несчастным, пару копеечек».

И если говорить о правах человека, то правозащитнику больше нравится рассчитываться бумажными деньгами: «У меня есть карточка, я ей тоже пользуюсь, но очень редко, когда нахожусь в командировке. Но это была моя добрая воля. Но когда меня обязывают через норму закона и говорят, что до определенной суммы гражданин Украины Багиров может так рассчитываться, а больше или меньше – иным способом, то хорошо, что они не ввели норму закона, что граждане Украины будут рассчитываться иными услугами, может быть и сексуального характера. Мне сложно понять государственную логику наших представителей Нацбанка».

Эдуард Багиров думает, «что после таких изменений мои свободы и мое право выбора ограничиваются»: «Чем больше законов в государстве, ограничивающих права, свободы, выбор граждан, тем хуже для людей. У каждого человека есть своя финансово-кредитная семейная политика, и государство через свои законы вмешивается в эту политику наглым образом».



Резюмировал правозащитник тем, что в Украине еще не такие технические возможности, как в Европе: «У нас даже в Киеве в крупных супермаркетах, в бутиках на Крещатике не работают терминалы. У нас еще не те технические возможности, в том числе и у коммерческих структур. Мы не тупые и понимаем, что такое банковские карточки. У меня такое ощущение, что они нам пытаются втолкнуть этот законопроект под видом европейского выбора. Но при чем тут европейские ценности или стандарты? В Европе тоже рассчитываются деньгами, хотя там терминалы работают везде и всюду, а у нас в населенных пунктах меньше, чем областной центр, гарантии того, что карточка заработает, нет. О чем они думают, принимая такой закон? Если бы они приняли такой закон и подарили бы каждому гражданину карточку с терминалом вместе – тогда вопросов нет».

Юлия Процышена
Новости Украины - From-UA