Украина: в одном шаге от России
11.10.2012 11:40
Теперь бывшая советская республика, не желая оставаться в одиночестве, ищет пути восстановления связей с Россией. Серьёзную заявку на то, чтобы стать провайдером новой украинской политики, сделал Виктор Медведчук, вышедший на политическую арену с движением "Украинский выбор".

Ещё десять лет назад казалось, что присоединение Украины к Евросоюзу является лишь вопросом времени. Западный курс поддерживали многие топовые политики страны (во всяком случае, на уровне публичной риторики). Вспомните, даже "стремление в НАТО" было узаконено. Символично, что одну из центральных площадей украинской столицы назвали «Европейской», заблаговременно вывесив рядом с государственным флагом и флаг ЕС. Тогда же в украинской политике появился термин «еврооптимизм». Впрочем, пессимисты в вопросах интеграции отличались от оптимистов только тем, что называли разные сроки интеграции. Сама же интеграция представлялась практически неизбежной.

Однако в ходе многолетних и безрезультатных переговоров выяснилось, что отношения объединённой Европы и Украины двигаются по замкнутому кругу. Европейские чиновники выдвинули официальному Киеву длинный список требований, условий и рекомендаций. Одновременно руководство ЕС периодически повторяло, что Украина не сможет стать членом Союза в ближайшие двадцать (пятьдесят или ещё сколько) лет. Не удивительно, что украинская сторона, всерьёз воспринимая подобные прогнозы, действительно не спешила реализовывать полученные рекомендации. С началом же экономического кризиса, который поставил крест на дальнейшем расширении ЕС, Украина стала получать в свою сторону исключительно критику и ультиматумы уже безо всяких гарантий на позитивное завершение трудного пути в Европу.

Сейчас европейская мечта украинцев явно поблекла, и даже наиболее убеждённые оптимисты не решатся сделать прогноз, когда наконец-то состоится вступление страны в ЕС и состоится ли вообще. При этом наблюдается ощутимый дрейф Украины в сторону России. За три прошедших года товарооборот двух государств вырос почти в 2,5 раза – с 22 до 50 миллиардов долларов в год, значительно превзойдя аналогичные показатели экономического сотрудничества Киева со всеми государствами ЕС вместе взятыми.


Вслед за экономикой изменения коснулись и политики. К восточному выбору Украину подталкивают и российские власти, непрерывно генерирующие проекты соответствующей направленности. Первоначальные предложения, вроде Единого экономического пространства, были настойчивы, хотя и весьма неконкретны. Сейчас же заработал вполне осязаемый Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, который в ближайшие годы будет трансформирован в Евразийский экономический союз. Т.е., реинтеграция республик бывшего Советского Союза уже началась. И у Киева не так уж и много шансов остаться в стороне от этого процесса и продолжить традиционную украинскую политику «многовекторности». Не исключено, что стать пророссийским не на словах, а на деле придётся уже нынешнему президенту Виктору Януковичу.

Впрочем, не менее вероятен также приход к власти тех людей, которые изначально придерживаются евразийских взглядов. В этих кругах наиболее серьёзными выглядят позиции Виктора Медведчука – экс-главы когда-то могучей СДПУ(О). Характерно, что Медведчук вернулся в политику после шести лет молчания – по всей видимости, с прицелом на следующие президентские выборы, намеченные на начало 2015 года. С Россией его связывают не только политические убеждения, но и дружеские отношения с самим Путиным. Не удивительно, что, даже находясь много лет вне публичной политики, Медведчук продолжал выступать посредником в общении между руководством России и украинской политической элитой.

Настоящее сражение за Украину развернется на грядущих президентских выборах. В этом смысле парламентская кампания осенью 2012 года является лишь подготовкой к предстоящей борьбе.

Традиционно проевропейская оппозиция лишилась своего лидера, бывшего премьера Тимошенко, которая находится в заключении и, согласно украинскому законодательству, не сможет бороться за пост президента даже в случае выхода на свободу. Другой сильной фигуры у оппозиции просто нет. Помимо того, ЕС ничего не может предложить Украине для решения текущих экономических проблем, кроме лозунгов, которые показались украинцам привлекательными в 2004-ом, но на фоне нынешнего положения дел и ситуации в самом Евросоюзе выглядят почти фантазерством.


Нынешний президент Янукович, который, несомненно, будет претендовать на второй срок, в последнее время теряет доверие избирателей из-за проблем в экономике, коррупционных скандалов, но, самое главное, из-за... неумения или нежелания наладить нормальный диалог с Россией. Победить он сможет только в том случае, если руководящая партия организует безальтернативные выборы или в случае... активной поддержки той же России. В чём можно усомниться, учитывая возвращение в политику уже упомянутого выше Виктора Медведчука. Убеждённый сторонник экономической интеграции на территории бывшего Советского Союза, пользующийся прямой поддержкой Кремля и имеющий достаточные ресурсы, он может оказаться если не серьёзным соперником для действующего президента, то человеком, способным организовать и подготовить реальную альтернативу нынешнему лидеру регионалов. Остается только догадываться, по какой причине Янукович не смог заполучить Медведчука в союзники. Ведь не секрет, что именно объединенные социал-демократы составляли костяк штабов Януковича в 2004-м (у регионалов тогда и структуры-то не было), а на парламентским выборах 2007-го эсдеки фактически влились в ПР, пожертвовав судьбой партии.

В любом случае, конкуренция на будущих президентских выборах будет идти именно на поле пророссийских настроений. Так что в этом аспекте появление Медведчука уже сыграло свою роль. Благодаря ему, в политической повестке появились такие популярные (особенно на востоке Украины) тезисы, как государственный статус для русского языка, институт второго гражданства, интеграция на постсоветском пространстве, изменение государственного устройства с унитарного на федеративное и ряд других идей, последовательная реализация которых неизбежно ведёт Украину к реальному, как минимум, экономическому союзу с Россией и её друзьями.


Мы не должны исключать, что события произойдут достаточно быстро. При наличии политической воли и явной заинтересованности бизнеса, разрушенные в 1991-м году экономические связи между Россией и Украиной, которые существовали до этого сотни лет, смогут быть реставрированы с такой же быстротой, с которой Москва восстановила свои геополитические амбиции. Вполне вероятно, что уже в ближайшее десятилетие ЕС придется иметь дело на востоке не с разобщенными в политическом и экономическом плане республиками бывшего СССР, а с новым Евразийским экономическим союзом, который совместно с другими быстрорастущими странами БРИКС отодвинет и ЕС, и даже США на вторые роли. Или окончательно похоронит их...