Куда делся Янукович?
07.11.2012 16:15
Вот уже 10 дней Украина стоит на ушах по поводу выборов, а особенно по поводу процесса подсчета голосов. Люди митингуют, дерутся между собой и с милицией, есть даже пострадавшие. Но если посмотреть официальный сайт президента, в стране не происходит ничего особенного. Главное ЧП, которое заметила президентская администрация за эти 10 дней, – сошел с рельсов вагон на железной дороге! Президент оперативно поручил подчиненным разобраться в сложившейся ситуации, а в остальном у главы государства есть поводы только порадоваться.

02.11. Янукович поздравил шахтеров с добычей 7 миллионов тонн угля с начала года и хлеборобов Черниговщины с намолотом второго миллиона тонн зерновых.

05.11. Президент поздравил Олега Блохина с юбилеем и хлеборобов Черкасчины, которые тоже намолотили круглую цифру зерновых. На следующий день аналогичным образом поздравили и хлеборобов Полтавщины. И ни слова по поводу «Беркута» на избирательном участке, срыва голосования на 5 округах или митинга под ЦИК.

Мы решили поинтересоваться у наших экспертов, куда пропал президент? Чем он так сильно занят? Почему никак не комментирует результаты выборов и скандалы вокруг их подсчета?

Единственная новость, которую можно хоть как-то связать с результатами выборов, появилась на президентском сайте сегодня. Янукович принял решение снять с должности зама главы Николаевской ОГА В.Травянко, который по совместительству является кандидатом от власти на округе, в котором «Беркут» штурмом взял избирательную комиссию и вывез бюллетени для голосования. Однако на президентском сайте о причинах увольнения Травянко не сказано ни слова.

Как должен действовать в сложившейся ситуации глава государства? Что означает эта затянувшаяся пауза? Какой можно дать совет гаранту Конституции для урегулирования всех этих проблем? Обо всем этом Новости Украины – From-UA спросили у компетентных экспертов.


Руководитель Европейского института политической культуры Александр Булавин обратил внимание на то, что с самого начала избирательной кампании Янукович максимально дистанцировался от нее: «Призывы оппозиции сейчас — это не первые обращения к президенту. Они были уже не раз, и он на них не откликался. Таким образом он, с моей точки зрения, стремится сделать две вещи: первое — оказаться незапятнанным теми теневыми вещами, которые происходили на выборах, и второе — выглядеть более-менее прилично в глазах своих коллег-президентов, чтобы можно было: «Друзья, у нас демократия, у нас есть ЦИК, ВР, есть правоохранительные органы, и я считаю, что президент не должен в ручном режиме управлять избирательной кампанией».

Александр Булавин также отметил: «Более того, такая же команда дана и правоохранительным органам. По сути дела, они на сегодняшний день просто живой щит, и никаких реальных мер, которые связаны с тем, чтобы наводить порядок на избирательных участках, задерживать тех людей, которые проводят фальсификации, бунтуют или пытаются искусственно вызвать драки на участках, они не предпринимают. В данном случае Гарант Конституции выглядит сторонним наблюдателем, хотя, с моей точки зрения, гарантировать порядок и соблюдение всех законодательных норм в стране должен был как раз именно он».

Народный депутат Украины Тарас Чорновил тоже задается вопросом, «куда пропал президент и чем он вообще занимается? Поздравление хлеборобов или Блохина — это работа соответствующих структур в администрации, которые это делают автоматически, и президент к подобным поздравлениям не имеет ни малейшего отношения. В последнее время я присутствия президента на каких-либо событиях не вижу. Я вижу только какие-то интриги — Левочкин пытается подставить Клюева, Клюев — Левочкина, на некоторых сайтах уже появляются сообщения об отставке главы АП. Реакции Януковича на события я не вижу, в том числе и на международную реакцию по поводу наших выборов».

Тарасу Чорновилу сложившаяся ситуация напоминает последние полгода жизни президента Азербайджана: «Тогда еще никто не знал, жив Алиев или нет. Есть предположения, что на самом деле он умер за полгода до того, как об этом официально сообщили, и страной правили группы влияния. У меня нет сомнений в том, что Янукович жив и здоров, но ситуация с президентской ветвью власти приблизительно такая же, как в Азербайджане, то есть правят определенные группы, выясняют между собой отношения».

Народный избранник сделал предположение, что, «возможно, мы переоценивали его участие в событиях, которые происходили в стране. Я сомневаюсь, что события, которые происходили при подготовке к выборам, входили в сферу его интересов. В круг его интересов входили переговоры с Россией и ЕС. Мне кажется, что он уже давно начал выполнять представительские функции, самоустранившись от большинства проблем, которые есть сегодня в стране».

Господину Чорновилу кажется, «что его деятельность сейчас выглядит так: в перерывах между охотой и отдыхом он дает указания по определенным направлениям, например, Клюеву обеспечить 30 % ПР по спискам по Украине, Левочкину — чтобы выборы были признаны состоявшимися. Затем он выпадает на месяц-полтора из реальной жизни, после чего появляется, дает указания и опять исчезает, занимаясь только отдельными протокольными мероприятиями в связи с визитами зарубежных гостей. Раньше мы видели президента чаще, потому что протокольные мероприятия происходили чаще: в Украину приезжали высшего уровня делегации, многие хотели с президентом что-то обговорить. Сейчас визиты таких делегаций сошли практически на нет. То есть он выпал из реальной жизни страны, и я сомневаюсь, что он действительно интересуется тем, что сегодня происходит».


Народный депутат Украины, фракция НУ-НС Юрий Стець отметил тот факт, что сейчас многих интересует вопрос, почему президент Украины не появляется на публике: «Президент есть Гарантом Конституции, и он должен был бы прокомментировать сложившуюся ситуацию и обеспечить, чтобы права граждан согласно Конституции не были нарушены. Поэтому мне тоже кажется странным, что мы до сих пор не услышали никаких комментариев со стороны президента».

Юрий Стець считает, что «должна была быть либо пресс-конференция, либо брифинг на следующий день после того, как начались попытки фальсифицировать выборы с четким предостережением тем, кто пытается это сделать, и с четким месседжем для всех граждан, что Гарант Конституции будет стоять на защите Конституции и никому не даст ее нарушать».

Народный избранник сделал предположение, что «в АП никому не пришло в голову, что это прямая обязанность президента — гарантировать исполнение Конституции, и они должны были бы предложить президенту выступить с обращением к гражданам Украины. В любой нормальной стране это произошло бы сразу же на следующий день. Почему этого не происходит у нас — не знаю. Я не понимаю, какие могут быть более важные дела у Гаранта Конституции, чем гарантировать и защищать эту Конституцию. Но это уже не первый случай, когда происходят какие-то важные события, а реакции президента мы не видим».

Директор Украинского центра социальной аналитики Евгений Филиндаш предположил, что Янукович хочет переждать все эти бурные события, «не хочет сейчас делать заявления. Понятно, какие сейчас могут быть его заявления — он должен поддержать ПР, власть, которую он сам возглавляет. Подобные заявления в накаленной атмосфере вызовут шквал негативных комментариев со стороны оппозиции. Видимо, Янукович, решил сделать паузу, чтобы лишний раз не попасть под огонь критики. Хочет, чтобы все улеглось, а потом, как ни в чем не бывало, перейти к текущим делам».

Евгений Филиндаш считает, что любой глава государства «должен нести ответственность за то, как проходят выборы, поскольку у нас по сути президентская республика после отмены конституционной реформы, то есть вся власть у президента, и все это знают. Он в первую очередь должен нести ответственность за то, как проходят выборы, и должен был обеспечить их максимальную прозрачность и законность их проведения. На мой взгляд, президент не должен делать вид, что он самоустранился от выборов. Его роль должна быть активной, а не такой, как это демонстрирует сейчас Янукович».


Доктор юридических наук, профессор, академик Академии правовых наук Украины Степан Гавриш уверен, что президент не самоустранился, «он пытается избежать личного конфликта, связанного с подсчетом голосов на мажоритарных округах, и не хочет выступать в качестве ключевого раздражителя для митинговых страстей оппозиции».

Степан Гаврищ думает, что между президентом и оппозицией существует некий договор: «Судя по тому, что говорит оппозиция, и ее поиски компромиссов свидетельствуют о том, что две стороны хотят завершить эти выборы и не усложнять международное положение Украины. Запад тоже ждет этого решения, и всех устроит мирный договор между оппозицией и президентом. По сути дела, в общенациональных выборах такой консенсус достигнут: оппозиция по голосованию по партийным спискам не выдвинула ни одной претензии. И это является жестким контрастом с заявлением Тимошенко, которое было сделано сразу же после дня голосования, о полной фальсификации выборов».

Доктор юридических наук предположил, что президент просто занял отстраненную позицию, «он не желает вмешиваться в избирательный процесс, поскольку вопрос о выборах закрыт, и он ждет только результата. Его результат полностью устраивает, поскольку у ПР есть большая вероятность создания не только большинства, но и выхода в течение полугода на конституционное большинство в парламенте. Поэтому он передал все полномочия ЦИК, ВР, судам, которые должны решить вопросы, связанные голосованием в мажоритарных округах».

Также профессор отметил, что обязанности президента прописаны в Конституции, и в этой связи «вмешиваться в избирательный процесс президент не может. Это прерогатива ЦИК. Она единственный орган, который принимает все без исключения решения. Но президент как Гарант Конституции может сделать соответствующее заявление, высказать свою точку зрения в политическом плане, чтобы продемонстрировать свою политическую функцию как субъекта, обеспечивающего гарантии конституционных прав избирателей и их свободного волеизъявления. Почему нет такого заявления, сказать сложно. Возможно, потому что все ожидают окончательного решения ЦИК».

Народный депутат Украины, лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов объяснил причину, по которой Виктор Федорович не появляется на публике. Связано с тем, что «заявление президента может расцениваться как давление на ту или иную сторону. Поэтому президент, как правило, любого государства до окончания подсчета голосов воздерживается давать какие-либо комментарии».


Политолог, историк, член гуманитарного совета при президенте, председатель правления Института украинской политики Кость Бондаренко предельно ясно объяснил причину того, что президент Украины стал редко появляться: «Президент никуда не пропал. Он не может комментировать результаты выборов до выводов ЦИК. Только после того, как ЦИК даст свое заключение, может включаться президент, иначе это по всем юридическим канонам может быть расценено как вмешательство исполнительной и представительской ветви в избирательный процесс».

Первый президент Украины Леонид Кравчук поделился своим опытом и объяснил, что «пока не будут окончательно подведены итоги выборов, президент не может давать оценку выборам, он может дать ее только по итогам ЦИК. Без полной документации выборов президент не может давать текущую оценку, потому что это было бы вмешательством президента в избирательный процесс».

В то время как президент никак не комментирует выборы, на его сайте появилась информация о том, что он уволил замглавы Николаевской облгосадминистрации, Леонид Макарович прокомментировал эти два, казалось бы, несовместимые, на первый взгляд, фактора: «Тут уже вступает в силу протокол действий президента и их обнародования. Должность заместителя главы облгосадминистрации не относится по масштабам к тем должностям, к которым относятся центральные органы власти. И не обязательно такие решения президента печатать в газетах. Он печатает указ на сайте, чтобы люди знали, что есть такое решение. Но для политики Украины это не имеет большого значения. Возможно, когда президент будет давать оценки по итогам ЦИК, он скажет про те проблемные округа, где происходили непристойные вещи».

Также первый президент Украины отметил, что «при подготовке к выборам были недочеты, проблемы, но они не носили брутального характера. И вдруг когда начали подсчитывать голоса, то оказалось, что сталинская формула работает во многих округах просто безупречно. И вот тут надо было сказать слово тем, кто по Конституции исполняет важнейшую задачу — соблюдение законов. Им надо было сказать: остановите войну, потому что есть документы, есть бюллетени с мокрыми печатями, есть решение комиссии, и оно должно вступить в силу. В соответствии с законом решение должна принимать ЦИК. И не было бы этого скандала, потому что именно из-за этих округов мы не можем сейчас оценить выборы в целом».

Лиза Монина
Новости Украины - From-UA