12 часов до дефолта
13.02.2013 16:20
В IV квартале прошлого года депутаты-кнопкодавы 21 раз вносили изменения в госбюджет. И тем не менее, план его доходов все равно оказался завышенным почти на 28 миллиардов гривен. Общий фонд государственной казны недосчитался еще большей суммы — 32,65 миллиарда гривен. Правда, для того, чтобы не портить украинцам праздники, Минфин не сообщал о небольших финансовых трудностях.

Информация о том, что же все-таки произошло, появилась только недавно. Из появившегося в этом месяце отчета Минфина видно, что ситуация с государственными финансами резко ухудшилась в декабре. Превышение расходов над доходами оказалось рекордным за весь год — 12,16 млрд грн (дефицит общего фонда — 14,73 млрд грн).

Чтобы профинансировать защищенные статьи расходов, то есть не оставить бюджетников на праздники без гроша в кармане, были использованы остатки бюджетных средств, сформированные на начало минувшего года, и проведены заимствования с единого казначейского счета (ЕКС), говорится в отчете Минфина. Поскольку Министерство финансов занимало деньги с единого казначейского счета, не исключено, что государство невольно «прокредитовали» местные бюджеты и социальные фонды. В итоге, общий объем средств государственных и других учреждений в НБУ упал за год с 12,68 млрд грн до 1,87 млрд грн, говорится в отчете НБУ. При этом в национальной валюте у правительства оставалось только 0,5 млрд грн. Это минимальная сумма с августа 2003 года. Критичность этой цифры подчеркивает то, что это сумма расходов государства на 12 часов.

Фактически 12 часов отделяло государство от невозможности выполнять свои обязательства, то есть от дефолта. Мы решили выяснить, насколько критичен такой бюджет, балансирующий на грани? На какие деньги живет страна сегодня? Будет ли государству за что жить завтра? Некоторые экономисты заявили, что ничего страшного в пустом бюджете нет. Деньги вместо того, чтобы лежать на счетах, работают на экономику. Можно ли согласиться с таким утверждением и нужны ли вообще в таком случае финансовые запасы государству? И еще один момент. Сейчас ВР заблокирована, да и кнопкодавы не могут развернуться в полную силу. Не станет ли это проблемой? Все-таки страна вынуждена жить по нереальному бюджету, спешно и без обсуждения принятому в прошлом году. Не настанет ли коллапс в выполнении местных бюджетов, если средства из них уйдут на латание дыр общегосударственного масштаба? Об этом Новости Украины – From-UA спросили у компетентных экспертов.


«Проблемы в финансовой сфере в Украине имеют системный характер, - отметил секретарь Института проблем социализма и кандидат экономических наук Александр Дудчак, - и мы не можем самостоятельно решать свои проблемы, потому что Украина очень жестко зависит от требований МВФ, от условий членства в этой глобальной организации мирового финансового вампира».

Эксперт полагает, что мы должны очень четко выполнять требования, существующие в нынешней мировой валютно-финансовой системе, в которую включена Украина, однако при таком положении вещей дефицит бюджета будет постоянным, потому что «даже полученные кредиты не могут быть использованы для восстановления промышленности. Нам просто не дадут кредиты на восстановление промышленности, потому что те, кто эти деньги дает, не заинтересованы в появлении конкурентных для себя производств. Понятно, что это не просто международная организация. Это организация, защищающая определенные интересы крупного капитала, тех финансово-промышленных структур, которые за ней стоят. Зато им никогда не будет жалко денег на проведение «реформ» в Украине – они ни к чему не приводят и не позволяют системе заняться хотя бы самовосстановлением».

«Наша валюта не может быть резервной в отличие от евро, доллара, иены, фунта или швейцарского франка, а следовательно, мы не можем паразитировать на экономиках и ресурсах других стран так, как это делают те, чья валюта выполняет функцию резервной. У нас постоянная зависимость от притока иностранной валюты. А так как производство у нас деградирует, у нас нет достаточных объемов экспорта технологичной продукции. Нет экспорта — нет притока валюты. Нет валюты — нет средств для решения своих проблем. Это замкнутый круг, в котором находится Украина», - констатировал экономист.

Александр Дудчак видит выход в Таможенном союзе: «Выход есть. Нам необходимы источники сырья, нам необходимо восстановление производства. Производство может быть восстановлено при наличии рынков. Даже многие отечественные олигархи вывели свое производство на территорию России, а не в Европу, потому что при создании ТС между тремя странами отсутствуют таможенные барьеры, и для наших олигархов это огромный рынок сбыта, это реальная поддержка производителя. Страны этого объединения получают доступ к запасам природных ископаемых евразийских просторов. Нам категорически необходимо, как спасательный круг утопающему, скорейшее вступление в Таможенный союз. Но руководство страны по известным причинам не экономического характера не заинтересовано в таком решении вопроса. Руководство надеется на то, что еще удастся протянуть некоторое время, что они доведут приватизацию до ее логического завершения — до тотальной и окончательной приватизации. Хотя доля госсобственности в экономике страны у нас уже в два раза меньше, чем в «самой рыночной» экономике – США. И, в общем-то, эта ситуация их устраивает. Личные интересы не позволяют развиваться экономике Украины и иметь будущее всему народу Украины, а не только тем, кто возомнил себя египетскими фараонами и уверен, что и в загробную жизнь будут перенесены результаты приватизации».


Своими мыслями насчет состояния нового бюджета поделился и кандидат экономических наук, первый вице-президент Ассоциации судостроителей Украины «Укрсудпром» Виктор Лисицкий: «Со времен Юлии Владимировны в исполнительной власти укрепилась такая модель работы, как «отнять и разделить». Я понимаю, что у нас еще много есть чего отнимать у кого-то и делить, но, в конце концов, надо когда-то серьезно заняться восстановлением экономики, а у нас нет даже целостного видения. Но полмиллиарда гривен — это, конечно, очень мало. Если бы такая же ситуация была с долларом, то было бы совсем плохо. Жить, конечно, можно, но требования МВФ просто за пределами разумного».

«Понятно, что если у нас развернулась рецессия, темпы роста доходов нашей страны уменьшились, то, конечно, напряженность в возврате кредитов растет. Ситуация с бюджетом в 2012 году, в частности, связана с тем, что мы слишком много отдавали кредитов МВФ», - уверен экономист.

«Во-первых, дефицит — это неплохо, он есть везде. Абсолютно нормально финансировать за счет дефицита инфраструктуру. Экономически обоснованно делать инвестиции за счет бюджета, за счет дефицита». Так экономист, эксперт Исследовательского центра БЭСТ Наталья Лещенко прокомментировала недавно обнародованную в отчете Минфина информацию о том, что в декабре прошлого года дефицит госбюджета оказался рекордным за весь год — 12,16 млрд грн.

«Это называется «справедливость поколений», - пояснила эксперт. - Вы берете кредит для инфраструктуры, а потом этот кредит выплачивается теми, кто ей пользуется. Если дефицит находится в рамках запланированного, это нормально. Есть планированные источники финансирования дефицита бюджета. В 2012 году это были займы, которые были осуществлены достаточно успешно, по достаточно низким процентам. Превышение расходов над расходами — это тоже нормально. И то, что в декабре произошел рекордный дефицит бюджета, может быть плохо потому, что он не случился раньше».


«Страна с августа 2012 года находится в рецессии. Два квартала и третий — минус 1,3 %, и четвертый — минус 2,7 % падение ВВП. Эта тенденция глубинная, и она будет нарастать. Очевидно, что первый квартал будет точно в минусе. У нас была проблема по причине жесткой монетарной политики, уменьшилось количество денег в украинской экономике, - прокомментировал сложившуюся ситуацию Александр Сугоняко, заслуженный экономист Украины, президент Ассоциации украинских банков, вице-президент Центрально-Евразийской банковской федерации. - Только за счет продажи валютных резервов более 100миллиардов было высосано из экономики. Сейчас налоговая администрация требует платить наперед 1/12 налогов, исходя из того, что платили в предыдущем году, несмотря на то, что у предприятий падение прибыльности, причем довольно серьезное. Это тоже вымывает оборотные средства, а это означает, что экономика движется к платежному кризису, следовательно, будут проблемы с возвратом кредитов. Все это в комплексе ведет в уменьшению поступлений в бюджет, а значит, к росту его дефицита. В минувшем году дефицит был порядка 5 %, и очевидно, что он будет и в этом году».

По мнению господина Сугоняко, Украину ожидает рост инфляции: «Я думаю, что в марте мы уже увидим результат декабрьской накачки деньгами экономики, потому что в декабре было дано больше денег, чем за все предыдущие 11 месяцев. Уже и сейчас перевозчики начинают поднимать цены, говорят, что бензин будет дорожать — это только первые ласточки, а в марте мы увидим целые стаи таких ласточек. В таких условиях проблемы с бюджетом будут. Их не может не быть, когда проседает экономика».

Александр Сугоняко не согласен со своими коллегами, утверждающими, что ничего критичного в таком состоянии бюджета нет, а деньги должны не лежать на счетах, а работать на экономику: «Безусловно, деньги должны работать, но если их явно не хватает и идут задержки по зарплатам, при чем тут то, что они работают? Реально экономика упала. У нас планы на 2012 год были 6,7 % роста — оптимистичный вариант, и 3 % - пессимистичный, а получился ноль. Это даже не пессимистичный сценарий, это катастрофа для правительства и Нацбанка, который планировал эти цифры. Это означает, что есть дефицит, что нужно где-то занимать деньги».

Ассистент экономических программ Центра Разумкова Екатерина Маркевич рассказала о ситуации с иностранной валютой в Украине: «Если посмотреть на дефицит платежного баланса, который у нас, к сожалению, вышел, то я бы сказала, что ситуация сверхкритическая. Нет резервов, а нам необходимо в этом году выплатить в иностранной валюте огромное количество долгов, и МВФ в том числе. Политика НБУ была направлена на то, чтобы спровоцировать население продавать иностранную валюту, потому что якобы будет введен налог 10-15 %. По иностранной валюте четко было видно, что у нас недостаток, и НБУ пытался эти средства получить».


«Что касается национальной валюты, то в обращении у населения депозиты в национальной валюте увеличиваются. Члены НБУ призывают к тому, что лучше держать свои сбережения в нацвалюте, и я с этим согласна. Насколько здесь ситуация критична, трудно сказать, потому что надо знать, куда пойдут эти средства, которые остались у НБУ. Возможно, что резерв остался», - считает госпожа Маркевич.

Также Екатерина Маркевич прокомментировала заявление некоторых экономистов, что пустой бюджет - это не так уж и плохо, ведь деньги пошли в экономику: «Год только наступил, и делать выводы о том, насколько это будет болезненно для экономики, можно где-то месяцев через 4-5, когда будет видно, как работают эти деньги, когда уже будет статистика, аналитика. Минфин и Казначейство будут ежеквартально выдавать отчеты о том, как были использованы деньги, куда они пошли, выполняются местные бюджеты или нет. А сейчас говорить о том, в полную ли силу используются эти деньги, пока еще рано».

Замдиректора по вопросам региональной политики и местного самоуправления Агентства социального проектирования «Право выбора» Виктор Слыш так пояснил информацию о том, что в конце прошлого года дефицит госбюджета покрывался заимствованиями с единого казначейского счета, а значит, Минфин, возможно, вытянул деньги из местных бюджетов и социальных фондов: «Во-первых, я хотел бы сказать, что государство из местных бюджетов никакие деньги не тянет. Местные бюджеты сами по решению своих сессий отдают на государственные нужды свои собственные поступления».

«Ситуация складывается следующим образом: когда государство устанавливает по формуле трансферты на делегированные полномочия, которые должно 100 %-но финансировать государство, выделяется всего 50-60 % от норматива. То есть в бюджете 2013 года из того, что выделило государство по городам и селам по бюджетной сфере, даже на заработную плату хватает только на 9 месяцев. Поэтому при утверждении местных бюджетов местные власти свои собственные поступления перекидывают на делегированные полномочия, то есть деньгами с налога на землю, с аренды коммунального имущества, с местных налогов и сборов они закрывают ту дыру, которую недодает сегодня государство», - отметил эксперт.

По мнению Виктора Слыша, это совершенно ненормальная ситуация: «В ВР уже три года лежит законопроект «Про порядок исполнения делегированных полномочий», внесенный народным депутатом Александром Омельченко, который был поддержан ассоциацией городов Украины и который специально не принимается. На сегодняшний момент заявления правительства о том, что государственный бюджет принят с нормальным дефицитом, не соответствуют действительности. Дефицит госбюджета, особенно что касается дефицитов местных бюджетов, составляет не меньше 30-40 %. Сегодня государственного бюджета как такового нет. Есть временная смета, принятая на 9 месяцев, которая рассчитана на то, что в течение какого-то времени может быть получен кредит МВФ, или какие-то другие поступления, или будет сокращение бюджетной сферы, объединение сельских общин и т.д. В прошлом году также была временная смета, а не бюджет. При его принятии только на делегированные полномочия местному самоуправлению было недодано 11 млрд. гривен».


«От этого, прежде всего, страдают организации образования, здоровья и культуры. Только за прошлый год в Харьковской области было закрыто более двух десятков больниц и медицинских амбулаторий, закрыты малокомплектные школы, культурные учреждения. Если посмотреть в рамках Украины, то эта сумма составляет тысячи. Кроме того, в связи с тем, что органы местного самоуправления вынуждены передавать собственные поступления на выполнение государственных полномочий, соответственно, страдает благоустройство, ЖКХ. Политическая система, которая создана, партийные выборы, когда мэры имеют право выдвигаться мажоритарно, но кандидаты выдвигаются партиями, ставит их в зависимость. И сегодня, когда у нас партийная структура пронизала все сверху донизу, они просто боятся и не хотят спорить с этим монстром — с исполнительной властью», - подытожил Виктор Слыш.

Лиза Монина
Новости Украины - From-UA