Снижение цены на газ – только через наш «труб»
20.02.2013 11:00
Как известно, в конце января «Газпром» выставил «Нафтогазу» штраф на $7 млрд за недобор 16 млрд. кубов газа. Но так как украинский газовый монополист перманентно пребывает в затруднительном финансовом положении, то, считай, штрафанули державу. В воздухе запахло грозой новых газовых разборок.

В адрес «Газпрома» со всех углов украинского политикума дружно грянули нелицеприятные словеса. Всё сводилось к одному: «Не дождетесь! Платить не будем». Пусть монополист, если ему не нравится «наш ответ Чемберлену», идет в… Арбитражный институт Торговой палаты, что в городе Стокгольме.

«Газпром» пока слушает и плотоядно помалкивает. Только то и вымолвил устами господина Миллера: «Читайте контракт, там всё написано». А в п. 6.6 приснопамятного контракта имени Тимошенко-Дубины от 19 января 2009 года кириллицей, аки бронзой по граниту, отчеканено: «В случае невыборки месячного объема поставки газа, превышающего 6% месячного объема поставок, Покупатель уплачивает Продавцу штраф в размере 300% стоимости всего невыбранного объема природного газа, если факт невыборки имел место на протяжении апреля-сентября любого года поставки, или в размере 150% стоимости всего невыбранного объема природного газа, если факт невыборки имел место на протяжении октября-марта любого года поставки…».


Иск в 7 млрд. долл. заблистал в то время, когда уряд оказался в очередной раз «скрутном» положении. Из-за дыры в бюджетной росписи за прошлый год дефицит казны превысил плановый уровень на 14,58 миллиарда гривен и составил 53,35 миллиарда гривен (3,8% от ВВП). А в начале февраля на едином казначейском счете у правительства осталась сердцевина от бублика – 0,5 млрд грн – это сумма расходов государства на 12 часов.

И что с того, что газпромовские раньше не многоглаголили про недобор. В контракте не прописаны сроки оформления претензий. Соглашения необходимо исполнять или судиться с целью их расторжения. За три года стенаний украинская сторона не удосужилась навострить лыжи до «свейской» столицы, а это наталкивает на простую мысль, что в Торговой палате украинских истцов ткнули бы ликом в контракт.

А если бы и отсудили снижение цены на 10%, погоды новая стоимость не сделала бы. Проблема не в европейской цене на газ для Украины, а в хронической неплатежеспособности державы. И надобно работать над этим узким местом, а не скулить и тщиться через год после подписания очередного договора выставлять его ничтожным документом.


Для наиболее кипятливых псевдозащитников национальных интересов дам таблицу поквартальной стоимости газа в 2008-2009 гг. (долл./тыс. куб. м).



И что, спасли экономику Украины от грандиозного обвала в конце 2008 года и корчи 2009 года откровенно бросовые цены на природный газ?

Творцы «маховика роста» прекрасно понимали и понимают, что скидка в 10% (максимум, что могли отсудить у «Газпрома») дела бы не поправила, зато начисто лишила бы возможности тыкать пальцем в соседа, нарекая его главным виновником украинских проблем.

Конечно, можно и послать «Газпром» с его штрафом подальше в Стокгольм и даже тешить себя возможностью одержать окончательную победу над супостатом. Но боюсь, что победа, если таковая нежданно приключится, окажется пирровой. Она аукнется для экономики Украины, и без того терпящей бедствие, потерями, эквивалентными победе, если не больше. Снадобий для того, чтобы привести в чувство победителя, воз и маленькая тележка.

Пример навскидку – квоты на трубы. Россия сократила Украине квоту на беспошлинную поставку труб, говорится в недавнем сообщении правительства России. Квота урезана на 20%. Ничто не мешает учинить антидемпинговое расследование и культурно совсем прикрыть экспорт труб из Украины в ТС. А это 2 месяца работы прокатных станов Украины. Нам это надо? Экономика Украины и так трепыхается на тоненькой нитке внешнего спроса на изделия из черных металлов.


Таких проблемных мест в экспорте Украины можно набрать достаточно, чтобы сократить экономику страны на миллиарды долларов, без какого бы то ни было ущерба для России и ТС. Вспомните сыр-бор вокруг украинских эрзац-сыров. И ведь претензии российской стороны оказались абсолютно обоснованными, что в конечном итоге признал и сам Азаров. Совсем уж свежий пример – утилизационный сбор на импортные авто, который быстро низвел отверточную сборку в Украине до уровня гаражного кооператива по ремонту средств передвижения.

Так уж, увы, оказалось, что нет такой экспортной продукции, которой бы можно было ущучить Россию. К тому же подошли сроки рефинансирования по кредитам от ВТБ. Разумеется, иск «Газпрома» в Арбитраж будут мурыжить долго, но его предъявление в одночасье приведет к росту стоимости международных кредитов для Украины и очень высокой вероятности отказов в предоставлении заимствований, в которых правительство сейчас нуждается в той же мере, что и тонущий глотка воздуха.

Надо горячим головам остыть. Как ни рви на груди рубаху, но договариваться придется. И главный дипломат Леонид Кожара, поостыв от великодержавных речей в защиту интересов Украины, в эфире канала ICTV молвил: «Речь идет фактически о газе, не выкупленном на сегодняшний день. Это косвенные убытки или, можно сказать, что это упущенная выгода. Поэтому, я думаю, что и этот вопрос должен рассматриваться также в контексте переговоров с РФ о реструктуризации этих убытков и возможности уменьшения цены на российский газ».

Уверен, что одной из целей штрафа было взбодрить переговорный процесс по газовым вопросам. И ведь «процесс пошел» активнее.


Судьба ГТС

Россия, что бы там ни говорил господин Миллер, заинтересована в обладании транзитной трубой, хотя бы и в форме Международного консорциума по её управлению. Безусловно, цена вопроса владения резко пошла на убыль, когда Украина надоумила соседей осуществить проект «Северный поток» и приступить к реализации «Южного стрима». Потому условия вхождения России в Консорциум будут предельно льготными для неё и максимально ущербными для Украины.

Однако даже с учетом запуска всех обходных маршрутов, видится, что работенка для украинской ГТС найдется. Хотя далеко не такая роскошная, как если бы окольные пути-дорожки отсутствовали.

Что имеет и будет иметь в ближайшие 3 года по альтернативным маршрутам доставки российского газа в ЕС:

«Северный поток» – 55 млрд. куб. м;

«Голубой поток» – 16 млрд. куб. м;

«Ямал-Европа» – 33 млрд. куб. м;

«Южный поток» – плановая максимальная мощность 63 млрд. куб. м
.

Итого: 167 млрд. куб. м в год

Объем экспорта газа (млрд. куб. м) в Европу, осуществленного «Газпромом», кроме прибалтийских стран и Финляндии, ведь нас интересует лишь юго-западное направление.




По данным «Газпрома»

Как видим, «Газпром» никак не выйдет на докризисный уровень поставок. А выйдет ли в среднесрочной перспективе? Возможность появляется, о чем ниже.

Если экспорт достигнет оптимистичного уровня в 150 млрд. куб. м (кризис не шибко надувает паруса спроса), то кружных труб окажется достаточно для того, чтобы году в 2016-м заказать в Киево-Печерской лавре панихидку по ГТС Украины. Но не всё так просто под Луною.

«South Stream» - зело дорогой проект, общий объём инвестиций в газопровод оценивается в сумму примерно 25 млрд евро. По традиции на выходе запросто может получиться дороже. Даже для небедного «Газпрома» и даже с учетом того, что он инвестирует только половину необходимых средств, цена задачи зашкаливает. Хотя надо отметить, что «Южный стрим» – проект стратегический, а в таких случаях, как правило, за ценой не стоят.

Вполне реально, что под тяжестью стоимости учредители вернутся к первоначальной задумке – две нитки по 15,75 млрд. куб. м. Здесь все зависит от условий создания Международного консорциума по управлению ГТС, которые Москва вытряхнет из Киева. В таком случае мощность обходных газопроводов составит 135,5 млрд. куб. м. С учетом того, что нефтепроводы никогда не загружаются по максимуму – коэффициент загрузки 0,8-0,9 считается «крейсерской скоростью», - то для ГТС останется порядка 35 млрд. куб. м. Явно недостаточно для рентабельной эксплуатации украинского направления. Но не было бы счастья, да несчастье помогло. Случился форс-мажор.


«Фукусима» в помощь

Катастрофа на японской «Фукусиме», произошедшая 11 марта 2011 года, вызвала тектонические подвижки на мировом энергетическом рынке. На гребне японской трагедии 30 июня немецкий парламент утвердил подготовленный правительством закон о прекращении функционирования всех АЭС к 2022 г.

Шутка ли сказать, через 10 лет 17 немецких АЭС, обеспечивающих четверть потребности в энергии Германии, прикажут долго жить. Предпочтение будет отдано электростанциям, работающим на газе. Выбор в пользу голубого топлива очевиден. Страна, в которой «зеленые», образно говоря, имеют блокирующий пакет акций, газ однозначно забарывает уголь. Это только в Украине в угоду мифической газовой независимости могут угробить экологию городов и заняться переводом ТЭС на уголь. Лишь отсутствие средств и мозгов для переоснащения ТЭС может избавить электорат от прелестей модернизации, на что и будем надеяться.

Возобновляемые же источники энергии, по оценкам немецких специалистов, радикально уступают в эффективности газовым электростанциям: строительство 1 ГВт ветряной генерации обойдется Германии в EUR3 млрд. против EUR800 млн. за 1 ГВт газовой генерации.

Между тем немецкие АЭС вырабатывают в год столько же электроэнергии, сколько могут производить газовые электростанции из 30 млрд. куб. м газа.

В Западной Европе функционируют 143 АЭС. Нигде в мире нет более плотной атомной застройки. За Германией, без сомнения, потянутся Италия, Франция, Великобритания, где количество АЭС чрезмерно с точки зрения безопасности. По оценкам самих же европейцев, к концу третьего десятилетия 21 века потребление газа в Европе только в направлении перехода от АЭС к газовой электроэнергетике потребует дополнительных более 100 млрд. куб. м природного газа в год.

В ту же лузу, прогнозируется, что в европейских странах потребность в газе как в моторном топливе к 2020 г. увеличится до 80 млрд. куб. м. Следует учитывать и неизбежное снижение европейской газодобычи. Таким образом, в обозримой перспективе вырисовывается дополнительная газовая ниша размером не менее 200 млрд. куб. м.


«Газпрому» при условии удержания позиций на европейском рынке на нынешнем уровне в 25-30% (пока не видно причин того, чтобы пронырливого монополиста кто-нибудь всерьёз потеснил) потребуется дополнительные порядка 60 млрд. куб. м.

Если концерну будет в тягость нарастить собственную добычу для западного направления, даром, что Россия активно разрабатывает восточное направление в Китай и Японию, то наготове подсобное хозяйство – среднеазиатский газ. Россия откупорит «лампу Аладдина» и выпустит средне-азиатского газового джинна на европейские просторы. Узбекские, казахские и даже туркменские партнеры по сходной цене станут продавать газ «Газпрому», и тот будет загружать российско-украинскую трубу законтрактованным газом до нормальных прибыльных величин. Причем в ущерб европейскому проекту «Набукко», который из последних сил цепляется за жизнь в реанимационном отделении газотранспортных маршрутов.

«Газпром» учитывает «фукусимское» и другие обстоятельства и, как положено одной из самых крупных ТНК, смотрит на несколько лет вперед. В отличие, скажем, от прагматиков, живущих в долг от одного кредита до другого. Потому украинская труба необходима «Газпрому» в борьбе за лучшие стратегические позиции в энергетических потоках. Повторюсь, обладание ГТС не критично в экспансионистских планах монополиста, но всё же наш «труб» - перспективный объект.

ГТС на продажу

По всему видать, в ближайшее время произойдет сдача украинской ГТС Международному консорциуму – в лучшем случае, или полная продажа в единые руки «Газпрома» – в худшем. Оба варианта хуже, но маемо тэ, що маемо.


Произведена оценка стоимости ГТС. Компания Baker Tilly Ukraine, проводившая в прошлом году расчет стоимости ГТС, намерила, ни много ни мало, почти $26 млрд. Разумеется, такую сумму никто не даст за трубу, требующую капитального ремонта. Россия настаивает на цене $15-17 млрд. Расхождение вызвано тем, что оценщик умозрил годовые объемы прокачки в 110 млрд. кубов, а руссияне исходят из достигнутого в 2012 году транзита – 84 млрд. куб. м. Что куда ближе к реальности, т.к. последние 4-е года более 95 млрд. кубов в год украинская труба не пропускала в Европу. А в 2013 году прокачают на пределе рентабельности – 60 млрд. куб. м. Об этом прямым текстом заявил директор департамента Министерства топлива и энергетики Украины Константин Бородин.

Кроме того, аудитор при оценке плюсовал технический газ (сжигается для работы компрессоров, которые «тянут» газ по трубе) по стоимости импортного. Тогда как «Газпром» настаивает на том, чтобы техническое топливо зачитывалось по себестоимости. Одним словом, продавец, подобно цыгану, ломит в гору, а прижимистый покупатель гнет вниз. Скоро узнаем, до чего дотолковались.

В одном можно быть уверенным – нереально рассчитывать слупить с соседа полную стоимость, да ещё и кэшем. Ни нала, ни безнала, скорее всего, не будет. Если выставлен штраф, то его нажатием кнопки «delete» не аннулируешь в «1:С Бухгалтерия». Это «окончательная бумага», которую куда-то надо пристроить. Вот $7 млрд. и будут использованы при оформлении купчей. А недостающая сумма будет добираться за счет снижения цены газа для Украины и, возможно, методом обмена активами. То бишь, дефицит средств возместят допуском структур «Нафтогаза» к газовым закромам Западной Сибири для добычи топлива в пользу Украины.


«Самостийные» дни ГТС сочтены, ибо только через наш «труб» действующая власть может хоть как-то поправить дела в державе.

Антон Дальский
Новости Украины - From-UA