Истории от Олеся Бузины: Сало — сила! Спорт — могила!
25.02.2013 09:00
Не любят наши люди тренировать мышцы.

Все мы знаем слово «спорт». Но кто скажет, что оно значит? Почему пробежать 100-метровку — это спорт? А выпить на скорость литр самогона — почему-то не спорт! Где логика? Ведь для этого тоже необходимо иметь исключительное здоровье и тренированную печень!

Да и вообще: спорт и Украина — это сплошные вопросы! В знаменитом мультфильме «Как казаки в футбол играли» запорожцы выигрывают у основателей футбола — англичан — со счетом 3:13.

А в реальности украинская сборная ни разу не выигрывала чемпионат Европы! Да и участвовала в нем только однажды — в прошлом году. И то, только потому, что Украина была принимающей стороной чемпионата. Сборная Украины проигрывала отборочные матчи даже таким аутсайдерам, как крошечная Словения, которую населяют всего два миллиона человек! Меньше, чем живет в Киеве! Зато в мультфильме мы просто сетку рвем голами. С разгромным счетом!


Претендуя на создание египетских пирамид, колеса и земледелия, наши шароварные патриоты почему-то ни разу не заявили претензий на изобретения футбола, бокса да и любого другого вида спорта. Что же это получается: спорт и древние украинцы — две вещи несовместимые? Но сначала давайте все-таки разберемся, откуда произошло это загадочное слово «СПОРТ»?

«Спорт» происходит от сокращенного древнеанглийского disport. В переводе это означает «развлечение», «игра». Цель этой забавы — определение победителя в любом виде физических упражнений.

Само же английское слово disport было заимствовано из французского языка в XI веке, когда Британию захватили франкоязычные норманны герцога Вильгельма Завоевателя. По-французски desport — «отдых», «разгрузка после работы».

Иными словами, захватили Британию эти норманны и устроили себе «диспорт» — легкую разгрузку после ратных трудов. Рыцарский турнир, например, с утонченным мордобитием копьями по строгим джентльменским правилам!

Кстати, в Киевской Руси той же эпохи никаких рыцарских турниров не проводили. Рыцарей не было! Княжеские дружинники были в основном пешими. Над воинами князя Святослава, когда они впервые сели на лошадей, византийцы откровенно насмехались — те сидели, как собаки на заборе. Тяжеловооруженные катафрактии императора Иоанна Цимисхия легко разбили импровизированную конницу русов. А когда уже в XI столетии русы прочно уселись в седло, их вооружение и доспехи были куда легче западноевропейских. Война шла в основном в степи — с кочевниками. Рыцари для нее были не нужны. Следовательно не было и предпосылок для возникновения турнира как аристократической забавы. Ведь турнир — это и было первое спортивное состязание в Европе с тех пор, как угасли Олимпийские игры античности. Недаром «отдыхать» означало на Руси совсем не то, что в Англии с ее «диспортом»!


Вот как описывал «отдых» наших предков итальянский путешественник Амброджо Контарини, посетивший наши края в 1474 году: «Киев переполнен хлебом и всякого рода мясом. Жители обычно занимаются с утра до третьего часа дня делами, а потом расходятся по шинкам, где остаются до самой ночи и нередко, напившись, завязывают драки».

Наш человек до сих пор не понимает, что такое здоровый образ жизни. Точнее, понимает, но своеобразно. Здоровый образ жизни для наших «пересічних громадян» — это пьянка на свежем воздухе с последующим дебошем. Понапиваются — и давай дурную силу показывать! Неудивительно, что даже такой широко известный источник, как Толковый словарь Владимира Даля, не знает слова «спорт»! А ведь он вышел достаточно поздно — в 1882 году. В Англии в это время уже вовсю играют в футбол по современным правилам. А Великая Россия прекрасно обходилась без спорта. Одними кулачными боями. И Украина тоже процветала тогда без малейшего намека на спортивный дух.

Словарь украинского языка под редакцией Бориса Гринченко, изданный в 1909 году, считается одним из самых авторитетных источников в области языковедения. Российская Императорская Академия наук удостоила его 2-й премии им. Николая Костомарова. Но этот четырехтомный талмуд, как и словарь Даля, тоже не имеет термина «спорт».

Открываю этот словарь. Четвертый том, страница 185. «Спорснути» — есть! «Риба з гачка спорснула». «Спорськати» — то есть «обрызгать» — имеется! «Споруда» — «сооружение» — тоже в наличии! И примерчик соответствующий: «Страшна споруда — сім гаків залізних стирчать попід бойницями високо». Все есть. Только спорта — нет!
Именно по этой причине современные удревнители и улучшатели украинской истории придумали «боевой гопак» и прочие псевдодревнеукраинские боевые искусства. Их отсутствие в древности и порождает современное спортивное мифотворчество. Ведь обидно: у японцев есть карате, а у нас — нет! Так придумаем свое карате. Которое древнее японского.


Кстати, я ничего не имею против гопака как высокого взлета народного духа. Для этого танца нужна действительно замечательная физическая подготовка. Но согласитесь, прыжки «навприсядки» — это не самый эффективный способ поразить врага. Тут нужны более простые методы.

Боевой фокстрот. Вдумайтесь в выражение «боевой гопак»! Это же бред! Сон разума, порождающий чудовищ! Если бы действительно существовал боевой гопак, тогда было бы еще и «боевое танго», «боевой фокстрот», «боевой вальс», «боевые семь-сорок». Вы можете представить боевой вальс, например? Это как? Андрей Болконский подставляет ножку Наташе Ростовой и валит ее прямо в танцзале?

В общем, и смех, и грех. Но все-таки должны же были в глубокой древности у славян существовать какие-то аутентичные, то есть самобытные, виды физической культуры?
Давайте пораскинем мозгами — обратимся к исконно славянскому дедуктивному методу. Скажем, устойчивое выражение «откинуть копыта» (а оно действительно устойчивое — до наших дней устояло!) может свидетельствовать в пользу версии, что наши предки особенно любили скачки?

Увы, археологические раскопки показывают, что у славян было мало лошадей. А тех, которые имелись, можно назвать лошадьми весьма условно. Преимущественно это были обыкновенные крестьянские клячи, на которых пахали землю и возили дрова. Скакать на таких «русских мустангах» было невозможно.

Скачки как аристократическая забава распространились только после Петра Первого. Тогда произошло знакомство с западноевропейскими традициями этого благородного спорта. Породистых лошадей завозили из Германии. Оттуда же пришла и традиция выездки. Все это было частью подготовки офицера кавалерии. «Манеж» (помещение для выездки лошадей и соревнований), «ипподром», «форейтор» — слова или французские, или греческие, или немецкие, что говорит само за себя.


Спорт Льва Толстого. Самыми знаменитыми были описанные Львом Толстым в «Анне Карениной» Красносельские скачки, в которых участвовали гвардейские офицеры элитных конных полков. В общем, лошадиные скачки — это не наше исконное. Но, позаимствовав их, наши предки уже не знали меры в скачкопоклонничестве. В Киеве ипподром продолжал функционировать даже в годы Гражданской войны!

Ипподром был на улице Суворова — неподалеку от завода «Арсенал». Представляете, белые, красные, петлюровцы брали Киев. А на ипподроме продолжались заезды, и люди ставили на приглянувшуюся лошадь. Ипподром убила не Гражданская война, а послевоенное жилищное строительство, когда территорию за входом застроили типовыми многоэтажками. Старый киевский ипподром откинул копыта!

Итак, с выражением «откинуть копыта» теперь все ясно. А два других крылатых выражения: «склеить лыжи» и «отбросить коньки», несомненно, свидетельствуют о жгучем интересе наших пращуров к зимним видам спорта.

Все знают историю об Иване Сусанине — как простой русский мужик завел в болота польских захватчиков в 1612 году. Но почему заблудились поляки? Они были люди европейские. Обожали ездить верхом с удобствами. А тут голод. Россия. Лошадей пришлось съесть и идти пешком. Им бы на лыжи встать! Но они же европейцы. Разве они могут ездить на деревянных русских лаптях? И увязли в глубоких снегах. А тут Сусанин из лесу на лыжах. Местный житель. Поляки и купились. Мол, абориген, знает, где выход из дебрей. А он то ли не знал, то ли не захотел показать. И заехали все за лыжником в болото.


Лыжи в Восточной Европе известны с древнейших времен. В 1982 году ленинградские археологи нашли в Псковской области остатки лыж, изготовленных три тысячи лет назад. Их использовали предки нынешних финских племен, жившие тогда в этих местах. От финнов лыжи позаимствовали славяне. Уже в XV веке в войсках великого князя московского были отряды боевых лыжников.

Тем не менее, еще в начале ХХ века лыжи, как и другой спортинвентарь, в Российской империи были в основном иностранного производства. Вот отрывок из воспоминаний русского гимназиста Юрия Мейера, родившегося в 1897 году: «Мощным магнитом для нас был магазин Байкова, торговавший спортивными приборами. Там мы покупали лыжи марки Темпо и Хапавези и теннисные ракетки английского производства Дрива и Дохетти». Зайдите сегодня в любой спортивный магазин в Киеве или Москве. Вы увидите ту же картину. Спортинвентарь будет преимущественно импортного производства!

Единственным отечественным спортивным инвентарем можно было считать выточенные на токарном станке палки, которыми играли в русскую народную игру городки. Из этих палок выкладывали сложные фигуры — их нужно было разбить по достаточно сложным правилам. Играли в городки на хорошо утрамбованных земляных площадках. Когда в советские времена площадки для городков стали асфальтировать, выяснилось, что на земле играть более разумно — тяжелые дубинки вдребезги разбивали асфальт.

В городки любили играть писатели Лев Толстой и Максим Горький, певец Шаляпин, мучитель собак академик Павлов, а также такие выдающиеся деятели Октябрьской революции, как Ленин и Сталин. А потом городки были банально вытеснены буржуазным боулингом. Потому что, как говорится, катать шары легче, чем кидать палки.

Но продолжим наше спорт-расследование. Вернемся к богатому выражению «отбросить коньки». О, сколько в нем оттенков смысла! Отбросить коньки в России вы могли со времен Петра Первого. Побывав в Голландии, где в начале XVIII века массово увлекались конькобежным спортом, царь-реформатор завез это изобретение в родные края и даже приказал наладить производство железных коньков в городе Тула — мировой столице самоваростроительной промышленности. И вот уже Пушкин писал через сто лет после эпохи Петра — Великого Конькобежца: «Как весело, обув железом острым ноги, скользить по зеркалу стоячих ровных рек».


Еще веселее стало во второй половине XX века, когда в Советском Союзе широкое распространение приобрел канадский хоккей — игра, в которой молодцы на коньках с клюшками пытаются загнать шайбу в ворота, иногда попадая друг другу в голову — или шайбой, или просто кулаками в особо драматические моменты.

Сталин «виноват». Советский хоккей — заслуга сталинской эпохи. Еще в 1932 году захваченный вредителями-троцкистами журнал «Физкультура и спорт» гневно писал о хоккее: «Игра носит сугубо индивидуальный и примитивный характер. На вопрос, следует ли у нас культивировать канадский хоккей, можно ответить отрицательно».

Но вскоре товарищ Сталин покончил с неспортивными троцкистами, презиравшими хоккей. И уже в 1946 году, благодаря неусыпной заботе вождя о здоровье трудящихся, было проведено первое всесоюзное хоккейное первенство. А на первом чемпионате мира по хоккею сборная СССР стала чемпионом, разгромив в финале канадцев со счетом 7:2. Это случилось в 1954 году. Иосиф Виссарионович не дожил до великой хоккейной победы всего один год.

Однако с массовым офизкультуриванием советских людей дело шло не гладко. Подводя итоги советско-финской войны 1940 года, партия и правительство вынуждены были констатировать: «Наши бойцы и командиры мешковаты, неповоротливы, плохие физкультурники, быстро выдыхаются. Нужно поставить вопрос, чтобы в школе физкультура была важнейшим предметом!».

В ту же великую эпоху русский язык обогатился еще одним устойчивым спортивным выражением. Начиная с 30-х годов, наш предок получил шанс не только «откинуть копыта» и «отбросить коньки», но и «склеить ласты»! Технические виды спорта широко входили в новую социалистическую жизнь! В СССР они развивались как часть военной подготовки. Парашютные кружки — для потенциальных десантников. Аэроклубы — для будущих летчиков. А вообще школьные уроки физической культуры давали базовую физическую подготовку будущим солдатам, охваченным системой общего призыва.


И трудно сказать, что лучше — то время или наше? Тоталитарным режимам нужны были здоровые люди, чтобы убивать их быстро в борьбе за лучшее будущее. А демократическим режимам нужны люди хронически больные, чтобы убивать их медленно. С помощью сигарет, водки, пива и таблеток. Я же предпочитаю, все-таки, спорт. Во имя самого себя, а не медали. Как развлечение после работы. Подвиг самосохранения — вот наша цель.