Диффузии украинской элиты
15.05.2013 08:00
Одни из них руководствуются лишь интересами собственной выгоды и всегда поддерживают власть, кто бы к ней ни приходил. Другие, напротив, из принципа, добровольно уходят в оппозицию. Третьи, которых большинство, мечутся из стороны в сторону, пытаясь заключить союз с одними, чтобы уничтожить других и отвоевать себе место на Олимпе.

Друзья приветствуют их как благоразумных политиков, сделавших правильный выбор, а враги обзывают политическими проститутками, предавшими интересы избирателей. Но мы не будем их судить или оправдывать, мы просто расскажем о некоторых из них…

Одним из самых известных политических бегунов является Пётр Порошенко. Сегодня уже мало кто помнит, что этот автобусно-кондитерский олигарх начинал с членства в СДПУ (о) и считался одним из самых верных «детей Кучмы». Как это ни странно, но Пётр Алексеевич даже был лидером «Солидарности» - вначале отдельной партии, а затем фракции в парламенте, заявляющей себя «левоцентристской». Украина – воистину страна контрастов: тут олигархи возглавляют движения, заявленные как левые, но отстаивающие интересы крупного бизнеса и чиновников.


В 2001 году Пётр Порошенко принимал участие в создании провластной Партии регионов, но буквально через несколько месяцев присоединился к «Нашей Украине» и спешно собираемой команде Виктора Ющенко, которому он вскоре стал кумом и самым близким соратником. Когда Юлия Тимошенко язвительно пародировала фразу «любі друзі», то она в первую очередь имела в виду именно Порошенко.

Неизвестно, почему типичный «кучмовский олигарх» Порошенко тогда перебежал в лагерь якобы оппозиционного Ющенко, благодаря чему получил имидж первого украинского национально-сознательного и демократического олигарха. Одни говорили, что он почуял скорую перемену власти и быстро сделал правильный выбор. Другие – что его благословил на это сам Кучма, который готовил передачу власти именно Ющенко. Но интересно, что, даже будучи в лагере «оранжевых», Порошенко немало сделал и для противоположной стороны: он активно примирял их, был одним из инициаторов принятия «политреформы» в обмен на признание «третьего тура» и т.д.

Возле Виктора Андреевича он отирался все пять лет президентского правления и даже сумел оттеснить от кума Юлию Владимировну. Порошенко был секретарем СНБО (2005), лидером парламентского комитета по финансам (2006), главой совета Нацбанка (2007), министром иностранных дел (2009).

Казалось, что после сокрушительного поражения Ющенко на выборах 2010 года политическая карьера Порошенко окончена. Но не тут-то было! Петр Алексеевич не зря неоднократно поддерживал идеи «широкой коалиции» в формате «НУНС+ПР», не зря всегда высказывался за объединение «оранжевого» и «синего» лагерей. Поэтому когда «оранжевые» канули в прошлое, Порошенко остался и был принят в ряды новой власти. 23 марта 2012 года Янукович назначил его министром торговли и экономического развития.


Однако после последних парламентских выборов Порошенко предпочел сохранить депутатский мандат и вновь ушел в Верховную Раду, что, в свою очередь, вызвало немало слухов и предположений…

Михаил Бродский, по слухам, обладает состоянием куда более скромным, хотя тоже входит в число богатейших людей Украины. Возможно, ему мешал в этом его вспыльчивый характер, из-за которого он частенько попадал в опалу.

В парламент он попал прямо из камеры СИЗО, где сидел по делу о крахе акционерного банка «Денди» (закрытого за отмывание денег). Учитывая, что работу «Денди» фактически остановил Нацбанк Украины, главой которого в 1998 году был Виктор Ющенко, было понятно, почему Бродский так ненавидел этого «бухгалтера» и постоянно его критиковал. Что, впрочем, не помешало ему поддержать оного на выборах 2004 года, а затем снова обрушиться на него с критикой.

Вообще, Бродского можно охарактеризовать как «невменяемого» политика, но при этом он является хорошим оратором, не лезущим в карман за словом и любящим шокировать публику откровениями, заявлениями и обвинениями. В этом заключается его фирменный стиль: там, где другие политики раздают обещания или устраивают глупые сцены умиления, Бродский заводит публику своими «воспоминаниями», что делает его очень интересным персонажем публичной политики Украины.

В 2002 году он пошел на выборы со своей партией «Яблоко», достав телезрителей рекламой «…она нас не подведет!». Партия набрала 1,15% голосов и со свистом пролетела, после чего стала кооперироваться с «Батькивщиной». На следующих парламентских выборах члены «Яблока» шли в Раду по спискам БЮТ.

Но во время политического кризиса 2006-2007 гг. Бродский не сдержался и раскритиковал (мягко говоря) всех: и «Нашу Украину», и БЮТ, и коалицию регионалов-социалистов. В итоге в 2007 году Бродскому пришлось снова идти в парламент самостоятельно, переименовав «Яблоко» в «Партию вольных демократов». Но приглашение в первую пятерку списка партии майора Мельниченко, с целью укрепления имиджа самого Бродского как «великого разоблачителя», не помогло. Ему оставалось лишь время от времени появляться в телевизоре и ругать всех подряд, особенно тщательно промывая кости Юлии Владимировне.


Старания не прошли даром: сразу после победы Януковича на президентских выборах Михаил Бродский был назначен главой Госкомпредпринимательства, после этого он почти исчез из СМИ…

Тарас Чорновил тоже не зарабатывал себе имидж пустыми обещаниями и стал известен как политик, старающийся говорить правду. К сожалению, его правда всегда оказывалась ненужной власти, поэтому при ней Чорновил долго не задерживался. Причем уходил сам.

Как сын одного из создателей «Народного Руха», Тарас Чорновил легко победил на довыборах (они проводились во Львове), сменив в парламенте своего отца. Однако дальнейшие события показали, что Тарас Вячеславович – не копия Вячеслава Ивановича. После смерти отца «Рух» распался, а сын оказался сиротой во всех смыслах слова. Чорновила-младшего не считали лидером, его просто держали в партии как сына знаменитого политика, живой символ. Но быть просто одним из «руховцев» он не смог, да и не захотел. Если отец был пылким сторонником национально-патриотической идеологии, то сын выбрал имидж патриота-правдоруба.

В общем, Тарас Чорновил не усидел в блоке «Наша Украина», депутатом от которого был с 2002 года. Он лично поссорился с Виктором Ющенко (это был первый вызов, брошенный «мессии» его однопартийцем) и ушел от него в депутатскую группу «Центр».

А в декабре 2004 г. Чорновил удивил всех своим неожиданным поступком, уйдя к проигравшему Януковичу, от которого в то время все разбегались, как от зачумленного. Это была настоящая сенсация! Сторонники Ющенко проклинали его как предателя, сторонники Януковича зауважали его как «единственного нормального львовянина». Регионалы немедленно воспользовались услугами Чорновила – его превратили в очередной живой символ, на этот раз как воплощение лозунга «Схід і Захід разом!». Дважды (в 2006 и 2007) он избирался в Раду в первой пятерке ПР.


Их было двое «западнян» - Тарас Чорновил и Ганна Герман. Но в отличие от своей соратницы, Чорновил так и не стал украиноязычным адвокатом регионалов. Не стал он и помалкивать в тряпочку. Будучи сторонником политического союза между ПР и БЮТ (против Ющенко), Чорновил раскритиковал идею «широкой коалиции в формате «НУНС + ПР», более привлекательном для «донецких». В конце концов, в 2008 году Чорновил покинул Партию регионов, оставшись на четыре года независимым внефракционным одиночкой. Теперь «воплощать Галичину» Ганне Герман приходится одной…

Александр Лавринович сам стоял у истоков создания «Народного Руха», а в 1994-2001 годах был координатором его парламентской фракции. В 2002-м Лавринович избирался в Верховную Раду уже в третий раз в составе блока «Наша Украина», однако отказался от мандата, предпочтя ему предложенное кресло министра юстиции Украины, которое и занимал в первое премьерство Януковича, аж до 2005 года.

После «оранжевой революции» Лавринович не покинул кабинеты власти. Его назначили заместителем председателя правления «Укрнафты» (2005), где он дождался создания «антикризисной коалиции» и получил из рук регионалов должность первого заместителя министра Кабмина (2006), а затем снова стал министром юстиции (2006).

На выборы 2007 года бывший «руховец» Лавринович уже пошел в составе списка Партии регионов, а сразу после победы Виктора Януковича (2010) снова получил свой портфель министра юстиции.

Кстати, такой курьез: хотя Лавринович считается выдающимся юристом и даже, как видите, в третий раз стал министром юстиции Украины, изначально он был инженером в сфере оптических приборов (имея профильную кандидатскую диссертацию). Своё юридическое образование он получил лишь в 1998 году, уже будучи известным политиком и народным депутатом...


Сергей Головатый тоже был основателем «Народного Руха» и тоже несколько раз был министром юстиции Украины. Правда, в отличие от своего коллеги и соратника, Головатый изначально получил образование юриста-международника.

В 1995 году после печально известных «кровавых похорон патриарха», на которых УНСО дралась с ОМОНом, а депутат Головатый (со слов участников событий) бегал между ними и кричал, что расскажет обо всем этом мировому сообществу, ему впервые предложили должность министра юстиции (в правительства Марчука, а затем Лазаренко). Запад про побоище на Софийской площади ничего не узнал, а Головатый сделал успешную карьеру в украинской парламентской делегации в ПАСЕ (в которой заседал до 2008 года).

Головатый был просто-таки каким-то политическим кузнечиком, прыгая из власти в оппозицию и наоборот, из одной партии в другую. В 90-е он входил в депутатскую группу «Реформы», затем в партию «Вперед, Украина!» (не путать с партией Королевской), в 2002-м избирался как кандидат от блока БЮТ, а уже в 2005 г. он банально кинул Юлию Владимировну, проголосовав за избрание премьером Юрия Еханурова. За это Головатый был изгнан из БЮТ, но зато получил из рук Еханурова щедрый подарок: ему вернули пост министра юстиции.

Головатый перешел в блок «Наша Украина», в котором под номером 43 вошел в Верховную Раду в 2006 году. Прошло всего несколько месяцев – и он выступил против президента Ющенко, который развязал политический кризис. За это Головатого исключили из НУ, и он пошел на досрочные выборы в составе Партии регионов, в составе фракции которой пробыл до 2012 года. Но это ещё не всё!

Летом 2012 года Головатый вдруг вспомнил свою национал-патриотическую молодость и выступил против языковой реформы Партии регионов. Он обрушился с нещадной критикой ратификации «Хартии языков», уверял всех, что единственный язык, требующий защиты, – это украинский, и наговорил много глупостей. Чем ближе к выборам, тем больше Головатый выступал (в обоих смыслах). Причина этого совершенно непонятна, так как этот маневр ничего ему не принес: он не получил обратно ни пост министра, ни место в ПАСЕ, его даже прокатили на парламентских выборах…


Наталья Королевская в украинской политике сравнительно недавно, однако её «прыжок» был в свой время новостью номер один. В 2006 году эта «королева мороженого» пришла в парламент в составе блока «газовой принцессы». Возможно, её выбор обосновывался тем, что «Батькивщина» была самой мощной на то время партией из стоявших у власти, а Юлия Тимошенко – перспективным кандидатом в президенты.

Как бы там ни было, но на выборах 2006, 2007 и 2010 годов Королевская не смогла обеспечить в родной Луганской области приличные результаты ни «Батькивщине», ни Тимошенко. Зато после ареста Юлии Владимировны стала явно претендовать на роль новой «богини». Но расчет оказался неверным, и Королевскую из «Батькивщины» выжили верные.

Ей ничего не оставалось, кроме как начать свою игру. Возглавив УСДП и дав ей удалое название «Партия Натальи Королевской «Украина – вперед!», она пошла на выборы 2012 года, изрядно потратившись на свой пиар. Деньги пропали зря: вопреки бодрым прогнозам, партия набрала лишь 1,58% голосов, а Королевскую обвинили, что она работает на Банковую, воруя рейтинг у «Батькивщины». И хотя сама Королевская постоянно заявляла о своей «конструктивной оппозиции» к регионалам и Януковичу, 24 декабря 2012 года ей предложили пост министра социальной политики в правительства Азарова. Королевская не возражала…

Владимира Олейника украинские избиратели уже порядком подзабыли, а ведь в 1999 году его фамилия несколько недель гремела в новостях, вместе с другими участниками «Каневской четверки»: Александром Морозом, Владимиром Марчуком и Александром Ткаченко. Правда, гремела она, в основном, в связи со своим крахом: Марчук отказался от Мороза в качестве единого кандидата в президенты. Говорят, это была одна из избирательных технологий Кучмы, который дробил и разобщал своих противников. Тем не менее, сам Олейник на втором туре выборов призвал своих избирателей: лучше краснеть за Симоненко, чем синеть за Кучму!


Кучма по этому поводу заметил: «я его породил, я его и…». Олейник (тогда – мэр Черкасс) закричал о готовящихся репрессиях (против него открыли 8 уголовных дел) и ушел в партию «Собор» бывшего комсомольского лидера Анатолия Матвиенко, вместе с которой затем попал в БЮТ. На «оранжевом» Майдане он снова держался за руки с Александром Морозом, а в 2006 году вместе с ним же перешел на сторону «антикризисной коалиции». И уже в 2007 и 2012 годах избирался в Верховную Раду от Партии регионов…

Владислав Каськив тоже начинал как противник действующей власти. В 1990-м семнадцатилетний Владик участвовал в студенческой «революции на граните», после чего забросил учебу и добрых десять лет занимался общественной работой: то возглавлял студенческие братства, то организовывал школу молодых политиков, то возглавлял какие-то коммуникационные проекты.

Но вот неожиданно недоучившийся гуманитарий (историк-филолог) и общественник Каськив вдруг обратил на себя внимание Мирового Банка – и в 2001 году стал членом некой контактной группы, а также советником министра экономики. А затем, что еще более интересно, он стал одним из организаторов движения «ПОРА», в которой очень гармонично сплелись чрезмерно активные молодые «революционеры» из каськивского «студенческого братства» и потоки очень хорошего финансирования из-за рубежа. Как известно, «ПОРА» не только сыграла большую роль в организации Майдана, но и пыталась сунуться со своей «революцией» в Беларусь. Впрочем, там её деятельность пресекли сразу же, еще на вокзале.

С приходом к власти Ющенко, Каськив забросил простестную деятельность и стал греться в лучах власти Виктора Андреевича. Он получил депутатский мандат (и прогуливал каждое второе заседание), должность президентского советника и несколько мест в «наблюдательных советах». А в 2009 году (внимание!) недоучившийся гуманитарий Каськив стал советником премьер-министра по вопросам… иностранных инвестиций. Его бывшие соратники ухмылялись: чего-чего, а уж в иностранных инвестициях «грантоед» Каськив разбирается хорошо!


С приходом к власти Януковича, бывший «оранжевый» революционер-затейник Каськив не стал уходить в оппозицию. Напротив, его связи с западными кредиторами оказались востребованы и при «синих»: из рук своего бывшего политического противника Каськив с благодарностью принял должность главы Государственного агентства по инвестициям. Надо полагать, что этот талантливый молодой политик пойдет очень далеко…

Не спешит покидать власть и его соратник по «молодежному движению» и «оранжевой революции» Юрий Павленко. В своё время он был одним из самых молодых украинских министров – в 2002 году (в 27 лет) Павленко возглавил ведомство по делам семьи и молодежи. Сидеть в кабмине Януковича и работать против него на Ющенко – его это совсем не смущало. Поэтому Павленко оставался на своей должности аж до конца 2006 года.

Вторично ставший премьером Янукович уже не захотел иметь с ним дело, и Павленко пошел плакаться к Виктору Андреевичу, взявшему его к себе советником, а потом пристроившему его главой Житомирской ОГА. А в 2007 году Павленко вернулся в свой родное министерство, в котором просидел до очередного возвращения во власть Виктора Януковича.

Но ставший главой державы, Виктор Федорович был милостив и назначил Павленко своим уполномоченным по правам ребенка. Надо полагать, что на этом карьера молодого дарования лишь временно приостановилась…


Этот список будет неполным без такой личности, как Виктор Балога. Человек, известный как хозяин Закарпатья и еще один близкий друг Виктора Ющенко, оставивший его после политического краха несостоявшегося «мессии».

В свое время Балога обеспечил СДПУ (о) хороший результат в своей области на выборах 1998 года, а в 2000-м демонстративно покинул партию. Через год Балога выступил на стороне Виктора Ющенко, пожертвовав должностью губернатора Закарпатья, но зато получив мандат депутат Верховной Рады, войдя во фракцию «Наша Украина».

После «оранжевой революции» Балога получал новые должности чуть ли не каждый месяц: губернатор Закарпатья, глава МЧС, глава Секретариата Президента, глава политсовета НУНС… Ющенко доверил ему самое важное: фактическое руководство президентской властью во время политического кризиса 2006-2007 годов. Именно Балога сумел разрешить ситуацию в пользу Ющенко, причем так, что сблизил его с олигархической верхушкой «донецких». Практически Балога уговорил их на разрешение кризиса путем взаимного перемирия НУНС и ПР с созданием между ними «широкой коалиции».

Однако, как известно, против такой коалиции выступала Юлия Тимошенко, а её поддерживали непримиримые (пока ещё) национал-патриоты НУНС. Коалицию создали путем союза с БЮТ, а перед Ющенко поставили услвоие: либо он избавляется от врагов Тимошенко, либо она создает ему большие проблемы. Это и стало причиной последующей отставки Балоги, который ушел из «Нашей Украины» и создал свой «Единый Центр», нацеленный на будущий союз с регионалами.


Этот союз состоялся, но не в таком качестве, в каком его видел Балога. Регионалы просто предложили ему министерскую должность. После сокрушительной победы в 2010 году (взяв все ветви власти) ПР уже не предлагала никому равные союзы, она просто предлагала присоединяться к себе, что и сделали Виктор Балога, а затем и Петр Порошенко…

Виктор Дяченко
Новости Украины - From-UA