Кто нас будет танцевать?
20.09.2004 09:41
… массовку из привередливой и занятой киевской публики – задача не из легких. Но едва лишь пустовавшие летом офисы и вузы заполнились людом, сразу три ведущих кандидата решили удовлетворить потребность киевлян в шумных зрелищах.



Под ленинские ритмы

Петр Симоненко предпринял попытку завоевать умы и сердца избирателей Киева 7 сентября. Местом для общения с избирателями коммунисты избрали место боевой славы своих предшественников – площадь перед заводом «Арсенал».

Основную массу собравшихся составляли члены многочисленной партии последователей Ленина и сочувствующие им пенсионеры. Молодежь, проходившая в это время мимо, иногда останавливалась послушать. Несколько десятков красных флагов Компартии колыхались на 2-метровых древках, бывших ранее телескопическими удочками.

Петр Симоненко не умолкал почти два часа, объясняя присутcтвующим, что на предстоящих выборах схлестнулись всего две силы: криминальный капитал и народ Украины. Но если «антинародному режиму» доставались уже привычные обобщенные обвинения, то в лице «Нашей Украины» и ее лидера вождь Компартии нашел свежий и удобный объект для отработки ударов.

П. Симоненко, в частности, припомнил Виктору Ющенко и его генетическую связь с нынешней властью, и его жену-американку, гневно-иронично прошелся по признанию самого Виктора Андреевича о том, что его социальная программа ничем не отличается от программы коммунистов. «Это и есть политический цинизм, с которым они идут на выборы», – прокомментировал Петр Николаевич.

П. Симоненко, оказывается, неоднократно замечал съемочные камеры оппонентов на своих митингах. Так, по его мнению, другие кандидаты «крадут» методы КПУ. «Они копируют нашу социальную программу, подставляя свою идеологию», – уверен Петр Николаевич, не уточнив, правда, намерен ли он оспаривать нарушение авторских прав в судебном порядке.

Досталось от Петра Симоненко и Александру Морозу. Он напомнил, что социалисты голосовали за пенсионную реформу, за бюджет 2003 года, «сокращающий льготы нашим гражданам», и даже за внесение в повестку дня закона о реабилитации ОУН-УПА.

Не так важно быть Цицероном, как чувствовать аудиторию и соответствовать ей. И Петр Николаевич, и приходящие внимать ему седовласые сторонники вполне удовлетворяют друг друга. На митинге толпа желающих соприкоснуться с вождем напирала так сильно, что одну пожилую женщину уронили на асфальт. Пенсионерка отделалась легким испугом. А вождь коммунистов, насладившись виртуальной победой над оппонентами, пробился к своей пролетарской «Тойоте – Campri» и скрылся за поворотом.

Разноцветный праздник социалистов

Александр Мороз попытку покорения столицы провел в четверг, 16 сентября, в день исчезновения Георгия Гонгадзе. Призрак пропавшего журналиста уже четыре года служит лидерам бывшей радикальной оппозиции неким сакральным символом борьбы.

Однотонного малинового моря из флагов и транспарантов Соцпартии не получилось. К акции присоединилось большое количество молодежи с оранжевой атрибутикой «Так! Ющенко», члены партий «Батькивщина» и «Собор». Отдельной группой развевались флаги Украинской народной партии – одной из главных составных блока «Наша Украина». Флагов же самого блока было не больше пяти – после того, как брэнд блока присвоила себе партия «Реформы и порядок», соратники Юрия Костенко решили, видимо, что своя рубашка ближе к телу.

Открыл акцию на Майдане Незалежности Юрий Луценко, один из уличных вождей 2000 – 2001 годов. Он сказал, что волнения тех лет вполне могли бы закончиться победой протестующих, «если бы не отмолчались коммунисты, если бы В. Ющенко не отсиделся в мягком премьерском кресле». После этих слов некоторые участники митинга попытались кричать «Ганьба!». Ю. Луценко в ответ смягчился и призвал «голосовать вместе».

Народный депутат социалист Иван Бокий сравнил Георгия Гонгадзе с Павлом Тычиной (украинский поэт умер как раз 16 сентября). «Я понимаю, что Г. Гонгадзе – рядовой журналист, но оба они – люди, которые отдали жизнь за Украину. Они оба старались говорить правду, хотя не всегда это у них получалось», – сказал И. Бокий.

Под конец порадовал своим появлением единственный из звезд первой величины, почтивший это мероприятие, – Александр Мороз. Традиционно поругав власть, он поддержал своего молодого соратника Ю. Луценко. «Давайте слушать друг друга. Давайте не обзывать друг друга непристойными словами, например, называя тех, кто тут лежал на бетоне, фашистами», – сказал Александр Александрович, припоминая, таким образом, давнюю историю. В кульминационный момент «бархатной революции» 2001 г. Виктор Ющенко подписал так называемое «обращение трех» (вместе с Президентом Леонидом Кучмой и спикером Иваном Плющом), в котором действия участников палаточной акции сравнивались с фашистскими.

«До сих пор не прозвучали слова извинений перед этими людьми. Я думаю, время для этого уже настало», – подчеркнул А. Мороз.

Затем митингующие отправились на улицу Банковую. Ю. Луценко вывел молодежь на проезжую часть улицы Институтской, и на короткое время движение транспорта было перекрыто. Милиция не возражала. Юрий Луценко прикрепил к стене дома №6, где находятся комитеты Верховной Рады, жестяную табличку с надписью «улица Георгия Гонгадзе».

Люди клали цветы, ставили свечи. Милиционеры приподнимали красную ленту, перегораживавшую путь, чтобы митингующим было удобней проходить туда и обратно. Заморосил дождик, и митинг рассосался – участники акции спешили укрыться в метро и близлежащих кафешках. И, слава Богу, никакой арматуры, никаких кусков асфальта и уж тем более – пролетарских булыжников…

«Нашу» песню не отравишь!

И социалистов, и коммунистов по массовости и яркости переплюнул, конечно, Виктор Ющенко, который выступил перед киевлянами в субботу, 18 сентября. Его митинг «Приди и послушай» организаторы дополнили концертом. Заявленные музыканты – «Плач Єремії», «ТарТак», «Танок на майдані Конго» и «Воплі Відоплясова» – пользуются немалой популярностью среди молодежи. Однако наученные опытом подростки подтянулись непосредственно к концерту, проигнорировав речь кандидата.

Большая часть юных киевлян, внимавших слову народного кандидата, были подтянуты организаторами. Среди них были в основном тинейджеры, а то и вовсе лица неизбирательного возраста. Вокруг Украинского дома выстроилась цепочка из парней и девчушек с оранжевыми повязками. Как и чем они могли бы остановить возможных нарушителей спокойствия, установить так и не удалось, поскольку таковых, по счастью, не оказалось.

Интерес к мероприятию на Европейской площади подогрел анонсированный накануне скандал, связанный с «отравлением» Виктора Ющенко. В кульминационный период избирательной кампании, как известно, даже насморк кандидата может иметь глубокий политический смысл. И многие пришли на площадь, движимые желанием лично посмотреть, как выглядит Виктор Андреевич.

Однако вместо Виктора Андреевича на сцену вышел Тарас Петриненко и сообщил, что «всенародно любимый» задерживается. Певец исполнил два произведения, однако его мало кто слушал: то ли волновались, куда же делся кандидат, то ли мешал плохо выставленный звук, то ли потому, что представители поколения, давно выбравшего «Спрайт» и «Фанту», ждали совсем других звезд.

Помимо традиционных лозунгов, которые мелькают в различных вариациях на митингах всех кандидатов, обнаружился весьма любопытный призыв: «Влада в нашій Україні має належати етнічним українцям». Еще одна активная женщина затеяла в толпе продажу книг: «Жидівська еліта України» предлагалась за 3 грн., «Жидівське ярмо України» – за 10 грн. Высказывания депутата от «Нашей Украины» О. Тягнибока по поводу «жидовско-москальской мафии», видимо, пока еще не нашли себе серьезного издателя…

Но вот появился Он. Дикция у кандидата была смазана – давал себя знать недавний приступ острого панкреатита. О нем Виктор Андреевич рассказал в первую очередь. «Две последние недели были наиболее трагичными в моей жизни, – объявил собравшимся В. Ющенко. – Я мог бы не стоять перед народом, мог даже не сидеть в инвалидной коляске». Выглядел Виктор Андреевич и впрямь не важно. Однако, видимо, по задумке организаторов, показать народу «живого вождя» было важнее, чем спровоцировать чувство жалости к политическом лидеру, которое в основном и вызывал болезненный вид оратора.

Свою 20-минутную речь Виктор Ющенко посвятил перечислению пунктов предвыборной программы и критике действующей власти. Сенсаций не было, если не считать самого появления Виктора Андреевича и его нездорового внешнего вида. Разве что обещание сделать все, «чтобы передача власти прошла мирно, без потрясений и насилия», которое было «смягчено» следующим пассажем: «Хочу предупредить бандитов, которые у власти: не играйте с огнем, не будите людской гнев. Вы по закону ответите за фальсификации, за преследования каждого человека». Какое уж тут «ненасилие»…

Кандидата на сцене сменила группа «Плач Єремії». Едва ребята допели первую песню, висевший на сцене плакат Виктора Ющенко заменили надписью «Первый тур фестиваля «Песни свободы».

Колонны с транспарантами в поддержку В. Ющенко начали расходиться. На их место с Майдана повалила толпа молодежи – их интересовала музыка, а не политика. Пиво на площади лилось рекой, народ плясал и веселился. Рядом началась дискотека в поддержку кандидата А. Ржавского. Наслушавшись «песен свободы», многие отправились танцевать под иностранные электронные ритмы – но уже под красно-белыми флагами «Єдиної родини».

Никаких провокаций в этот день не было, хотя, надо полагать, многие возлагали большие надежды на какое-нибудь ЧП. Милиция не чинила никаких препятствий выражению политических кредо и не мешала подросткам оттянуться «по полной».

Прагматичные киевляне развлекаются за счет претендентов на булаву как могут, отнюдь не считая, что кандидат, который «кормит» электорат, должен его и «танцевать»...
Елена Злобова
Семен Столбенко